Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

ТЕКУЩИЕ ПЛАТЕЖИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

1 (178). Организация избрала на 2011 г. 2-й метод уплаты текущих платежей по налогу на прибыль, т.е. налог на прибыль она уплачивает исходя из предполагаемой суммы прибыли по итогам текущего налогового периода.

Нужно ли в 2011 г. ежеквартально исчислять фактическую сумму налога на прибыль и производить доплату налога в бюджет, если фактическая прибыль превышает предполагаемую?
 
Выбор варианта уплаты текущих платежей и определения фактического налога на прибыль – право плательщика.

В 2011 г. текущие платежи по налогу на прибыль могут быть уплачены исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода (подп. 3.2п. 3 ст. 143 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, должна быть равна 1/4 предполагаемой суммы налога на прибыль.

Плательщики вправе внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами, путем отражения новой предполагаемой суммы налога на прибыль равными долями по каждому из указанных сроков. Суммы исчисленных текущих платежей подлежат уточнению в том случае, если у организации изменена предполагаемая сумма налога на прибыль по итогам текущего налогового периода (подп. 3.2 п. 3 ст. 143 НК). Поэтому внесение изменений в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами, – право плательщика, а не его обязанность.

Отсутствует в НК и обязанность плательщика ежеквартально рассчитывать фактическую сумму налога на прибыль и производить доплату в бюджет сумм текущих платежей в случае, если сумма налога на прибыль составила менее 80 % фактической суммы налога на прибыль, исчисленной по итогам кварталов в пределах текущего налогового периода. Установить факт несоблюдения указанного критерия возможно только по итогам текущего налогового периода.

2 (179). Необходимо ли в 2011 г. отражать в бухгалтерском учете фактическое начисление налога на прибыль и какая бухгалтерская запись должна быть произведена при уплате текущих платежей в установленные сроки?

С 2011 г. для целей налогового учета законодательно не определена обязанность налогоплательщиков производить ежемесячное (ежеквартальное) исчисление налога на прибыль. Действующий порядок исчисления налога на прибыль предусматривает признание календарного года в качестве налогового периода для исчисления данного налога с представлением налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 143 НК).

Несмотря на необязательность фактического исчисления налога на прибыль в течение 2011 г. у налогоплательщика возникает налоговое обязательство по уплате данного налога текущими платежами по установленным срокам. Это должно быть подтверждено представленной налоговой декларацией по сроку 20 марта 2011 г.

Налоговое обязательство возлагают на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). Данное обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) или же с возникновением обстоятельств, с которыми НК, другие законы РБ, международные договоры РБ и (или) акты Президента РБ либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине) (ст. 36 НК).

Таким образом, обязанность по исчислению фактического налога на прибыль с 2011 г. у налогоплательщика отсутствует. Вместе с тем налогоплательщикам не запрещено закрепить в учетной политике вариант отражения фактических финансовых результатов согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее – Инструкция № 89).

От редакции:

Руководствуясь описанием хозяйственных операций, приведенным в Инструкции № 89, при уплате текущих платежей по налогу на прибыль возможно применить следующие бухгалтерские записи:

Д-т 99 – К-т 68
– начислена сумма налогового обязательства по уплате налога на прибыль текущими платежами по налоговой декларации в установленные сроки;

Д-т 68 – К-т 51
– уплачена сумма налогового обязательства по уплате налога на прибыль текущими платежами в определенные сроки;

Д-т 99 – К-т 68
– скорректированы фактические суммы налога на прибыль и иные платежи, уплачиваемые из прибыли по итогам года, в случае занижения налоговых обязательств;

Д-т 99 – К-т 68
методом "красное сторно" скорректированы фактические суммы налога на прибыль и иные платежи по итогам года, уплачиваемые из прибыли в случае завышения налоговых обязательств.

Ирина Петрович, аудитор

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3 (180). Производственная организация применяет льготу по налогу на прибыль и НДС, так как использует труд инвалидов, численность которых составляет более 50 % от списочной численности в среднем за налоговый период.

