Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Списки оффшорных зон и их применение в Российской Федерации

Юлия Овсейчик, юрист

Контроль за оффшорными зонами ведут центральные банки многих стран, Международный валютный фонд, международные организации, занимающиеся противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Причем каждая страна и организация утверждают свой список "оффшоров" для решения тех или иных задач.
В частности, в Беларуси перечень оффшорных зон был утвержден для упорядочения расчетов с нерезидентами и создания дополнительных условий для развития международных систем расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.
В России же применяют 3 списка оффшорных зон, каждый из которых предназначен для определенных целей.

 

Определение налоговой ставки


В российском законодательстве перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорных зон), утвержден приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н (далее – приказ Минфина РФ). Данный перечень принят на основании подп. 1 п. 3 ст. 284 части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ для того, чтобы разграничить случаи применения различных налоговых ставок к доходам в виде дивидендов.

Так, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяют следующие налоговые ставки:

1) 0 % – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-м вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.

Если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленную налоговую ставку 0 % применяют в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином РФ перечень оффшорных зон;

2) 9 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными выше;

3) 15 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

Таким образом, при получении российской компанией дивидендов от организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, вне зависимости от срока владения на праве собственности вкладом (долей) в уставном фонде такой организации и стоимости такого вклада (доли) налоговая ставка составит 9 %. И наоборот, при выплате дивидендов российской компанией в адрес организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, налоговая ставка будет 15 %.

В российском законодательстве существует общий порядок представления документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов по запросу агентам валютного контроля.

Кроме того, принят ряд документов, регулирующих вопросы контроля над операциями с оффшорными зонами.

Контроль над операциями с оффшорными зонами со стороны аудиторов, банков и налоговых органов

Крупные операции со счетами в банках, с организациями или филиалами, расположенными в оффшорных странах или на территориях, при отсутствии достаточных обоснований этого с точки зрения порядка ведения хозяйственной деятельности подпадают под факторы риска, связанные с искажениями в результате недобросовестных действий (постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"). Определенные виды операций с такими организациями подпадают под мониторинг по выявлению необычных сделок (приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок").

В общем порядке (вне зависимости от страны регистрации организаций) Центральный Банк России своим письмом от 03.07.1997 № 479 "О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" отнес определенный перечень операций к подозрительным и требующим повышенного внимания со стороны банка, если их сумма при разовом или неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или превышает 1 000 минимальных размеров оплаты труда – для физических лиц, равна или превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда – для юридических лиц.

В целях осуществления налогового контроля Федеральная налоговая служба РФ вывела типовой способ организации финансово-хозяйственной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов при реализации товаров с участием оффшора в обналичивании части денег (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок").

Кроме того, МНС РФ установило список стран, на место регистрации в которых иностранных контрагентов проверяемой организации надлежит обращать внимание в ходе проверок (письмо МНС РБ от 27.03.2002 № ФС-6-26/360 "Обмен информацией"). Правда, никаких санкций за операции с резидентами, включенных в такие группы стран, не установлено. Письмо содержит 2 группы стран:

– государства, у которых нет договора с Россией об исключении двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией (например, Гонконг);

– список оффшорных зон (в количестве 25).

В связи с заключением новых соглашений об избежании двойного налогообложения и изданием приказа Минфина РФ письмо № ФС-6-26/360 уже не применяют.

Против отмывания криминальных капиталов

На международном уровне приняты свои списки государств с целью:

– борьбы с отмыванием криминальных капиталов;

– борьбы с вредоносной налоговой конкуренцией.

Один из таких списков принят Межправительственной комиссией по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (ФАТФ). В ФАТФ в т.ч. участвует и Россия. В настоящее время ФАТФ определены следующие юрисдикции, которые имеют стратегические ПОД/ПФТ недостатки (ПОД/ПФТ – система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма), для устранения которых были разработаны планы действий ФАТФ: Ангола, Антигуа и Барбуда, Бангладеш, Боливия, Эквадор, Эфиопия, Гана, Греция, Гондурас, Индонезия, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Пакистан, Парагвай, Филиппины, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Танзания, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Турция, Туркменистан, Украина, Венесуэла, Вьетнам, Йемен.

ФАТФ продолжает работу по выявлению юрисдикций, которые представляют риск для международной финансовой системы.

Для стабильности мировой финансовой системы

Сотрудничество в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прежде всего состоит в заключении оффшорными зонами договоров со странами организации по обмену налоговой информацией.

Большинство оффшорных зон согласились на условия ОЭСР и обязались до 2005 г. наладить требуемый информационный обмен. Те же оффшорные зоны, которые не перешли на согласованные международные стандарты налогового сотрудничества, были включены в список так называемых налоговых убежищ, уклоняющихся от сотрудничества. В отношении находящихся в этом списке стран была предусмотрена возможность введения санкций.

К настоящему времени уже все юрисдикции стали приверженцами согласованных на международном уровне налоговых стандартов, однако некоторые из них еще не имплементировали эти стандарты в свое национальное законодательство. В список таких стран, составленный ОЭСР, включены Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Панама, Вануату, Коста-Рика, Гватемала, Уругвай.

Российская Федерация входит в список стран, являющихся членами группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

На особом контроле

В ответ на требования ОЭСР и ФАФТ в России был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон).

Закон установил, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. При этом зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами проводят, когда хотя бы одна из сторон является физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо когда одна из сторон является лицом, владеющим счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Перечень таких государств (территорий) определяют в порядке, устанавливаемом Правительством РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию.

Таким образом, обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб. с резидентами стран из списков указанных международных организаций или через счета в банках таких стран из списков. Перечень стран из списка подлежит опубликованию и определяется в порядке, устанавливаемом правительством, на основании перечней, утвержденных международными организациями. "Обязательный контроль" означает сбор и предоставление банками информации по данным операциям в уполномоченный орган (Комитет по финансовому мониторингу) для дальнейшей ее обработки и возможного принятия мер.

Таким образом, в России в отношении применения списка оффшорных зон сложилась неоднозначная ситуация. В своем логическом завершении именно Закон должен содержать перечень стран, однако он в Законе установлен не был.

Отметим, сбор и хранение информации по вышеуказанным операциям осуществляют в России не с целью введения каких-либо огра-ничений (так как запретов в российском законодательстве по рассматриваемому вопросу впринципе не существует), а с целью исследования, статистического наблюдения и контроля со стороны банков, налоговых органов, органов финансового мониторинга и аудиторов.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.