Разъяснение к письму Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 12-01-09/2731

Юрий Веремейко, юрист
В последнее время белорусское законодательство о ценообразовании подверглось существенной либерализации. Изменения были настолько глобальными, что многие из субъектов растерялись от предоставленной им свободы. Ранее законодательство содержало если и не однозначные, но все же правила, которыми могло руководствоваться любое предприятие при определении цен (тарифов). Теперь же в отношении большинства товаров (работ, услуг) отменены все ограничения и субъекты могут определять цены свободно, на основе рыночных механизмов. В то же время, как оказалось, это не так просто. Минэкономики РБ попыталось разъяснить сложившуюся ситуацию, подготовив письмо от 31.03.2011 № 12-01-09/2731 "О некоторых вопросах реализации товаров". К сожалению, данное письмо, разрешив одни вопросы, вызвало другие.

В частности, в нем указано, что на товары (работы, услуги), не включенные в перечень, утвержденный Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ), могут быть применены свободные цены (тарифы), устанавливаемые субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно.

Такой вывод сделан на основании ст. 12 Закона РБ "О ценообразовании" (далее – Закон). В ней сказано, что юридическое лицо, предприниматель имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяют государственное ценовое регулирование.

В настоящее время государство регулирует цены (тарифы) на товары (работы, услуги), перечень которых утвержден Указом. На остальные товары (работы, услуги) субъекты предпринимательской деятельности применяют свободные цены (тарифы), устанавливаемые ими самостоятельно.

Основные вопросы вызвал последний абзац письма, в соответствии с которым целесообразность принятия решений субъектами предпринимательской деятельности о реализации товаров (работ, услуг) по ценам, определенным с учетом конъюнктуры рынка, должна быть экономически обоснована и подтверждена соответствующей информацией: о сложившейся конъюнктуре рынка на указанные товары (работы, услуги); сравнительном анализе цен на аналогичные товары, в т.ч. с использованием прайс-листов и других источников информации; оценке предлагаемых к реализации товаров; принятых (намеченных) мероприятиях по снижению затрат на их производство (реализацию); финансовом состоянии организации; рентабельности реализованных товаров (рентабельности продаж).

Многие субъекты предпринимательства и ранее собирали такую информацию, изучали рынок и учитывали ее при определении цен. Однако это никогда не носило обязательного характера и законодательство не предусматривало обязанности подтверждать формируемые цены (тарифы) таким образом.

По мнению автора, данные положения письманеобходимо рассматривать как рекомендательные. Как указано в самом письме, свободная цена (тариф) – это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Свободная цена (тариф) не подлежит обоснованию. Ее не следует подтверждать информацией о сложившихся ценах (тарифах). Каждый субъект предпринимательской деятельности на свой риск и под свою имущественную ответственность имеет право самостоятельно определить цену (тариф) реализуемого товара (работ, услуг), в т.ч. в размере выше или ниже сложившегося на рынке. При этом он должен учитывать, что излишнее занижение цен, как и их завышение, может привести не к получению дополнительной прибыли, а к убыткам, так какзаниженная цена может не покрыть издержки, азавышенная оказаться неконкурентной, в связи с чем реализация просто невозможна. Видимо, на это и обращает внимание в своем письме Минэкономики РБ.

Таким образом, регулирование цен сохранилось, но теперь это личная обязанность каждого отдельно взятого субъекта предпринимательской деятельности, который путем установления обоснованного уровня цен и тарифов должен обеспечить достижение поставленной цели – получение прибыли. Единственное, на что не обращено внимание в письме, – такая обязанность не носит нормативного характера, ее неисполнение не может повлечь применение мер административной или иной юридической ответственности.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 16 апрель 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как определить границу между учитываемыми и неучитываемыми при налогообложении затратами?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 2009 г. № 144

10

О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь

13

Бухгалтерский учет

15

О проведении республиканского субботника в 2011 году

15

Участие в субботнике добровольное, а средства, заработанные в день его проведения, должны быть перечислены своевременно

16

события. подробности

19

Тарифы и цены

19

Республиканский субботник: определен порядок перечисления заработанных средств

19

О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

19

Комментарий (С 14 апреля 2011 г. Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов утратила силу. И не она одна)

21

Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

23

Труд и социальная защита

25

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 490

25

Комментарий (Перерасчет размеров пособий организации будут производить самостоятельно)

27

МНС РБ разъясняет

30

О приостановлении применения ответственности

30

Минэкономики РБ разъясняет

31

О некоторых вопросах реализации товаров

31

Разъяснение к письму Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 12-01-09/2731

31

Комментарии

34

Минтруда и соцзащиты РБ разъясняет порядок возмещения команди­ровочных расходов за границу

34

Социальные налоговые вычеты: практика их применения в 2011 году

36

Парк высоких технологий: с 5 апреля 2011 года внесены изменения в порядок деятельности и налогообложения

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

При расчете налога на доходы надо учитывать нормы международного Соглашения с Россией

50

Исчисление и вычет НДС при приобретении товаров и услуг в командировке

56

Если подакцизные товары ввезены из России (Казахстана) и не промаркированы акцизными марками, акцизы надо платить налоговым органам

61

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

74

Пригласили для управления другую организацию? Учтите, расходы на оплату услуг не всегда можно было включать в состав затрат

74

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Как правильно отражать суммовые разницы по объектам лизинга до 6 августа 2010 года и после

76

мнения специалистов

84

Перечень определенных в законодательстве существенных условий труда не является закрытым

84

Расконсервация недостроенного объекта строительства: правильно оформляйте документы

87

Возвращаясь к напечатанному

90

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Подоходный налог: проверьте правильность определения объекта налогообложения

91

советы юриста

98

Лицензионные договоры: теория и практика

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Работающие граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

101

за рубежом

105

Списки оффшорных зон и их применение в Российской Федерации

105

Мониторинг поднятых вопросов

108

события. подробности

109

Учет и управление

109

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 9 по 15 апреля 2011 го­да

112