__________________________
* См.: Прохорчик Г. Зарубежная командировка: с 1 сентября действуют новые правила // Гл. бухгалтер. – 2010. – № 46. – С. 30–40.
Порядок возмещения командированному работнику расходов при осуществлении авиаперелета
При осуществлении авиаперелета командированному работнику следует возместить расходы по перелету. Ранее автором комментария было высказано мнение, что подтверждающими документами в оригинале для возмещения работнику стоимости проезда (при приобретении электронного билета) были посадочный талон и электронный билет, распечатанный на бланке строгой отчетности.
При отсутствии у работника распечатанного электронного билета и посадочного талона по решению нанимателя в исключительных случаях ему могла быть возмещена стоимость электронного билета. Подтверждением в таком случае служил официальный ответ авиакомпании-перевозчика или ее представительства на территории Республики Беларусь, подтверждающий в установленном порядке факт перелета работника за границу, на официальный запрос организации, направившей его в командировку.
Высказанная точка зрения уточнена.
Документами, подтверждающими факт совершения полета и понесенных затрат при приобретении электронного билета, являются маршрут/квитанция, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты, так как они содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты и подтверждают факт перелета (с учетом практики применения норм Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115), постановления Минтранса РБ от 28.06.2008 № 76 "Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации"). Факт оплаты подтверждайте кассовым чеком или приходным кассовым ордером с указанием уплаченной суммы, а в случае оформления билета по безналичному расчету подтверждением перечисления средств будет платежное поручение.
В совокупности маршрут/квитанция, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты, являются достаточными доказательствами выполнения перевозки конкретного пассажира, так как содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты, подтверждают то, что пассажир явился на регистрацию и был допущен к перелету.
Маршрут/квитанцию можно не заверять перевозчиком и его уполномоченным лицом, потому что сведения о маршруте, дате выполнения перевозки, фамилии пассажира, содержащиеся в маршрут/квитанции, дублируются в пассажирском купоне посадочного талона, а сумма оплаты – в платежных документах.
Порядок возмещения работникам, командированным в Российскую Федерацию и другие государства – участники Содружества Независимых Государств, расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов
Основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемым в служебную командировку за границу, является приказ (распоряжение) нанимателя (п. 2 Инструкции № 115).
Таким образом, возмещение работнику командировочных расходов производите за дни, оговоренные в приказе нанимателя на основании представленных подтверждающих документов в оригинале за проезд и проживание за все время пребывания в командировке.
Работникам, направленным в командировку в Россию или другие страны СНГ, оплату расходов по найму жилого помещения (исключая время в пути) при отсутствии подтверждающих документов в оригинале осуществляйте в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения. При этом водителям грузовых автомобилей и лицам, командированным вместе с ними, возмещение вышеназванных расходов производите за все дни нахождения в пути (п. 16 Инструкции № 115).
Это обусловлено тем, что в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяют положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевоз-ки, заключенного в г. Женеве 01.07.1970 (далее – Соглашение).
По нормам Соглашения ежедневная продолжительность управления транспортным средством для водителя между двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным и еженедельным периодами отдыха не должна превышать 9 ч, в отдельных случаях – 10 ч.
Кроме того, Соглашением определено, что в течение каждых 24 ч нахождения в пути водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 ч. Если продолжительность отдыха водителяв течение недели 3 раза сокращается до 9 ч, то до конца следующей недели ему в качестве компенсации должен быть предоставлен отдых эквивалентной продолжительности.
В те дни недели нахождения в пути, когда продолжительность отдыха водителя не сокращается, отдых можно предоставить водителю 2 или 3 раза в течение 24 ч. При этом один из периодов для отдыха не должен быть менее 8 ч. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до 12 ч.
Учитывая изложенное, период отдыха водителя согласно графику движения не обязательно должен приходиться на ночное время.
Следовательно, водителям грузовых автомобилей и лицам, командированным вместе с ними, направленным в командировку в Россию или другие страны СНГ, возмещение расходов по найму жилого помещения в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения производите за все дни, оговоренные в приказе нанимателя.