Возможно ли в целях применения льгот по налоговым платежам учитывать в списочной численности принятых на работу инвалидов – граждан Российской Федерации, временно проживающих в Республике Беларусь и признанных инвалидами уполномоченными органами Российской Федерации?
 
Да, возможно.

Действующее законодательство РБ не содержит каких-либо ограничений по включению в списочную численность работников – иностранных граждан в целях применения налоговых льгот при расчете удельного веса инвалидов в общей списочной численности работников.

Основания для применения льгот по налогам для организаций, использующих труд инвалидов, предусмотрены НК. Они включают в себя следующие условия:

– в 2011 г. освобождение от исчисления налога на прибыль следует распространять на организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 % от списочной численности в среднем за отчетный период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности. При определении списочной численности в среднем за отчетный период в списочную численность (с учетом совместителей) включают также лиц, не состоящих в штате организации, т.е. работающих по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).

Обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг, передачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, освобождены от НДС у плательщиков, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период (подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК).

При применении указанных льгот расчет списочной численности работников в среднем за отчетный период следует производить согласно Указаниям по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденным постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

При применении льгот в списочную численность включают совместителей, а также работающих по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера.

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определены законодательными актами и международными договорами РБ (Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь"). Правовое положение иностранца – это совокупность его прав, свобод, обязанностей, льгот, привилегий, а также форм и порядка их реализации (решение Конституционного суда РБ от 24.12.2009 № Р-418/2009 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь").

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить определенный перечень документов, включая заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья. Прием на работу без указанных документов не допускается (ст. 26 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)). Заключение МРЭК – это официальный документ, удостоверяющий группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации. Данное заключение об условиях и характере труда инвалидов обязательно для нанимателей. Наниматели, не выполняющие заключения МРЭК, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ (ст. 34 Закона РБ от 18.06.1993 № 2435-XII "О здравоохранении").

Инвалиды иностранных государств, временно проживающие в Республике Беларусь и принятые на работу в указанном порядке, должны быть учтены в списочной численности организации в общеустановленном порядке.

Ирина Петрович, аудитор

4 (181). Дирекция строящегося предприятия в декабре 2010 г. получила премию за своевременный ввод в эксплуатацию завершенного строительством объекта. Начисление премии работникам по расчетной ведомости произвели в январе 2011 г.

В каком периоде (2010 г. или 2011 г.) надо было учесть указанную премию при исчислении налога на прибыль и отразить в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль?
 
В декабре 2010 г.

В 2010 г. внереализационные доходы (ВД) и внереализационные расходы (ВР) определяли:

– ВД – на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражали в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком, если иное не установлено ст. 128 НК (за исключением банков) (п. 2 ст. 128 НК в редакции, действовавшей в 2010 г.);

– ВР – на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражали в том отчетном периоде, в котором они фактически были понесены плательщиком, если иное не установлено ст. 129 НК (за исключением банков) (п. 2 ст. 129 НК в редакции, действовавшей в 2010 г .).

Сумму получаемой подрядчиками премии за ввод объектов в соответствии с разъяснением Минфина РБ от 09.03.1998 № 05-23/212 включают в состав доходов от внереализационных операций, и она подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

На основании изложенного премия за своевременный ввод объекта в эксплуатацию, полученная дирекцией предприятия в декабре 2010 г., должна быть включена в состав внереализационных доходов и отражена в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль за декабрь 2010 г.

5 (182). Организация – резидент РБ имеет филиал в Казахстане, зарегистрированный там в качестве плательщика. Головная организация на возмездной основе передает филиалу свою продукцию (без передачи налоговых вычетов) для дальнейшей реализации на территории Казахстана.

Каким образом следует исчислять НДС в указанной ситуации?
 
НДС может исчислить головная организация с учетом норм Соглашения.

Не признают объектами обложения НДС обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица. Исключение составляют случаи, установленные частью пятой п. 21 ст. 107 НК (подп. 2.9 п. 2 ст. 93 НК).

Так, если в состав одного юридического лица входят 2 и более плательщика, то при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому могут производить исчисление и уплату НДС. В этом случае передачу налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производят. Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производят исчисление и уплату НДС, отражают в учетной политике плательщика (часть пятая п. 21 ст. 107 НК).

