13

Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организациями

Продолжаем публикацию «Прямой линии», состоявшейся 27 февраля 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» с участием Лысенок Светланы Александровны, главного специалиста управления финансового мониторинга и контроля Нацбанка Республики Беларусь.

Начало см.: «ГБ», 2017, № 10, с. 10 |*|.

* Первая часть «Прямой линии» с участием специалиста Нацбанка на тему «Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организациями» 


Должна ли лизинговая организация заполнять специальный формуляр по финансовым операциям с недвижимостью на сумму, превышающую установленные пороговые величины?

Не должна.

Финансовая операция подлежит особому контролю, если:

1) сумма финансовой операции равна или превышает:

2 000 базовых величин – для физических лиц;

20 000 базовых величин – для организаций (индивидуальных предпринимателей);

2) она относится к финансовым операциям с движимым и недвижимым имуществом (абз. 5 части первой ст. 7 Закона № 165-З*).

_________________
* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Однако в изложенной ситуации лизинговой организации необходимо руководствоваться нормой, предусмотренной частью пятой ст. 9 Закона № 165-З.

Из нее следует, что по гражданско-правовым сделкам с имуществом, сделки с которым и (или) права на которое подлежат государственной регистрации, специальный формуляр заполняется и представляется лицами, осуществляющими государственную регистрацию такого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно действующему законодательству регистрации подлежит недвижимое имущество, перечень которого определен ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Государственную регистрацию с таким имуществом осуществляют:

– республиканская организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– регистраторы (ст. 5 Закона № 133-З).

Таким образом, даже если у лизинговой организации операция с недвижимостью превышает установленные пороговые величины, обязанность по заполнению специального формуляра возлагается не на лизинговую организацию, а на организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества.

Каков механизм замораживания имущества, переданного лизингополучателю?

Лизинговые организации замораживают средства клиента, если он включен в перечень лиц, причастных к террористической деятельности.

В этом случае организация должна наложить запрет на пользование имуществом, переданным лизингополучателю в качестве предмета лизинга, направив письмо клиенту о запрете на пользование этим имуществом без указания причины замораживания имущества (п. 27 Инструкции № 494*).

_________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

Организация вправе проинформировать собственника либо владельца средств после получения его письменного обращения.

Вправе ли организация вести журнал учета сообщений по операциям, вызывающим подозрение, в электронном виде?

Вправе.

При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:

1) работник организации должен составить сообщение в произвольной форме и передать его вместе с необходимыми документами по финансовой операции ответственному должностному лицу организации;

2) ответственное должностное лицо организации должно принять по такой операции решение о признании ее подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.

Сообщения, по которым принято решения о ненаправлении специального формуляра, регистрируются в журнале учета сообщений. Форма такого журнала определяется организацией, осуществляющей финансовые операции, самостоятельно. Журнал учета сообщений можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 35 Инструкции № 494) |*|.

* Контрольные мероприятия по выявлению подозрительных финансовых операций, которые должна осуществлять лизинговая организация

Организация, осуществляющая финансовые операции, просит организацию-клиента представить сведения о бенефициарном владельце организации.

Должен ли клиент представлять эти сведения и если да, то в каком объеме?

Должен. В объеме, позволяющем однозначно идентифицировать третье лицо.

Организации, осуществляющие финансовые операции, обязаны осуществлять идентификацию участников финансовой операции.

Полученные от клиента данные фиксируются в анкете клиента стандартной или расширенной формы (п. 16 Инструкции № 494).

Отметим, что представление таких данных – обязанность, а не право клиента организации, осуществляющей финансовые операции. Ее невыполнение влечет отказ организации в осуществлении финансовой операции клиента (часть вторая ст. 6 Закона № 165-З).

Анкета стандартной формы должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона № 165-З, анкета расширенной формы – перечень данных, определенных ст. 8 Закона № 165-З, и перечень дополнительных идентификационных данных согласно приложению 2 к Инструкции № 494.

Рассмотрим сведения, которые должны представляться клиентом – юридическим лицом и содержаться в указанных анкетах (см. таблицу).

