Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Перерасчет размеров пособий организации будут производить самостоятельно)

Марина Артеменко, начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
Комментируемое постановление (далее – постановление № 414) направлено:
– на приведение норм Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение) в соответствие с Законом РБ "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (в ред. Закона РБ от 16.11.2010 № 191-З) (далее – Закон);
– корректировку отдельных норм Положения с учетом практики его применения.
Установлен единый порядок удержания излишне выплаченных пособий
В Положении в настоящее время предусмотрен единый порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий. Установлено, что излишне выплаченные суммы пособий и (или) надбавок к ним вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия заработка или другого дохода, непредставления (несвоевременного представления) сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия и (или) надбавки к нему, других изменениях, влияющих на право получения пособия или на его размер, а также в результате счетной (арифметической) ошибки подлежат возврату получателем на основании решения комиссии по назначению пособий. То есть возврат в таких случаях граждане осуществляют в добровольном порядке единовременно либо в размерах, установленных получателем, по согласованию с комиссией по назначению пособий.
 
Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, начисленного ранее работнице вследствие представления ею документов с заведомо недостоверными сведениями;
Д-т 69 – К-т 70
методом "красное сторно" на сумму указанного выше пособия;
Д-т 69 – К-т 51
– перечислена Фонду ранее излишне начисленная сумма пособия*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.
В случае отказа получателя от возврата в добровольном порядке удержание следует производить из выплачиваемого пособия на основании решения комиссии по назначению пособий в размерах не выше 20 % действующего размера пособий до полного погашения задолженности.
 
Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, начисленного ранее работнице вследствие представления ею документов с заведомо недостоверными сведениями;
Д-т 69 – К-т 73-2
методом "красное сторно" на сумму указанного выше пособия;
Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, правомерно начисленного в настоящее время этой работнице;
Д-т 70 – К-т 73-2
– ежемесячно на сумму удержания в размерах не выше 20 % действующего размера пособий до полного погашения задолженности.
В случае прекращения выплаты пособия и надбавки к нему до полного погашения задолженности, удерживаемой на основании решения комиссии по назначению пособий, задолженность следует взыскивать в судебном порядке.
Для сравнения: ранее порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий регулировали нормы пп. 14 и 29 Положения. Пунктом 14 были установлены добровольный порядок удержания (по заявлению получателя пособия) и судебный порядок – в случае отказа от возврата в добровольном порядке. Пункт 29 определял иной порядок возврата в случае оформления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, – по решению комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, т.е. заявления получателя на возврат излишне выплаченных сумм пособий не требовалось. Таким образом, в различных ситуациях применяли разный порядок возврата излишне выплаченных сумм пособий.
Организации ежеквартально будут самостоятельно перерассчитывать размеры пособий
Органы по труду, занятости и социальной защите, иные организации, назначающие и выплачивающие пособия, должны самостоятельно осуществлять перерасчет размеров пособий в случаях, установленных ст. 33 Закона. Такие дополнения внесены в п. 15 Положения.
От редакции:
С 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перерасчету подлежат следующие виды пособий (ст. 33 Закона):
– минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц (50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров РБ за 2 последних квартала (далее – наибольшая величина бюджета прожиточного минимума), относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам);
– пособие в связи с рождением ребенка (при рождении первого ребенка – в размере 5-кратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка; при рождении второго и последующих детей – в размере 7-кратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка);
– пособие женщине, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшей их и выполнявшей предписания врачей в течение всего срока беременности (в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка);
– пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ст. 13 Закона);
– пособие на детей старше 3 лет (ст. 16 Закона);
– пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ст. 20 Закона);
– пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ст. 22 Закона).
 
