ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Пособия семьям, воспитывающим детей: как всегда, много вопросов на практике

Артеменко М.

16 февраля 2011 г. гостем нашей редакции была начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ Артеменко Марина Борисовна. Она ответила на вопросы читателей, возникшие при выплате пособий семьям, воспитывающим детей, в 2011 г.

В 1995 г. Марина Борисовна окончила БГУ, в 2004 г. – Академию управления при Президенте РБ по специальности "управление социальной сферой".
С 2009 г. назначена на должность начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ.
В семье работника проживает его сын от первого брака. Родился ребенок во втором браке.
Как определить размер пособия в связи с рождением ребенка в данной ситуации?

Пособие должно быть выплачено в 7-кратном размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка при соблюдении определенных условий. Поясним этот ответ.

Размер пособия дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье и составляет:

– при рождении первого ребенка – 5-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка;

– рождении второго и последующих детей – 7-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка.

Если в семье проживают дети от первого брака отца, очередность рождения ребенка определяют фактическим составом семьи. Подтверждением того факта, что в семье воспитываются и проживают дети от первого брака, могут быть справка о составе семьи, решение суда о том, с кем из родителей после расторжения брака проживает ребенок, соглашение о детях, решение суда о лишение матери родительских прав и др. В таком случае пособие также выплачивают дифференцированно.

При определении размера пособия в составе семьи для указанных целей также следует учитывать количество детей в случае достижения их совершеннолетия либо смерти.
 
Работница воспитывает двоих детей 5 и 9 лет, старший из которых – ребенок-инвалид. Ребенок-инвалид обучается в школе-интернате для слабослышащих детей. Семья полная.

Как следует назначать пособия на детей старше 3 лет?

На выходные дни и иные кратковременные периоды пребывания ребенка дома, за исключением летних каникул, пособие на ребенка-инвалида по месту работы матери назначать не нужно. На другого ребенка старше 3 лет пособие по месту работы матери надо назначить на общих основаниях – с учетом совокупного дохода семьи (ст. 29 Закона РБ "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон)). Государственные пособия и надбавки к ним не назначают и не выплачивают на детей, находящихся в учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания. Кроме того, детей, обучающихся в учреждениях интернатного типа и не относящихся к приходящему контингенту,  не учитывают в составе семьи для определения права на пособие на детей старше 3 лет.

В случае выбытия ребенка-инвалида из учреждения образования с круглосуточным режимом пребывания на срок свыше одного месяца следует произвести пересмотр права на пособие с даты наступления данного обстоятельства. На период пребывания ребенка-инвалида в семье пособия на 2 детей назначают без учета совокупного дохода на члена семьи с надбавкой 40 % к пособию на ребенка-инвалида. В данной ситуации состав семьи определяют с учетом ребенка-инвалида.
 
На работу в феврале 2011 г. принята сотрудница, воспитывающая ребенка в возрасте 2,5 года. С прежнего места работы, где ранее выплачивалось пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет,эта сотрудница уволена в ноябре 2010 г. За назначением пособия в период с ноября по февраль по месту работы мужа она не обращалась.

С какого периода в данном случае необходимо назначить пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

В данной ситуации право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет семья имела за весь период, пока мать не работала. Если в течение этого времени пособие не было назначено отцу ребенка по месту работы, что должно быть подтверждено соответствующим документом, пособие по новому месту работы матери назначают со дня, следующего за днем прекращения его выплаты. Документ, подтверждающий прекращение выплаты пособия, – справка о размере назначенного пособия и периоде его выплаты с предыдущего места работы.

Обоснованием такого ответа служит норма п. 12 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение № 490). Согласно данной норме в случае изменения места выплаты пособия (поступления на работу, изменения места работы, увольнения, окончания учебы и др.) его выплата по прежнему месту получения будет прекращена и пособие будет назначено по новому месту со дня (месяца), следующего за днем (месяцем) прекращения выплаты пособий при условии, что семья имела право на пособие за период, в течение которого пособие не выплачивалось, но не более чем за 6 месяцев. Если перерыв составил более 6 месяцев, пособие назначают со дня обращения.

Работница организации воспитывает ребенка 2 лет. Она работает по основному месту работы на 0,5 ставки и выполняет работу по гражданско-правовому договору.

В каком размере ей следует выплачивать пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

В данной ситуации выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет должна быть произведена в размере 100 % от установленного законодательством.

Ситуации, при которых пособие нужно платить в размере 50 %, оговорены в ст. 13 Закона. Так, лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы, а также при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, данное пособие следует выплачивать в размере 50 %. Лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и одновременно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, пособие необходимо назначать (выплачивать):

– получающим стипендию, – в размере 50 % пособия, установленного законодательством;

– не получающим стипендию, – в полном размере при условии, что ребенок не оформлен в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Иные ограничения размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в т.ч. лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, Законом не установлены.

Следует иметь в виду, что в случае выхода матери на работу на условиях занятости не более 0,5 месячной нормы включительно условие неполной занятости должно быть отражено в приказе и трудовом договоре.
 
Работница организации воспитывает ребенка 2 лет.

Обязана ли она информировать комиссию по назначению пособий в случае оформления ребенка в детское дошкольное учреждение? Каковы действия комиссии, если справка не представлена либо представлена несвоевременно?

Понятно, что вопрос возник в связи с применением нормы ст. 13 Закона, о которой было сказано в ответе на предыдущий вопрос. Сразу отметим, что работница обязана информировать комиссию по назначению пособий об оформлении ребенка в детское дошкольное учреждение. Рассмотрим вопрос детально.

