Комментарий (Перерасчет размеров пособий организации будут производить самостоятельно)

Марина Артеменко, начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
Комментируемое постановление (далее – постановление № 414) направлено:
– на приведение норм Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение) в соответствие с Законом РБ "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (в ред. Закона РБ от 16.11.2010 № 191-З) (далее – Закон);
– корректировку отдельных норм Положения с учетом практики его применения.

Установлен единый порядок удержания излишне выплаченных пособий

В Положении в настоящее время предусмотрен единый порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий. Установлено, что излишне выплаченные суммы пособий и (или) надбавок к ним вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия заработка или другого дохода, непредставления (несвоевременного представления) сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия и (или) надбавки к нему, других изменениях, влияющих на право получения пособия или на его размер, а также в результате счетной (арифметической) ошибки подлежат возврату получателем на основании решения комиссии по назначению пособий. То есть возврат в таких случаях граждане осуществляют в добровольном порядке единовременно либо в размерах, установленных получателем, по согласованию с комиссией по назначению пособий.
 
Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, начисленного ранее работнице вследствие представления ею документов с заведомо недостоверными сведениями;

Д-т 69 – К-т 70
методом "красное сторно" на сумму указанного выше пособия;

Д-т 69 – К-т 51
– перечислена Фонду ранее излишне начисленная сумма пособия*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.

В случае отказа получателя от возврата в добровольном порядке удержание следует производить из выплачиваемого пособия на основании решения комиссии по назначению пособий в размерах не выше 20 % действующего размера пособий до полного погашения задолженности.
 
Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, начисленного ранее работнице вследствие представления ею документов с заведомо недостоверными сведениями;

Д-т 69 – К-т 73-2
методом "красное сторно" на сумму указанного выше пособия;

Д-т 69 – К-т 70
– на сумму пособия, правомерно начисленного в настоящее время этой работнице;

Д-т 70 – К-т 73-2
– ежемесячно на сумму удержания в размерах не выше 20 % действующего размера пособий до полного погашения задолженности.

В случае прекращения выплаты пособия и надбавки к нему до полного погашения задолженности, удерживаемой на основании решения комиссии по назначению пособий, задолженность следует взыскивать в судебном порядке.

Для сравнения: ранее порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий регулировали нормы пп. 14 и 29 Положения. Пунктом 14 были установлены добровольный порядок удержания (по заявлению получателя пособия) и судебный порядок – в случае отказа от возврата в добровольном порядке. Пункт 29 определял иной порядок возврата в случае оформления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, – по решению комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, т.е. заявления получателя на возврат излишне выплаченных сумм пособий не требовалось. Таким образом, в различных ситуациях применяли разный порядок возврата излишне выплаченных сумм пособий.

Организации ежеквартально будут самостоятельно перерассчитывать размеры пособий

Органы по труду, занятости и социальной защите, иные организации, назначающие и выплачивающие пособия, должны самостоятельно осуществлять перерасчет размеров пособий в случаях, установленных ст. 33 Закона. Такие дополнения внесены в п. 15 Положения.

От редакции:

С 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перерасчету подлежат следующие виды пособий (ст. 33 Закона):

– минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц (50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров РБ за 2 последних квартала (далее – наибольшая величина бюджета прожиточного минимума), относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам);

– пособие в связи с рождением ребенка (при рождении первого ребенка – в размере 5-кратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка; при рождении второго и последующих детей – в размере 7-кратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка);

– пособие женщине, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшей их и выполнявшей предписания врачей в течение всего срока беременности (в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка);

– пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ст. 13 Закона);

– пособие на детей старше 3 лет (ст. 16 Закона);

– пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ст. 20 Закона);

– пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ст. 22 Закона).
 
При этом нужно применять методику расчета и округления пособий, используемую органами по труду, занятости и социальной защите в автоматизированной системе ведения пенсионных дел (АСВПД). То есть следует производить округление общей суммы пособий и надбавок к ним в порядке, установленном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 14.09.2004 № 103 "Об округлении заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пособий и других социальных выплат и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 6".