Таким образом, обороты по возмездной передаче товаров филиалу, зарегистрированному в качестве налогоплательщика в Казахстане, не признают объектом обложения НДС, за исключением случаев, когда учетной политикой плательщика предусмотрена возможность исчисления и уплаты НДС в такой ситуации. В то же время, поскольку при передаче товара головная организация не передает филиалу налоговые вычеты, НДС исчисляет и отражает в налоговой декларации (расчете) головная организация с учетом Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, подписанного в г. Москве 25.01.2008. У головной организации не возникает обязательств по исчислению налога при реализации товаров филиалом на территории Казахстана.

Иван Ростик, экономист

6 (183). Резидент РФ (исполнитель) оказывает услугу резиденту РБ (заказчику) по переоборудованию транспортных средств (шасси автомобильное) в топливозаправщик. Заказчик приобретает шасси автомобильное и поставляет их исполнителю для их установки на переоборудуемые топливозаправщики.

Должен ли заказчик уплатить НДС со стоимости работ по переоборудованию транспортных средств в топливозаправщики?
 
Не должен.

Общий принцип обложения косвенными налогами работ и услуг во взаимоотношениях между Республикой Беларусь и другими странами Таможенного союза изложен в ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол по услугам). Согласно этому принципу взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Таможенного союза, территорию которого признают местом реализации работ, услуг, за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола по услугам.

Местом реализации работ, услуг является территория государства – члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).

Таким образом, работы по переоборудованию шасси автомобильного в топливозаправщик подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.

Владимир Васильев, экономист

7 (184). Какую ставку НДС необходимо применять при реализации на территории Республики Беларусь импортированного ванильного сахара (код ТН ВЭД ТС 1701910035)?
 
Ставку НДС в размере 10 %.

Кодом 1701 91 00 в соответствии с единой ТН ВЭД ТС, утвержденной решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 130, классифицируют сахар со вкусоароматическими или красящими добавками.

Ставка НДС в размере 10 % установлена при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом РБ (подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК).

Такой перечень утвержден Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей".

В перечень из кода 1701 ТН ВЭД ТС включен сахар, в т.ч. сахар-сырец. Товары этой позиции определяют как кодом ТН ВЭД ТС, так и кратким наименованием.

Таким образом, при ввозе и реализации на территории Республики Беларусь сахара, в т.ч. ванильного, классифицируемого кодом ТН ВЭД ТС 1701 91 00 35, плательщик вправе применить ставку НДС в размере 10 %.

8 (185). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с НДС и получает возмещение на покрытие убытков, связанных с изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости.

Надо ли указанное возмещение включать в налоговую базу при исчислении налога при УСН? Нужно ли учитывать  указанную сумму при определении критерия применения УСН?
 
Надо включать и учитывать.

Налоговую базу налога при УСН определяют исходя из валовой выручки, исчисляемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).

Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации определяют исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц).

К внереализационным доходам относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.

В состав внереализационных доходов включают поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда. Такие доходы отражают в том налоговом периоде, в котором плательщиком получены денежные средства и (или) имело место возмещение убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда в иной форме (оплата задолженности перед третьими лицами, перевод долга, зачет встречных требований и др.) (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).

Организации прекращают применение УСН и осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 4 120 200 000 бел. руб. (подп. 6.2 п. 6 ст. 286 НК).

Таким образом, сумму возмещения убытков необходимо включать в налоговую базу при исчислении налога при УСН и учитывать для определения критериев прекращения применения УСН.

Иван Ростик, экономист

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

9 (186). В организации командированным работником для проезда к месту служебной командировки и обратно был приобретен электронный билет.

Работник представил в бухгалтерию организации к авансовому отчету в качестве подтверждающих документов маршрут/квитанцию, распечатанную на бумажном носителе (формат А4), и посадочный талон.

Маршрут/квитанция должна быть распечатана:

– на бумажном носителе (формат А4);

– на бумажном носителе (формат А4), заверена печатью перевозчика и подписью его уполномоченного лица;

– на бланке строгой отчетности пассажирского билета и багажной квитанции (электронный и бумажный билет в данном случае имеют один и тот же номер)?
 