При этом нужно применять методику расчета и округления пособий, используемую органами по труду, занятости и социальной защите в автоматизированной системе ведения пенсионных дел (АСВПД). То есть следует производить округление общей суммы пособий и надбавок к ним в порядке, установленном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 14.09.2004 № 103 "Об округлении заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пособий и других социальных выплат и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 6".
Информируем, что размеры государственных пособий ежеквартально будут размещены на сайте Минтруда и соцзащиты РБ (http://www.mintrud.gov.by), а также в средствах массовой информации после утверждения постановлением Правительства РБ бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
До настоящего времени размеры пособий в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения ежеквартально утверждало постановление Минтрудаи соцзащиты по согласованию с Минфином РБ.
Изменения коснулись и иных норм
Кратко изложим иные нормы, которые претерпели изменения либо были дополнительно внесены в Положение.
1. Изменения, внесенные в подп. 1.6 п. 1 Положения, направлены на приведение наименований государственных пособий в соответствие со ст. 2 Закона.
2. Функции назначения пособий лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (далее – микроорганизации), у индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, переданы от нанимателей органам по труду, занятости и социальной защите (ст. 27 Закона), поэтому в п. 2 Положения внесено соответствующее дополнение. Смысл его заключается в следующем: матери в полной семье, которая относится к вышеуказанной категории работников, государственные пособия назначают и выплачивают в органах по труду, занятости и социальной защите.
3. Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ ежегодно не позднее 25 января должен представлять в комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Мингорисполкома сведения по микроорганизациям. Эти сведения подтверждают статус микроорганизаций и правомерность назначения пособий в органах по труду, занятости и социальной защите лицам, работающим в таких организациях. Данные дополнения внесены в п. 2 Положения.
4. Пункт 8 Положения дополнен нормой, регулирующей порядок выплаты государственных пособий лицам, работающим в микроорганизациях, в случае изменения (увеличения) численности ее работников. Выплату назначенного пособия органы по труду, занятости и социальной защите должны осуществлять до конца календарного год независимо от изменения статуса организации (постановление № 414).
5. Комиссии по назначению пособий предоставлено право получения подтверждения нахождения ребенка на территории Республики Беларусь. Это необходимо для определения права на государственные пособия в том случае, если семья зарегистрирована на территории республики, но фактически проживает за ее пределами.
Указанное дополнение позволит реализовать следующую норму ст. 32 Закона: выплату государственных пособий прекращают в случае выезда детей за пределы Республики Беларусь сроком более чем на 2 месяца (за исключением выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также выплаты пособий неработающим женам лиц, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РБ). Такие дополнительные сведения могут быть необходимы и в том случае, если ребенок родился за пределами республики.
Данными, подтверждающими факт проживания ребенка на территории республики, могут быть:
– акт обследования семьи, составленный территориальным центром социального обслуживания населения по месту жительства семьи по запросу организации;
– сведения поликлиники по месту жительства семьи о том, что ребенок состоит на учете в данной организации здравоохранения.
Такие изменения внесены в п. 13 Положения.
6. Случаи, при которых единовременное пособие в связи с рождением ребенка не назначают, приведены в п. 23 Положения. Ранее такое пособие не назначали, если мать отказалась от содержания и воспитания ребенка (он помещен в дом ребенка).
В настоящее время норма п. 23 Положения звучит так: "Пособие в связи с рождением ребенка не назначается, если мать отказалась от его содержания и воспитания, а также в случае отобрания ребенка, рождения мертвого ребенка".
Норма п. 23 Положения приведена в соответствие с частью второй ст. 9 Закона и Декретом Президента РБ от 24.11.2006 № 18.
7. В целях единого подхода к срокам выплаты пособий в измененном размере в п. 29 Положения определено, что при зачислении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, выплату пособия по уходу за ребенком в размере 50 % от размера, установленного законодательством, следует производить со сроков, указанных в п. 13 Положения.
 
Справочно: в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия и (или) надбавки к нему, а также изменения размера пособия и (или) надбавки к нему их выплату прекращают (изменяют) (п. 13 Положения):
– по месту работы (службы), учебы получателя – со дня возникновения указанных обстоятельств;
– в органах по труду, занятости и социальной защите – с месяца, следующего за месяцем возникновения названных обстоятельств.
 
8. Из документов, запрашиваемых органами по труду, занятости и социальной защите и организациями при назначении пособия на детей старше 3 лет, исключена копия удостоверения инвалида – для родителя в неполной семье, которому установлена инвалидность I или II группы (подп. 30.5 п. 30 Положения), так как данный документ должен быть представлен гражданином (основание – подп. 2.12 п. 2 Перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200).
9. Копия решения суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце ребенка может являться основанием для назначения надбавки к пособию в случаях, установленных частью четвертой ст. 23 Закона. Этот документ указан в п. 35 Положения как документ, дающий право на надбавку.
10. Так как внесение сведений об отце ребенка в запись акта о рождении может быть произведено на основании заявления обоих родителей, а не только по решению суда о признании отцовства, в перечень документов, являющихся основанием для прекращения выплаты надбавки к пособию, внесено соответствующее дополнение (п. 36 Положения).
11. Текст заявления о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и (или) надбавок к ним (приложение к Положению) приведен в соответствие с частью первой ст. 32 Закона.
12. В целях единого подхода к назначению государственных пособий семьям, в которых есть дети от различных браков либо дети, рожденные вне брака, постановлением № 414 конкретизировано, что пособие назначают по месту работы (службы), учебы как отца ребенка, так и отчима (абз. 1 п. 2 Положения). Также уточнено, что пособия назначают на всех детей в семье одному лицу (вне зависимости от того, в браке родились дети или нет) (абз. 4 п. 2 Положения).
Иные изменения, внесенные в часть третью п. 29 и п. 31 Положения, носят редакционный и уточняющий характер.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.