В заявлении, которое заполняет лицо, претендующее на государственные пособия, по форме согласно приложению к Положению № 490,предусмотрены обязанности получателя в 5-дневный срок сообщать любые сведения об изменениях в составе семьи и занятости ее членов, других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия или надбавки к нему, в т.ч. об оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Следовательно, подписывая данное заявление, работник принимает на себя обязательства по информированию комиссии о данном факте.

Постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2010 № 1128 "О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" внесены изменения в Положение № 490.

В частности, для получателей пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет изменен порядок представления справки при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

До внесения изменений в Положение № 490 при достижении ребенком возраста 1,5, 2, 2,5 лет по месту получения пособия следовало представлять справку о том, оформлен ребенок либо нет в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, выдаваемую организациями здравоохранения. В случае непредставления в установленный срок данной справки выплата пособия по уходу за ребенком производилась вразмере 50 % от размера, установленного законодательством. Перерасчет пособия до полного размера в случае последующего представления справки нужно было производить за весь период неоформления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, но не более чем за 6 месяцев.

Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" (далее – Указ № 200) административная процедура по выдаче справки о том, оформлен ребенок либо нетв учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, упразднена с 16 мая 2010 г.

В связи с этим основанием для перерасчета пособия в размере 50 % служит справка о том, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования (с указанием иных необходимых сведений, которыми располагает учреждение образования), предусмотренная подп. 6.3 п. 6 Перечня административных процедур, утвержденного Указом № 200 (п. 29 Положения № 490). Данную справку родитель (усыновитель, (удочеритель), опекун) представляет по месту получения пособия в 5-дневный срок со дня зачисления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования. Справку выдает учреждение образования в день обращения. Выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет следует производить в размере 50 % от размера, установленного законодательством, со дня зачисления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Подтверждение того факта, что ребенок не оформлен в дошкольное учреждение в ранее определенные сроки (при исполнении ребенку 1,5, 2, 2,5 лет), в настоящее время не нужно.

Вместе с тем определено, что излишне выплаченная сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (вследствие несвоевременного представления справки либо сокрытия сведений) подлежит возврату получателем. Возврат излишне выплаченных сумм пособий необходимо производить на основании решения комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и оформлять протоколом заседания комиссии по форме согласно приложению 1 к Положению о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 06.12.2006 № 1624. Заявления получателя на перерасчет пособия не требуется.

Возобновление выплаты пособия в полном размере следует производить со дня отчисления ребенка из учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, на основании копии приказа об отчислении (могут быть приняты иные документы учреждения образования о выбытии ребенка из данного учреждения).

Также обращаем внимание, что при зачислении ребенка в учреждение образования с круглосуточным режимом пребывания в справке, выданной в соответствии с подп. 6.3 п. 6 Перечня административных процедур, утвержденного Указом № 200, указывают дополнительные сведения.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 8 февраль 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Каким методом необходимо руководствоваться при списании запасов в январе?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

Об утверждении Положения о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27

11

Комментарий (Перечень способов подтверждения безопасности и качества товаров расширен)

13

Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства

17

Комментарий (При наличии инструкции можно не платить экологический налог)

21

Комментарии

27

Как стимулировать работников коммерческих организаций за рост реализации продукции, товаров (работ, услуг), поступления валютной выручки и снижение запасов готовой продукции

27

Административная ответствен­ность: изучаем новые правила

31

Обязательная сертификация продукции и услуг в 2011 году

33

Бюджет-2011 как отражение стоящих перед страной задач и возможностей их реализации

35

Минфин РБ разъясняет

38

Расходы на представительские цели организации определяют сами

38

МНС РБ разъясняет

38

Письмо МНС РБ от 02.02.2011 № 2-2-10/10134

38

ГТК РБ разъясняет

40

О несоответствиях, встречающихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, сопровождающих товары, перемещае­мые через таможенную границу Рес­пуб­лики Беларусь

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА          

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Налог на прибыль: все о льготах, предоставленных отдельным категориям плательщиков

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

49

Отходы: правильно заполняем налоговую декларацию

49

Акцизы: примеры заполнения налоговой декларации

54

Вычет НДС по основным средствам: по­вторение пройденного и особенности 2011 года

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Пособия семьям, воспитывающим детей: как всегда, много вопросов на практике

76

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

79

Определяем текущие платежи по налогу на прибыль в 2011 году и не допускаем ошибок

79

события. подробности

87

Новые размеры детских пособий

87

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

88

При приобретении у российских организаций прав на использование компьютерных программ уплатите НДС и налог на доходы

88

мнения специалистов

91

Расходы по страхованию арен­дуемых помещений нужно учитывать при исчислении налога на прибыль

91

У ВАС ПРОВЕРКА

94

НДС при приобретении работ, услуг на территории Республики Беларусь у иностранных организаций – вас проверяет налоговая инспекция

94

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Выплаты в пользу работников: какие налоги и взносы нужно начислить

101

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

105

Как применить льготу по на­логу на прибыль, если затраты по строительству объекта отнесены к расходам будущих периодов?

105

за рубежом

107

Практика МСФО: мнения экспертов

107

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

109

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 февраля 2011 года

109

Об индексе потребительских цен за январь 2011 года

110

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

110

Комментарий о порядке индексации доходов населения за январь 2011 года

110

РЕКЛАМА  

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 12 по 18 февраля 2011 года

112