В случае перевода электронного билета в статус "распечатан" на бланке строгой отчетности пассажирского билета и багажной квитанции теряет ли электронный билет свой статус "электронный" и переходит в разряд бумажных пассажирских билетов?

Какие документы являются достаточными для подтверждения факта приобретения командированным работником электронного билета на проезд, возмещения ему расходов по приобретению электронного билета и включения данных расходов в затраты, учитываемые при налогообложении, в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115?
 
Достаточными документами для подтверждения факта совершения полета при приобретении работником электронного билета следует считать маршрут/квитанцию, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяют билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством (часть первая п. 2 ст. 740 Гражданского кодекса РБ (далее – по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)). Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяют билетом и багажной квитанцией (ст. 97 Воздушного кодекса РБ).

Электронный билет – это метод документирования продажи перевозки и контроля перевозки, не требующий оформления бумажного документа. Все действия, связанные с перевозкой, вносят в компьютерный файл записи документаи хранят в нем (п. 2 постановления Минтранса РБ от 28.06.2008 № 76 "Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (далее – постановление № 76)).

Следовательно, электронный билет – документ, удостоверяющий договор перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. При оформлении электронного билета в компьютерной системе бронирования билету автоматически присваивают уникальный номер документа, по которому осуществляют учет и контроль за использованием данного электронного билета.

Электронный билет используйте таким же образом, как и билет, оформленный на бумажном бланке. Но электронный билет не следует считать бланком строгой отчетности. При оформлении электронного билета на руки пассажиру по его требованию должна быть выдана маршрут/квитанция с вручением в бумажном виде всех обязательных для билета уведомлений и извещений, как это предусмотрено Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929 г.).

Маршрут/квитанция – это составная часть электронного билета, которая не дает права на полет. Она должна быть оформлена и выдана пассажиру по его требованию в одном из 2 видов:

– распечатанной на бумажном носителе (формат А4);

– при переводе электронного билета в статус "распечатан" – на бланке строгой отчетности пассажирского билета и багажной квитанции (электронный и бумажный билет в данном случае имеют один и тот же номер).

При оплате оформленного электронного билета за наличный расчет документом, подтверждающим факт и сумму оплаты, будет кассовый чек или приходный кассовый ордер.
 
При распечатке по требованию пассажира электронного билета на бумажном бланке статус электронного билета меняется с "ОК", т.е. "годен для использования", на "PRT", т.е. "распечатан". Согласно описанию билет заканчивает свое существование и дальнейшая смена статусов невозможна.

Таким образом, при указанном изменении статусов билет утрачивает преимущества электронного билета и его дальнейшее использование аналогично использованию бумажного билета.

Расходы по проезду к месту командирования и обратно возмещают командированному работнику при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.) (п. 13 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115)).

При приобретении электронного билета пассажиру выдают кассовый чек или приходный кассовый ордер с указанием уплаченной суммы и маршрут/квитанцию. В случае оформления билета по безналичному расчету выставляют счет на оплату. Подтверждением перечисления будет платежное поручение (пп. 66 и 67 Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 12.08.2009 № 70 (далее – Авиационные правила)).

Документами, подтверждающими факт совершения полета и понесенных затрат, при приобретении электронного билета являются маршрут/квитанция, заверенная печатью перевозчика и подписью ее уполномоченного лица, и пассажирский купон посадочного талона.

Наличие в совокупности маршрут/квитанции, пассажирского купона посадочного талона и документов, подтверждающих факт оплаты, – это достаточное доказательство выполнения перевозки конкретного пассажира, поскольку эти документы содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты и подтверждают то, что пассажир явился на регистрацию и был допущен к перевозке (факт перелета).

Таким образом, при приобретении электронного билета достаточными документами, подтверждающими факт совершения полета и понесенных работником затрат, учитываемых при налогообложении в соответствии с требованиями Инструкции № 115, являются маршрут/квитанция, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты. Факт оплаты подтверждают кассовым чеком или приходным кассовым ордером с указанием уплаченной суммы, а в случае оформления билета по безналичному расчету подтверждением перечисления средств служит платежное поручение.