Информируем, что размеры государственных пособий ежеквартально будут размещены на сайте Минтруда и соцзащиты РБ (http://www.mintrud.gov.by), а также в средствах массовой информации после утверждения постановлением Правительства РБ бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

До настоящего времени размеры пособий в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения ежеквартально утверждало постановление Минтрудаи соцзащиты по согласованию с Минфином РБ.

Изменения коснулись и иных норм

Кратко изложим иные нормы, которые претерпели изменения либо были дополнительно внесены в Положение.

1. Изменения, внесенные в подп. 1.6 п. 1 Положения, направлены на приведение наименований государственных пособий в соответствие со ст. 2 Закона.

2. Функции назначения пособий лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (далее – микроорганизации), у индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, переданы от нанимателей органам по труду, занятости и социальной защите (ст. 27 Закона), поэтому в п. 2 Положения внесено соответствующее дополнение. Смысл его заключается в следующем: матери в полной семье, которая относится к вышеуказанной категории работников, государственные пособия назначают и выплачивают в органах по труду, занятости и социальной защите.

3. Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ ежегодно не позднее 25 января должен представлять в комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Мингорисполкома сведения по микроорганизациям. Эти сведения подтверждают статус микроорганизаций и правомерность назначения пособий в органах по труду, занятости и социальной защите лицам, работающим в таких организациях. Данные дополнения внесены в п. 2 Положения.

4. Пункт 8 Положения дополнен нормой, регулирующей порядок выплаты государственных пособий лицам, работающим в микроорганизациях, в случае изменения (увеличения) численности ее работников. Выплату назначенного пособия органы по труду, занятости и социальной защите должны осуществлять до конца календарного год независимо от изменения статуса организации (постановление № 414).

5. Комиссии по назначению пособий предоставлено право получения подтверждения нахождения ребенка на территории Республики Беларусь. Это необходимо для определения права на государственные пособия в том случае, если семья зарегистрирована на территории республики, но фактически проживает за ее пределами.

Указанное дополнение позволит реализовать следующую норму ст. 32 Закона: выплату государственных пособий прекращают в случае выезда детей за пределы Республики Беларусь сроком более чем на 2 месяца (за исключением выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также выплаты пособий неработающим женам лиц, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РБ). Такие дополнительные сведения могут быть необходимы и в том случае, если ребенок родился за пределами республики.

Данными, подтверждающими факт проживания ребенка на территории республики, могут быть:

– акт обследования семьи, составленный территориальным центром социального обслуживания населения по месту жительства семьи по запросу организации;

– сведения поликлиники по месту жительства семьи о том, что ребенок состоит на учете в данной организации здравоохранения.

Такие изменения внесены в п. 13 Положения.

6. Случаи, при которых единовременное пособие в связи с рождением ребенка не назначают, приведены в п. 23 Положения. Ранее такое пособие не назначали, если мать отказалась от содержания и воспитания ребенка (он помещен в дом ребенка).

В настоящее время норма п. 23 Положения звучит так: "Пособие в связи с рождением ребенка не назначается, если мать отказалась от его содержания и воспитания, а также в случае отобрания ребенка, рождения мертвого ребенка".

Норма п. 23 Положения приведена в соответствие с частью второй ст. 9 Закона и Декретом Президента РБ от 24.11.2006 № 18.

7. В целях единого подхода к срокам выплаты пособий в измененном размере в п. 29 Положения определено, что при зачислении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, выплату пособия по уходу за ребенком в размере 50 % от размера, установленного законодательством, следует производить со сроков, указанных в п. 13 Положения.
 
Справочно: в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия и (или) надбавки к нему, а также изменения размера пособия и (или) надбавки к нему их выплату прекращают (изменяют) (п. 13 Положения):

– по месту работы (службы), учебы получателя – со дня возникновения указанных обстоятельств;

– в органах по труду, занятости и социальной защите – с месяца, следующего за месяцем возникновения названных обстоятельств.
 
