Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Отдельные из­ме­нения арендных отношений)

Анна Шинкевич, юрист

Комментируемый Указ № 569 вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования, т.е. с 13 февраля 2011 г. Договоры аренды и безвозмездного пользования, заключенные и действующие до вступления этого указа в силу, должны быть приведены в соответствие с ним в 2-месячный срок с даты вступления его в силу, т.е. не позднее 13 апреля 2011 г.

Уточнен круг торговых объектов для определения размера арендной платы на рынках
Напомним, что Указ Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства" (далее – Указ № 148) устанавливал, что размер арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности (далее – торговые объекты), определяется арендодателями торговых мест исходя из размера базовой ставки арендной платы и других условий, предусмотренных законодательными актами.
По такой формулировке под действие Указа № 148 подпадали торговые места во всех торговых объектах частной формы собственности, включая отдельно функционирующие торговые точки: магазины, ларьки, палатки, не связанные с форматом любого торгового центра.
При этом под торговыми объектами Закон РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле" (далее – Закон) понимает имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона).
После того как вступил в силу Указ Президента РБ от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее – Указ № 518), который утвердил Положение, устанавливающее порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах государственной и частной форм собственности для осуществления розничной торговли, иные торговые объекты, не относящиеся к рынкам или торговым центрам, выпали из зоны государственного регулирования.
В связи с этим Указом № 569 внесено соответствующее изменение в подп. 1.1 п. 1 Указа № 148, согласно которому слова "иных торговых объектах" заменены на слова "торговых объектах в торговых центрах".
Отчисления в республиканский бюджет станут меньше
В настоящее время установленная абз. 2 п. 1 Указа № 518 норма о перечислении в республиканский бюджет определенной части средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, предусматривает вычитание из полученной суммы арендной платы только амортизационных отчислений, налогов, сборов и иных обязательных платежей, перечисляемых арендодателем в республиканский и местные бюджеты, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством, и не предусматривает вычитание из суммы арендной платы расходов по содержанию и функционированию торгового объекта. Это не совсем выгодно экономически.
Указ № 569 внес дополнение, согласно которому при перечислении в республиканский бюджет определенной части средств, полученных от сдачи в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах республиканской формы, включаются также расходы, связанные с содержанием и функционированием этих торговых мест. Исключение составляют расходы по оплате услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов.
Более конкретно определено, кто руководствуется нормами Указа № 518 при установлении размера арендной платы
После вступления в силу Указа № 518 возникало много вопросов, касающихся распространения его норм на сдаваемые в аренду объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, если собственник или владелец этих объектов не является хозяйственным обществом с долей государственной собственности. Надо ли по таким объектам недвижимости производить определение размеров арендной платы в базовых величинах? Внесенные изменения – изложение в абз. 4 п. 1 Указа № 518 в новой редакции – позволяют четко определить, кому нужно руководствоваться данными требованиями законодательства. Теперь под действие норм этих положений попадает сдаваемое в аренду недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, а также на сдаваемые в аренду торговые места на рынках и торговых объектах в торговых центрах государственной и частной форм собственности.
Возмещения ссудодателю уточняются
В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих питание учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования), которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, передается в безвозмездное пользование, обязаны возмещать ссудодателю амортизационные отчисления (если указанные отчисления производятся), платежи за землю и налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту этого недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию, или нести эти расходы самостоятельно, если иное не установлено Президентом РБ. Указанные возмещения предусматриваются в отношении предоставляемого в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности. Изменения, внесенные Указом № 569, говорят о том, что теперь данное требование действует и при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.
Кроме того, новой редакцией уточняются платежи за землю, которые возмещаются ссудодателю: земельный налог или арендная плата за земельный участок.
Свободные площади подлежат учету и регистрации
Норма о том, что свободные площади подлежат учету и регистрации, призвана обеспечить открытость сдачи в аренду государственного имущества, исключить злоупотребления в этой сфере, содействовать вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества.
Согласно внесенным изменениям в Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности (часть вторая п. 3), информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду в случаях их высвобождения в результате окончания договора аренды, юридическое лицо – арендодатель представляет в облисполкомыи Мингорисполком для размещения на сайтах в Интернете лишь в том случае, когда арендатором не реализовано его преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Сейчас такая информация должна представляться в любом случае.
Персональная ответственность руководителей организаций – арендодателей недвижимого имущества за нарушение установленного порядка информирования по-прежнему существует.
Повышающий коэффициент
Указом № 569 отменяется действие подп. 2.1 п. 2 приложения. Согласно отменяемой норме повышающий коэффициент 3,0 будет применяться с 13 февраля 2011 г. только для площадей, арендуемых для размещения игорных заведений.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.