Заверение маршрут/квитанции перевозчиком и его уполномоченным лицом нецелесообразно, поскольку Авиационные правила допускают оформление перевозочных документов не только перевозчиком, но и его агентами. Кроме того, сведения о маршруте, дате выполнения перевозки, фамилии пассажира, содержащиеся в маршрут/квитанции, дублируют в пассажирском купоне посадочного талона, а сумму оплаты – в платежных документах.

10 (187). В организации водитель командирован из г. Витебска в г. Минск. По отметкам в командировочном удостоверении он находился в служебной командировке двое суток, а по товарно-транспортной накладной (ТТН) – одни сутки.

В случае направления работника в служебную командировку в пределах Республики Беларусь по какому документу нужно определить срок служебной командировки (командировочное удостоверение, путевой лист, товарно-транспортная накладная (ТТН))?

Надо ли устанавливать письменно задание по командировке?
 
Письменно устанавливать задание по командировке необязательно. Приказ нанимателя определяет срок командировки.

Служебной командировкой следует признавать поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).

Порядок, размеры и условия направления водителей в командировки, включая однодневные, в пределах Республики Беларусь регулируют нормы Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (далее – постановление № 35).

Направление работников в служебную командировку оформляют приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы (ст. 93 ТК и п. 2 постановления № 35).

Срок служебной командировки наниматель определяет самостоятельно с учетом времени, необходимого командированному водителю для выполнения служебного задания, для отдыха, а также времени нахождения в пути.

Срок фактического пребывания в служебной командировке устанавливают по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места пребывания. Днем выбытия в служебную командировку считают день выезда транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 ч включительно днем выбытия считают текущие сутки, а с 0 ч и позднее – последующие. Время окончания работы в день выбытия работника в служебную командировку определяют по договоренности с нанимателем. В случае прибытия до окончания рабочего дня вопрос о времени явки на работу в этот день решают в том же порядке (ст. 94 ТК).

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признают путевой лист, товарно-транспортную накладную и иные документы в соответствии с законодательством. Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляют путевым листом (ст. 40 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Учитывая изложенное, в случае направления работника в служебную командировку в пределах Республики Беларусь документом, определяющим срок служебной командировки, будет приказ нанимателя.

Приказ нанимателя служит основанием для направления водителя в служебную командировку на определенный срок и должен быть издан нанимателем до отъезда водителя в командировку, а не после его возвращения.

Что касается командировочного удостоверения, то отметками в нем подтверждают фактическое пребывание водителя в служебной командировке. Путевой лист и товарно-транспортная накладная – это транспортные документы, которые оформляют при использовании транспортного средства и выполнении автомобильной перевозки груза. Они могут являться не определяющими, а подтверждающими срок служебной командировки и выполнение задания.

С учетом норм постановления № 35 оформлять задание на командировку при направлении работника в служебную командировку в пределах Республики Беларусь необязательно.

Надежда Египцева, экономист

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

11 (188). Организация приобрела у нерезидента исключительные права на конструкторскую документацию, соответствующие критериям отнесения активов в состав нематериальных активов. Расчеты с нерезидентом будут осуществлены в иностранной валюте.

После ввода нематериального актива в эксплуатацию организация понесла расходы по усовершенствованию резидентом РБ данной конструкторской документации, что позволит увеличить выручку от реализации готовой продукции.

Рассмотрим возникшие в этой ситуации вопросы.

11.1. Как следует в бухгалтерском учете отразить суммы курсовых разниц по кредиторской задолженности перед нерезидентом?

Возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы коммерческие организации относят по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), возникшей при осуществлении капитальных вложений в нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) нематериальных активов в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам). Такая норма приведена в подп. 1.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 15).

Курсовые разницы по кредиторской задолженности, возникшей при осуществлении капитальных вложений в нематериальные активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в бухгалтерском учете отражают до ввода (передачи) их в эксплуатацию записью: Д-т (К-т) 08 – К-т (Д-т) 60.

Курсовые разницы, накопленные на счете 08 после ввода (передачи) объектов нематериальных активов в эксплуатацию, в конце отчетного квартала и (или) года списывают записью: Д-т (К-т) 04 – К-т (Д-т) 08 (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 199).

