Комментарий (При наличии инструкции можно не платить экологический налог)

Александр Гнедов, эколог
За отсутствие инструкции организация будет привлечена к административной ответственности

Собственники отходов производства обязаны иметь инструкцию по обращению с отходами производства (далее – инструкция) и соблюдать ее требования (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона РБ "Об обращении с отходами" (далее – Закон)).
Отсутствие инструкции влечет административную ответственность до 1 000 базовых величин, которая применяется к юридическим лицам (ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Наличие инструкции у собственника отходов дает основание не уплачивать экологический налог за хранение отходов при накоплении отходов до одной транспортной единицы (абз. 11 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Одна транспортная единица – это специальный показатель, который собственник отходов устанавливает в инструкции.

Порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства с 4 февраля 2011 г. регламентирован Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45). До этого периода собственники отходов обязаны были использовать Правила разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденные постановлением Минприроды РБ от 28.11.2001 № 28 (далее – Правила № 28).

В инструкции необходимо указать одну транспортную единицу

По новому документу инструкция включает в себя титульный лист, обязательные разделы и приложения (п. 8 Инструкции № 45). Одним из таких приложений является "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения". Собственники отходов в этом приложении указывают:

– допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества;

– периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности.

Ранее собственники отходов должны были также включать в инструкцию приложение "Расчет-обоснование количества отходов для хранения" (подп. 11.5 п. 11 Правил № 28). В нем указывали количество отходов, хранимых для вывоза одной транспортной единицей, максимальное количество отходов, накапливаемых для хранения, и срок хранения отходов.

Требование установить одну транспортную единицу не новое в законодательстве: отличаются только редакции этой фразы в разных нормативных актах (см. табл. 1).
 
 
Одна транспортная единица – это количество отходов, накапливаемое до вывоза

В инструкции указывают накопление отходов в "тоннах", "м куб.", "штуках" и других единицах учета отходов (см., например, табл. 2).
 
 
Соответственно, например, хранение отходов "лом стальной несортированный" в количестве до 20 т не облагают экологическим налогом за хранение отходов. А хранение этих отходов на конец отчетного квартала в количестве более 20 т влечет уплату налога за объем, превышающий 20 т.

Одну транспортную единицу всегда указывают в инструкции для отходов, накапливаемых для передачи на использование, обезвреживание, захоронение. Это хранение часто называют временным хранением отходов. Именно такое хранение узаконивает инструкция. Иного документа для организации временного хранения отходов собственник отходов получать не должен.

В инструкции собственник отходов не только указывает собственно значение одной транспортной единицы, но и обосновывает его. Способы обоснования не регламентированы в Инструкции № 45(они не были установлены и Правилами № 28).

Обоснованиями предлагаемой одной транспортной единицы могут быть:

– количество отходов, образуемое за определенный период времени (месяц, год и др.) и направляемое на хранение (например, "расчетный годовой объем образования отходов 100 шт.", "расчетный объем образования отходов за месяц 5 т");

– количество отходов, которое определяется условиями хранения отходов у собственника (например, "один контейнер объем 5 м куб.", "площадка с возможностью хранения на ней 20 т" и др.);

– количество отходов, удобное для перевозки (например, "вместимость транспорта для перевозки отходов 4 т").

Само значение одной транспортной единицы и обоснование этого значения рассматривают при согласовании инструкции специалисты органов Минприроды РБ. Они должны согласиться с предложениями собственника отходов.

За нарушение законодательства об обращении с отходами возникает административная ответственность (ст. 15.63 КоАП). Собственник отходов обязан:

– хранить отходы в санкционированных местах (это места временного хранения отходов, определенные в инструкции) (п. 28 ст. 1 и пп. 1, 2 ст. 25 Закона);

– выполнять требования инструкции (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона) (в частности, не нарушать периодичности вывоза отходов, не превышать допустимое количество накопления отходов при временном хранении) (п. 2 ст. 25 Закона ).

Допустимое количество накопления отходов при временном хранении – это самостоятельный показатель, который собственник устанавливает в инструкции, если планирует хранить отходы сверх одной транспортной единицы. Если не планирует, то одна транспортная единица, указанная в инструкции, будет допустимым количеством накопления отходов при временном хранении.

Пример

Организация в инструкции установила для отходов:

– лом стальной несортированный – одну транспортную единицу – 5 т, допустимое количество накопления отходов при временном хранении – 15 т;

– свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом – одну транспортную единицу – 0,2 т.

Соответственно организация вправе хранить лом стальной несортированный до 15 т, свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом до 0,2 т.
 
От редакции:
Как видим, термин "одна транспортная единица" – это не количество отходов, которое фактически можно поместить в одну автомашину, трактор, вагон и т.д., а количество отходов, которое разрешено хранить на предприятии до дня их вывоза в соответствии с возможностями организации, даже если это количество отходов вывозят не одной, а двумя, тремя и т.д. транспортными единицами (автомобилями, тракторами, вагонами и т.д.).

Одна транспортная единица и заполнение налоговой декларации

Как мы уже упоминали ранее, показатель "одна транспортная единица", устанавливаемый собственником отходов в инструкции, – это основание для освобождения от экологического налога за хранение отходов. При расчете суммы экологического налога за хранение отходов плательщик обязан учесть эту величину и правильно заполнить часть I "Расчет экологического налога за хранение отходов производства" в налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.

