Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организациями

Продолжаем публикацию «Прямой линии», состоявшейся 27 февраля 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» с участием Лысенок Светланы Александровны, главного специалиста управления финансового мониторинга и контроля Нацбанка Республики Беларусь.

Начало см.: «ГБ», 2017, № 10, с. 10 |*|.

* Первая часть «Прямой линии» с участием специалиста Нацбанка на тему «Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организациями» 

Должна ли лизинговая организация заполнять специальный формуляр по финансовым операциям с недвижимостью на сумму, превышающую установленные пороговые величины?

Не должна.

Финансовая операция подлежит особому контролю, если:

1) сумма финансовой операции равна или превышает:

2 000 базовых величин – для физических лиц;

20 000 базовых величин – для организаций (индивидуальных предпринимателей);

2) она относится к финансовым операциям с движимым и недвижимым имуществом (абз. 5 части первой ст. 7 Закона № 165-З*).

_________________
* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Однако в изложенной ситуации лизинговой организации необходимо руководствоваться нормой, предусмотренной частью пятой ст. 9 Закона № 165-З.

Из нее следует, что по гражданско-правовым сделкам с имуществом, сделки с которым и (или) права на которое подлежат государственной регистрации, специальный формуляр заполняется и представляется лицами, осуществляющими государственную регистрацию такого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно действующему законодательству регистрации подлежит недвижимое имущество, перечень которого определен ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Государственную регистрацию с таким имуществом осуществляют:

– республиканская организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– регистраторы (ст. 5 Закона № 133-З).

Таким образом, даже если у лизинговой организации операция с недвижимостью превышает установленные пороговые величины, обязанность по заполнению специального формуляра возлагается не на лизинговую организацию, а на организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества.

Каков механизм замораживания имущества, переданного лизингополучателю?

Лизинговые организации замораживают средства клиента, если он включен в перечень лиц, причастных к террористической деятельности.

В этом случае организация должна наложить запрет на пользование имуществом, переданным лизингополучателю в качестве предмета лизинга, направив письмо клиенту о запрете на пользование этим имуществом без указания причины замораживания имущества (п. 27 Инструкции № 494*).

_________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

Организация вправе проинформировать собственника либо владельца средств после получения его письменного обращения.

Вправе ли организация вести журнал учета сообщений по операциям, вызывающим подозрение, в электронном виде?

Вправе.

При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:

1) работник организации должен составить сообщение в произвольной форме и передать его вместе с необходимыми документами по финансовой операции ответственному должностному лицу организации;

2) ответственное должностное лицо организации должно принять по такой операции решение о признании ее подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.

Сообщения, по которым принято решения о ненаправлении специального формуляра, регистрируются в журнале учета сообщений. Форма такого журнала определяется организацией, осуществляющей финансовые операции, самостоятельно. Журнал учета сообщений можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 35 Инструкции № 494) |*|.

* Контрольные мероприятия по выявлению подозрительных финансовых операций, которые должна осуществлять лизинговая организация

Организация, осуществляющая финансовые операции, просит организацию-клиента представить сведения о бенефициарном владельце организации.

Должен ли клиент представлять эти сведения и если да, то в каком объеме?

Должен. В объеме, позволяющем однозначно идентифицировать третье лицо.

Организации, осуществляющие финансовые операции, обязаны осуществлять идентификацию участников финансовой операции.

Полученные от клиента данные фиксируются в анкете клиента стандартной или расширенной формы (п. 16 Инструкции № 494).

Отметим, что представление таких данных – обязанность, а не право клиента организации, осуществляющей финансовые операции. Ее невыполнение влечет отказ организации в осуществлении финансовой операции клиента (часть вторая ст. 6 Закона № 165-З).

Анкета стандартной формы должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона № 165-З, анкета расширенной формы – перечень данных, определенных ст. 8 Закона № 165-З, и перечень дополнительных идентификационных данных согласно приложению 2 к Инструкции № 494.

Рассмотрим сведения, которые должны представляться клиентом – юридическим лицом и содержаться в указанных анкетах (см. таблицу).

При определении объема идентификационных сведений о третьих лицах, указываемых в анкете клиента, организация руководствуется перечнем сведений, установленным для анкеты стандартной формы, с учетом объема идентификационных данных, которыми обладает клиент в отношении третьего лица и которые однозначно его идентифицируют, например:

– для учредителя организации – физического лица: фамилия, имя, отчество; гражданство; дата и место рождения; место жительства (регистрации); реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо личный номер;

– для юридического лица: наименование; место нахождения (юридический адрес); учетный номер плательщика (иной идентификационный номер для нерезидентов).

По какой форме необходимо вести журнал учета специальных формуляров?

В журнале регистрируются специальные формуляры, направленные в Департамент финансового мониторинга КГК.

Форма такого журнала законодательством не установлена, поэтому организация может определить ее самостоятельно.

Журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом бумажный носитель должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации.

Важно! Журнал учета специальных формуляров должен содержать сведения, предусмотренные п. 102 Инструкции № 367*.

____________________
* Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.

Может ли лизинговая организация в целях ведения внутреннего контроля дополнить новыми критериями перечень критериев подозрительных операций, определенных Инструкцией № 494?

Не может.

Для лизинговых, микрофинансовых организаций, форекс-компаний критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые они должны использовать в работе, установлены в пп. 31–33 Инструкции № 494.

Данный перечень является ограничительным |*|.

* Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.