11.2. Как в бухгалтерском учете следует отразить расходы, связанные с покупкой валюты для погашения задолженности перед нерезидентом, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка РБ на момент покупки?

Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка РБ на момент покупки для проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в нематериальные активы (в т.ч. по использованным на эти цели займам, кредитам и процентам по ним) до ввода (передачи) их в эксплуатацию коммерческие организации списывают на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) нематериальных активов в эксплуатацию – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам) (подп. 1.4.2 п. 1 Декрета № 15).

Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка РБ на момент покупки отражают в случае проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию следующей записью: Д-т 08 – К-т 51, 52, 76.

После ввода (передачи) нематериальных активов в эксплуатацию в конце отчетного квартала и (или) года в бухучете необходимо произвести запись: Д-т 04 – К-т 08 (п. 16 Инструкции № 199).

11.3. Как в бухгалтерском учете следует отразить сумму понесенных расходов по усовершенствованию конструкторской документации?

Первоначальную стоимость объектов нематериальных активов, по которой они приняты к учету, изменяют в случаях, предусмотренных п. 10 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

Амортизируемую стоимость нематериальных активов изменяют в т.ч. в случае вложений, связанных с доведением объекта интеллектуальной собственности до использования в запланированных целях, улучшением объектов права промышленной собственности, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива (п. 10 Инструкции № 37/18/6).

В бухгалтерском учете организации на сумму понесенных расходов по усовершенствованию резидентом конструкторской документации необходимо сделать записи:

Д-т 08 – К-т 60;

Д-т 04 – К-т 08.

Такие записи предусмотрены нормами Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, и Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 128.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

12 (189). Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели. Он предъявил листки нетрудоспособности с освобождением от работы: с 20 по 28 января 2011 г. – в связи с общим заболеванием, с 31 января по 2 февраля 2011 г. – по уходу за больным ребенком, которому исполнилось 14 лет 29 января 2011 г., и с 3 по 11 февраля 2011 г. – по уходу за больным 8-летним ребенком.

Как и в каком размере необходимо исчислить пособия по временной нетрудоспособности по указанным листкам нетрудоспособности?

Исчисление пособия по временной нетрудоспособности во всех приведенных ситуациях нужно производить на основании Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам,утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение).

Вначале приведем нормы Положения, которые обосновывают порядок исчисления пособия в приведенной ситуации.

Пособие по временной нетрудоспособности следует назначать в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности (п. 27 Положения).

Временную нетрудоспособность следует считать непрерывной (для исчисления пособия), если период освобождения от работы согласно листкам нетрудоспособности длится непрерывно либо с перерывами на нерабочие дни по графику работы работника и в указанный период не наступили обстоятельства, влияющие на размер пособия, или новый случай временной нетрудоспособности (п. 3 Положения).

Пособие по временной нетрудоспособности положено назначать с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет (подп. 28.9 п. 28 Положения).

Пособия нужно исчислять исходя из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующие месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность (п. 31 Положения).

Работникам, у которых в течение 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, или в месяце их наступления имели место прием на работу, перевод на другую работу, увеличение размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменение формы оплаты труда, пособия следует исчислять исходя из заработка за период работы со дня указанных изменений до начала временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (п. 33 Положения).

В указанном случае, если у работника не было обстоятельств, предусмотренных п. 33 Положения, пособие по временной нетрудоспособности за период с 20 по 28 января 2011 г. в связи с общим заболеванием необходимо исчислить из заработка за ноябрь – декабрь 2010 г. в размере 80 % среднедневного заработка за 4 рабочих дня и в размере 100 % среднедневного заработка за последующие 3 рабочих дня (22-го, 23-го – выходные дни).

Пособие по временной нетрудоспособности за период с 31 января по 2 февраля 2011 г. в связи с уходом за больным ребенком старше 14 лет необходимо исчислить из заработка за ноябрь – декабрь 2010 г. в размере 80 % среднедневного заработка за 3 рабочих дня.

Пособие по временной нетрудоспособности за период с 3 по 11 февраля 2011 г. в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 14 лет нужно исчислить из заработка за декабрь – январь в размере 100 % среднедневного заработка за 7 рабочих дней (5-го, 6-го – выходные дни).