При определении объема идентификационных сведений о третьих лицах, указываемых в анкете клиента, организация руководствуется перечнем сведений, установленным для анкеты стандартной формы, с учетом объема идентификационных данных, которыми обладает клиент в отношении третьего лица и которые однозначно его идентифицируют, например:

– для учредителя организации – физического лица: фамилия, имя, отчество; гражданство; дата и место рождения; место жительства (регистрации); реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо личный номер;

– для юридического лица: наименование; место нахождения (юридический адрес); учетный номер плательщика (иной идентификационный номер для нерезидентов).

По какой форме необходимо вести журнал учета специальных формуляров?

В журнале регистрируются специальные формуляры, направленные в Департамент финансового мониторинга КГК.

Форма такого журнала законодательством не установлена, поэтому организация может определить ее самостоятельно.

Журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом бумажный носитель должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации.

Важно! Журнал учета специальных формуляров должен содержать сведения, предусмотренные п. 102 Инструкции № 367*.

____________________
* Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.

Может ли лизинговая организация в целях ведения внутреннего контроля дополнить новыми критериями перечень критериев подозрительных операций, определенных Инструкцией № 494?

Не может.

Для лизинговых, микрофинансовых организаций, форекс-компаний критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые они должны использовать в работе, установлены в пп. 31–33 Инструкции № 494.

Данный перечень является ограничительным |*|.

* Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 11 март 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Сколько леса можно спасти от вырубки, если не представлять учетную политику в налоговые органы?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Годовой отчет за 2016 год готовим на основании нового документа[Срочно и важно]

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

13

Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организациями

13

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

17

Государственное регулирование

17

Декрет Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»

17

Комментарий к Декрету № 2 от 28 февраля 2017 г.

27

Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2017 № 63 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

28

Тарифы и цены

30

Постановление Минсельхозпрода Республики Беларусь от 23.02.2017 № 16 «Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2017 года, закупаемую для государственных нужд»

30

Расчеты и кредиты

33

Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 03.03.2017 № 181/5 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

33

Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2017 № 71 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

35

Комментарий

37

Банковская деятельность

39

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 07.03.2017 № 87 «О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь»

39

Комментарии

40

Какие новшества следует учесть при создании и заполнении ЭСЧФ с 1 апреля 2017 года[Срочно и важно]

40

ЭСЧФ: учтите изменения в заполнении строк и граф[Срочно и важно]

43

Изменен порядок создания исправленных и дополнительных ЭСЧФ[Срочно и важно]

46

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

50

Письмо МНС Республики Беларусь от 03.03.2017 № 2-1-10/00430 «О налогообложении услуг по поиску покупателей»

50

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

52

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за февраль 2017 года

52

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

53

ВОПРОС-ОТВЕТ

55

Применение инвестиционного вычета при реконструкции

55

Амортизация скейт-парка в торговом центре и налог на прибыль

56

Налогообложение при передаче неотделимых улучшений

56

Регистрация доменного имени за рубежом и исчисление НДС и налога на доходы

58

Реализация многооборотной тары: исчисление НДС и создание ЭСЧФ

59

Применение ст. 30-1 НК к налогу при УСН

60

Учет и отражение в отчете предоставленных другим организациям займов

60

Два пункта погрузки в ТТН-1

61

Переадресация груза в ТТН-1

62

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

За выходные дни, приходящиеся на командировку, средний заработок не сохраняется

63

Сдаем ПУ-3 по договорам подряда[Срочно и важно]

65

Выплачиваем дивиденды: все от оформления до налогообложения

70

У ВАС ПРОВЕРКА

74

Как возникают объекты незавершенного строительства, или Практика проверок, которая не учла нормы строительного законодательства

74

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

78

Когда нужно создавать ЭСЧФ: рассмотрим 4 ситуации

78

Одноразовые стаканчики и бутилированная вода для работников не облагаются НДС

81

СОВЕТЫ ЮРИСТА

84

Что нужно учитывать при оформлении претензии

84

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

87

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

87

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 марта 2017 года*

92

Об индексе потребительских цен за февраль 2017 года

93

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за февраль 2017 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 11 по 17 марта 2017 года

96