Напомним, что налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства определена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. Она содержится в приложении 13 к этому постановлению. Рассмотрим практические ситуации и порядок заполнения налоговой декларации.
 
Ситуация 1

Расчет налога и заполнение декларациидля временного хранения отходов "изношенные шины с металлокордом"

В организации образовались отходы "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201, 3-й класс опасности согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь). В инструкции по обращению с отходами производства организации, согласованной с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды 5 января 2011 г., установлена одна транспортная единица для отходов "изношенные шины с металлокордом" – 0,5 т. Учет отходов осуществляют в книге общего учета по форме ПОД-10 (утверждена постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33).

Результаты образования и движения отходов, расчет налоговой базы и суммы налога представим в табл. 3.
 
 
Из табл. 3 видно, что налоговое обязательство для организации возникло только за хранение отходов во 2-м квартале, так как хранение отходов на конец квартала больше одной транспортной единицы. Согласно приложению 8 к НК ставка налога за хранение отходов 3-го класса опасности составляет 22 399 руб. за 1 т.

Заполним декларацию с учетом вышеизложенных данных.
 
 
Ситуация 2

Расчет налога и заполнение декларации для долговременного хранения отходов "нефтесодержащий шлам"

В организации образовались отходы "нефтесодержащий шлам" (код 5450300, 4-й класс опасности согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь). Разрешение на хранение и захоронение отходов производства от 05.01.2011 № 5 выдано Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. По разрешению хранение отходов "нефтесодержащий шлам" допускают на объекте хранения организации в количестве 20 т в год. Согласно решению Минского горисполкома это количество является лимитом хранения отходов.

До начала 2011 г. организация накопила 30 т отходов. Но это количество не надо учитывать при расчете суммы налога, так как налогом необходимо облагать только то количество отходов, которое направлено на хранение в отчетном налоговом периоде сверх 30 т. Поэтому можно условно принять для расчета суммы налога, что на начало 2011 г. хранилось 0 т отходов. Учет отходов осуществляют в книге общего учета по форме ПОД-10.

Результаты образования и движения отходов, расчет налоговой базы и суммы налога представим в табл. 4.
 
 
Из табл. 4 видно, что налоговое обязательство для организации возникает в 1-м, 3-м и 4-м кварталах. В 4-м квартале организация нарушает разрешение. Экологический налог за хранение отходов в данном случае следует исчислить в установленном порядке. Однако органы Минприроды РБ направят претензию по возмещению вреда, причинного окружающей среде.

Ставка налога за хранение отходов 3-го класса опасности по приложению 8 к НК составляет 11 186 руб. за 1 т.

Учитывая вышеизложенные данные, заполним декларацию.
 
 
Разрешение на хранение отходов производства от 05.01.2011 № 5 действительно до 05.01.2016.

От редакции:
Дополнительно с порядком заполнения налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства можно ознакомиться в данном номере журнала на с. 49–53.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 8 февраль 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Каким методом необходимо руководствоваться при списании запасов в январе?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Об утверждении Положения о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27

11

Комментарий (Перечень способов подтверждения безопасности и качества товаров расширен)

13

Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства

17

Комментарий (При наличии инструкции можно не платить экологический налог)

21

Комментарии

27

Как стимулировать работников коммерческих организаций за рост реализации продукции, товаров (работ, услуг), поступления валютной выручки и снижение запасов готовой продукции

27

Административная ответствен­ность: изучаем новые правила

31

Обязательная сертификация продукции и услуг в 2011 году

33

Бюджет-2011 как отражение стоящих перед страной задач и возможностей их реализации

35

Минфин РБ разъясняет

38

Расходы на представительские цели организации определяют сами

38

МНС РБ разъясняет

38

Письмо МНС РБ от 02.02.2011 № 2-2-10/10134

38

ГТК РБ разъясняет

40

О несоответствиях, встречающихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, сопровождающих товары, перемещае­мые через таможенную границу Рес­пуб­лики Беларусь

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА          

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Налог на прибыль: все о льготах, предоставленных отдельным категориям плательщиков

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

49

Отходы: правильно заполняем налоговую декларацию

49

Акцизы: примеры заполнения налоговой декларации

54

Вычет НДС по основным средствам: по­вторение пройденного и особенности 2011 года

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Пособия семьям, воспитывающим детей: как всегда, много вопросов на практике

76

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

79

Определяем текущие платежи по налогу на прибыль в 2011 году и не допускаем ошибок

79

события. подробности

87

Новые размеры детских пособий

87

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

88

При приобретении у российских организаций прав на использование компьютерных программ уплатите НДС и налог на доходы

88

мнения специалистов

91

Расходы по страхованию арен­дуемых помещений нужно учитывать при исчислении налога на прибыль

91

У ВАС ПРОВЕРКА

94

НДС при приобретении работ, услуг на территории Республики Беларусь у иностранных организаций – вас проверяет налоговая инспекция

94

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Выплаты в пользу работников: какие налоги и взносы нужно начислить

101

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

105

Как применить льготу по на­логу на прибыль, если затраты по строительству объекта отнесены к расходам будущих периодов?

105

за рубежом

107

Практика МСФО: мнения экспертов

107

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

109

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 февраля 2011 года

109

Об индексе потребительских цен за январь 2011 года

110

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

110

Комментарий о порядке индексации доходов населения за январь 2011 года

110

РЕКЛАМА  

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 12 по 18 февраля 2011 года

112