8. Из документов, запрашиваемых органами по труду, занятости и социальной защите и организациями при назначении пособия на детей старше 3 лет, исключена копия удостоверения инвалида – для родителя в неполной семье, которому установлена инвалидность I или II группы (подп. 30.5 п. 30 Положения), так как данный документ должен быть представлен гражданином (основание – подп. 2.12 п. 2 Перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200).

9. Копия решения суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце ребенка может являться основанием для назначения надбавки к пособию в случаях, установленных частью четвертой ст. 23 Закона. Этот документ указан в п. 35 Положения как документ, дающий право на надбавку.

10. Так как внесение сведений об отце ребенка в запись акта о рождении может быть произведено на основании заявления обоих родителей, а не только по решению суда о признании отцовства, в перечень документов, являющихся основанием для прекращения выплаты надбавки к пособию, внесено соответствующее дополнение (п. 36 Положения).

11. Текст заявления о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и (или) надбавок к ним (приложение к Положению) приведен в соответствие с частью первой ст. 32 Закона.

12. В целях единого подхода к назначению государственных пособий семьям, в которых есть дети от различных браков либо дети, рожденные вне брака, постановлением № 414 конкретизировано, что пособие назначают по месту работы (службы), учебы как отца ребенка, так и отчима (абз. 1 п. 2 Положения). Также уточнено, что пособия назначают на всех детей в семье одному лицу (вне зависимости от того, в браке родились дети или нет) (абз. 4 п. 2 Положения).

Иные изменения, внесенные в часть третью п. 29 и п. 31 Положения, носят редакционный и уточняющий характер.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 16 апрель 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как определить границу между учитываемыми и неучитываемыми при налогообложении затратами?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 2009 г. № 144

10

О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь

13

Бухгалтерский учет

15

О проведении республиканского субботника в 2011 году

15

Участие в субботнике добровольное, а средства, заработанные в день его проведения, должны быть перечислены своевременно

16

события. подробности

19

Тарифы и цены

19

Республиканский субботник: определен порядок перечисления заработанных средств

19

О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

19

Комментарий (С 14 апреля 2011 г. Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов утратила силу. И не она одна)

21

Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

23

Труд и социальная защита

25

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 490

25

Комментарий (Перерасчет размеров пособий организации будут производить самостоятельно)

27

МНС РБ разъясняет

30

О приостановлении применения ответственности

30

Минэкономики РБ разъясняет

31

О некоторых вопросах реализации товаров

31

Разъяснение к письму Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 12-01-09/2731

31

Комментарии

34

Минтруда и соцзащиты РБ разъясняет порядок возмещения команди­ровочных расходов за границу

34

Социальные налоговые вычеты: практика их применения в 2011 году

36

Парк высоких технологий: с 5 апреля 2011 года внесены изменения в порядок деятельности и налогообложения

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

При расчете налога на доходы надо учитывать нормы международного Соглашения с Россией

50

Исчисление и вычет НДС при приобретении товаров и услуг в командировке

56

Если подакцизные товары ввезены из России (Казахстана) и не промаркированы акцизными марками, акцизы надо платить налоговым органам

61

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

74

Пригласили для управления другую организацию? Учтите, расходы на оплату услуг не всегда можно было включать в состав затрат

74

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Как правильно отражать суммовые разницы по объектам лизинга до 6 августа 2010 года и после

76

мнения специалистов

84

Перечень определенных в законодательстве существенных условий труда не является закрытым

84

Расконсервация недостроенного объекта строительства: правильно оформляйте документы

87

Возвращаясь к напечатанному

90

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Подоходный налог: проверьте правильность определения объекта налогообложения

91

советы юриста

98

Лицензионные договоры: теория и практика

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Работающие граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

101

за рубежом

105

Списки оффшорных зон и их применение в Российской Федерации

105

Мониторинг поднятых вопросов

108

события. подробности

109

Учет и управление

109

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 9 по 15 апреля 2011 го­да

112