Александр Шиманский, начальник отдела социального страхования Мингоруправления ФСЗН

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

13 (190). В марте 2011 г. организация заключила договор финансовой аренды (лизинга)) изолированного нежилого помещения.

Следует ли проводить государственную регистрацию такого договора?
 
Если в договоре предусмотрена возможность выкупа изолированного нежилого помещения, то он подлежит государственной регистрации.

Для ответа на этот вопрос сопоставим нормы нескольких документов.

По общему правилу сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации (ст. 165 ГК). Правила государственной регистрации в отношении изолированного помещения как объекта недвижимого имущества установлены Законом РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон № 133-З).
 
Справочно: под изолированным помещением понимают внутреннюю пространственную часть капитального строения (здания, сооружения), отделенную от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющую самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описана в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
 
Заключенный организацией договор лизинга – это разновидность договора аренды. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами (п. 2 ст. 580 ГК).

К "иным законодательным актам" следует отнести Декрет Президента РБ от 19.12.2008 № 24 "О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений". Этот документ отменил обязательное требование государственной регистрации договоров аренды, субаренды недвижимого имущества независимо от срока аренды (подп. 1.2).

Но, как отмечалось выше, лизинг является разновидностью аренды и включает в себя элементы иного договора – купли-продажи.И если договор лизинга предусматривает выкуп объекта лизинга – изолированного помещения, то впоследствии право собственности на этот объект перейдет от лизингодателя к лизингополучателю.

В обязательном порядке подлежат государственной регистрации договоры, которые могут стать основанием перехода права собственности на недвижимое имущество (п. 3 ст. 9 Закона № 133-З).

Поэтому если в договоре лизинга предусмотрена возможность выкупа изолированного нежилого помещения, то он подлежит государственной регистрации в установленном Законом № 133-З порядке.

Если же договор не содержит такого положения, то и регистрации он не подлежит.

14 (191). Организацией заключен договор лизинга автотранспортных средств. Договор предусматривает переход права собственности объекта лизинга. Лизингодатель обязывает организацию заключить договор залога транспортных средств, передаваемых в лизинг.

Срок действия договора лизинга обозначен последним платежом.

Обязана ли организация регистрировать договор залога в территориальной организации по государственной регистрации?

Договор залога транспортных средств не подлежит регистрации в территориальной организации по государственной регистрации, поскольку автотранспортное средство не относят к недвижимому имуществу.
 
Справочно: к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относят земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
 
К недвижимым вещам также приравнивают предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ст. 130 ГК).

Поскольку автотранспортное средство подлежит регистрации в ГАИ, то и договор о залоге данных объектов – автотранспортных средств – должен быть зарегистрирован по месту регистрации такого объекта (ст. 9 Закона РБ от 24.11.1993 № 2586-XII "О залоге", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 2586-XII).

Договор о залоге может быть зарегистрирован после представления в территориальный орган ГАИ МВД соответствующего заявления, нотариально засвидетельствованной копии договора и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. При отсутствии таких документов заявление не рассматривают. Требование других документов для регистрации договора о залоге запрещено.

15 (192). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.

Вправе ли орган, производящий регистрацию договора о залоге, не принять документы на его регистрацию в случае, если в самом договоре о залоге в части срока действия содержится лишь отсылочная норма к договору лизинга?
 
Вправе.

В договоре залога, заключенном в письменной форме, должны быть указаны (ст. 8 Закона № 2586-XII):

– наименование и местонахождение сторон;

– вид залога;

– существо и размер обеспеченного залогом требования;

сроки исполнения основного обязательства;

– состав и стоимость заложенного имущества;

– иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон в договоре о залоге должно быть достигнуто согласие.

Таким образом, в договоре залога в обязательном порядке должен быть указан срок, на который этот договор заключен. Поскольку залог обеспечивает основное обязательство по заключенному договору лизинга, то срок договора залога совпадает, как правило, со сроком действия договора лизинга.

Поэтому если представленный для регистрации договор залога не содержит срока действия, то в регистрации будет отказано.

Анна Шинкевич, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.