Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Административная ответствен­ность: изучаем новые правила

Вадим Самарин, юрист

С 12 января 2011 г. вступил в силу Закон РБ № 198-З "О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" (далее – Закон). Он внес значительные изменения в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Редакция продолжает публикацию материалов, позволяющих сориентироваться в нововведениях законодательства и понять, совершение каких деяний теперь не будет влечь административной ответственности, а какие, наоборот, приобретут характер административного правонарушения, за какие правонарушения размер административного взыскания претерпит изменения в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

 

Новации в сфере трудового законодательства и законодательства о заработной плате

Закон ввел новый вид ответственности – ответственность за неустранение должностным лицом нанимателя нарушений, допущенных при производстве удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и при пересылке удержанных сумм взыскателю, в установленный судебным исполнителем срок (ч. 2 ст. 24.9 КоАП). За такое нарушение предусмотрен штраф в размере до 10 базовых величин (далее – БВ).
Изменен размер административного взыскания за нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, в т.ч. технических нормативных правовых актов, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ч. 1 ст. 9.17 КоАП).До 12 января 2011 г. физическое лицо могло быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 БВ, с 12 января  размер штрафа составляет от 10 до 50 БВ. Размер штрафа, налагаемого на юридические лица, не изменился (до 300 БВ).
В сфере ценообразования также есть изменения
Закон исключил нормы, предусматривавшие ответственность за нарушение определенного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории Республики Беларусь, расходов на его приобретение у нерезидента (ранее – ч. 5 ст. 12.9 КоАП). Однако продолжает действовать норма о том, что товары, произведенные на территории Республики Беларусь, резиденты приобретают по ценам, не превышающим более чем на 5 % отпускную цену, регламентированную производителем соответствующего товара для потребления его на территории Республики Беларусь на день заключения договора реимпорта. Она установлена подп. 1.8 п. 1 Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117). Следовательно, ответственность за ее нарушение будет наступать по ч. 7 ст. 12.9 КоАП.
Изменения коснулись также торговли и бытового обслуживания
Изменены размеры административных взысканий за отдельные правонарушения в сфере торговли и бытового обслуживания. Для наглядного восприятия приведем сравнительную таблицу этих изменений.
 
 
–––––––––––––––––––––––––––––––
* Например, неуказание в договоре купли-продажи товаров несобственного производства цели приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по установленным Советом Министров РБ квотам), как того требует подп. 1.1 п. 1 Указа № 117.
** Например, резиденты приобретают у нерезидентов товары, произведенные на территории Республики Беларусь, по ценам, не превышающим более чем на 5 % отпускную цену, определенную производителем соответствующего товара для потребления его на территории Республики Беларусь на день заключения договора реимпорта.
Новации в сфере оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий
Закон ввел ответственность:
– за нарушение правил установки средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий;
– нарушение порядка представления сведений об этих средствах контроля юридическими лицами, осуществляющими изготовление, ввоз на территорию Республики Беларусь, техническое обслуживание, ремонт указанных приборов учета;
– нарушение предусмотренных законодательством требований к названным средствам контроля или порядка представления сведений о них юридическими лицами – изготовителями этих средств контроля (ст. 12.48 КоАП).
Ответственность за такие нарушения – штраф на юридическое лицо в размере до 50 БВ.
Игорный бизнес и проведение лотерей: кто на новенького?
Установлена ответственность за иные нарушения организаторами электронных интерактивных игр законодательства об электронных интерактивных играх и (или) условий проведения таких игр. К иным нарушениям можно будет отнести следующую ситуацию. Например, если не будет принята к оплате выигрышная ставка в течение 6 месяцев со дня определения результатов тиража (п. 15 Положения о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.04.2008 № 201).
Не следует относить к иным нарушениям несоблюдение организаторами электронной интерактивной игры процентного соотношения выигрышного фонда тиража электронной интерактивной игры и общего объема принятых ставок и (или) проведение электронных интерактивных игр в местах, запрещенных законодательными актами (ответственность по ч. 1 ст. 12.44 КоАП). Допущение иных нарушений будет влечь наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 150 БВ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.