Top.Mail.Ru
33

Обязательная сертификация продукции и услуг в 2011 году

Василий Королюк, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта РБ

С 14 июня 2011 г. вступает в силу Закон РБ от 31.12.2010 № 228-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (далее – новый закон). Новый закон изложил ранее действовавший Закон РБ "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" в новой редакции.
В связи с этим произойдут существенные изменения в системе оценки соответствия, в т.ч. в системе обязательной сертификации и декларирования соответствия безопасности и качества продукции, работ и услуг в стране.
В нижеприведенном комментарии рассмотрим важнейшие моменты нового закона, влияющие на систему обязательной сертификации в Республике Беларусь.

 


Сертификацию либо декларирование соответствия будут проводить на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА)

 


К техническим нормативным правовым актам, на соответствие которым в Республике Беларусь осуществляют оценку соответствия, включая обязательную сертификацию и обязательное декларирование соответствия, относятся технические регламенты и государственные стандарты (ст. 2 нового закона).

 

Более того, установлен срок 1 января 2016 г., после которого обязательную сертификацию и обязательное декларирование соответствия будут проводить только при наличии на продукцию или иные объекты оценки соответствия (далее – продукция) технических регламентов, утвержденных Правительством РБ. Если на какую-либо продукцию на этот момент технические регламенты не будут приняты, то для нее процедура обязательного подтверждения соответствия должна быть исключена.

Что влечет за собой такое новшество?

До 1 июля 2011 г. по нормам нового закона должны быть исключены из Перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 03.11.2011 № 66 (далее – Перечень), документы, которые помимо государственных стандартов указаны в гр. 3 Перечня "Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется обязательная сертификация (обязательное декларирование соответствия)" по ряду видов продукции. Например, по средствам связи, техническим средствам охранной сигнализации, изделиям легкой промышленности, средствам обеспечения банковской деятельности, услугам, деталям рабочих органов сельскохозяйственных машин и другим видам продукции.

В значительной степени новое требование может затронуть детали сельхозмашин, для которых государственные стандарты разработаны лишь на отдельные виды, средства связи, для сертификации которых используют многочисленные документы, утвержденные Минсвязи РБ, не являющиеся государственными стандартами.

Перечень объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия

В новом законе установлено, что Перечень утверждается Советом Министров РБ и действует до тех пор, пока на продукцию, которая включена в него, не будет введен соответствующий технический регламент РБ.

Иными словами, после введения в действие соответствующего технического регламента в Республике Беларусь, будь то национальный технический регламент либо технический регламент ЕврАзЭС или таможенного союза, продукция, подпадающая под действие этих технических регламентов, должна быть исключена из указанного Перечня.

Например, на корма и кормовые добавки с 1 января 2011 г. введен соответствующий технический регламент РБ. Следовательно, они будут исключены из Перечня.

Декларирование соответствия продукции не могут осуществлять иностранцы

Согласно новому закону декларирование соответствия продукции государственным стандартам либо техническим регламентам должны осуществлять либо изготовитель продукции РБ, либо импортер зарубежной продукции, либо представительство иностранной организации, осуществляющей производство и (или) реализацию продукции. Таким образом, зарубежные изготовители и продавцы не вправе оформлять декларацию о соответствии продукции требованиям Республики Беларусь.

Это требование не распространяется на изготовителей таможенного союза, что предусмотрено соответствующими международными соглашениями в рамках Таможенного союза. Указанные соглашения дают право изготовителю, зарегистрированному в любом государстве таможенного союза, принимать декларацию о соответствии продукции требованиям национального законодательства любого государства – члена Таможенного союза.

Добровольное декларирование соответствия с регистрацией декларации в установленном порядке не предусмотрено

Декларирование осуществляют только в отношении продукции, включенной в Перечень либо для которой предусмотрено декларирование соответствия в технических регламентах.

Декларирование соответствия не распространяется на работы и услуги.

Новым законом предусмотрено, что декларация о соответствии может быть принята на основании собственных доказательств соответствия или доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации либо аккредитованной испытательной лаборатории.

Вместо декларирования может быть сертификация

Важное новшество – предусмотренная новым законом возможность заявителя на декларирование соответствия выбрать вместо обязательного декларирования соответствия проведение обязательной сертификации продукции.

Данная возможность закреплена также Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Директивой определен преимущественный переход от обязательной сертификации к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности и качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество товаров.

Меняются условия ввоза в Республику Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Исключена ранее действовавшая регламентация условий ввоза в Республику Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 36 закона в старой редакции) законодательными актами в области оценки соответствия.

Условия ввоза продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, будет определять в дальнейшем действующее таможенное законодательство.

В связи с этим будут внесены соответствующие изменения в постановление Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 861 "Об особенностях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 8 февраль 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Каким методом необходимо руководствоваться при списании запасов в январе?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Об утверждении Положения о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27

11

Комментарий (Перечень способов подтверждения безопасности и качества товаров расширен)

13

Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства

17

Комментарий (При наличии инструкции можно не платить экологический налог)

21

Комментарии

27

Как стимулировать работников коммерческих организаций за рост реализации продукции, товаров (работ, услуг), поступления валютной выручки и снижение запасов готовой продукции

27

Административная ответствен­ность: изучаем новые правила

31

Обязательная сертификация продукции и услуг в 2011 году

33

Бюджет-2011 как отражение стоящих перед страной задач и возможностей их реализации

35

Минфин РБ разъясняет

38

Расходы на представительские цели организации определяют сами

38

МНС РБ разъясняет

38

Письмо МНС РБ от 02.02.2011 № 2-2-10/10134

38

ГТК РБ разъясняет

40

О несоответствиях, встречающихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, сопровождающих товары, перемещае­мые через таможенную границу Рес­пуб­лики Беларусь

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА          

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Налог на прибыль: все о льготах, предоставленных отдельным категориям плательщиков

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

49

Отходы: правильно заполняем налоговую декларацию

49

Акцизы: примеры заполнения налоговой декларации

54

Вычет НДС по основным средствам: по­вторение пройденного и особенности 2011 года

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Пособия семьям, воспитывающим детей: как всегда, много вопросов на практике

76

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

79

Определяем текущие платежи по налогу на прибыль в 2011 году и не допускаем ошибок

79

события. подробности

87

Новые размеры детских пособий

87

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

88

При приобретении у российских организаций прав на использование компьютерных программ уплатите НДС и налог на доходы

88

мнения специалистов

91

Расходы по страхованию арен­дуемых помещений нужно учитывать при исчислении налога на прибыль

91

У ВАС ПРОВЕРКА

94

НДС при приобретении работ, услуг на территории Республики Беларусь у иностранных организаций – вас проверяет налоговая инспекция

94

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Выплаты в пользу работников: какие налоги и взносы нужно начислить

101

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

105

Как применить льготу по на­логу на прибыль, если затраты по строительству объекта отнесены к расходам будущих периодов?

105

за рубежом

107

Практика МСФО: мнения экспертов

107

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

109

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 февраля 2011 года

109

Об индексе потребительских цен за январь 2011 года

110

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

110

Комментарий о порядке индексации доходов населения за январь 2011 года

110

РЕКЛАМА  

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 12 по 18 февраля 2011 года

112