21

Комментарий (Отдельные из­ме­нения арендных отношений)

Анна Шинкевич, юрист

Комментируемый Указ № 569 вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования, т.е. с 13 февраля 2011 г. Договоры аренды и безвозмездного пользования, заключенные и действующие до вступления этого указа в силу, должны быть приведены в соответствие с ним в 2-месячный срок с даты вступления его в силу, т.е. не позднее 13 апреля 2011 г.


Уточнен круг торговых объектов для определения размера арендной платы на рынках

Напомним, что Указ Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства" (далее – Указ № 148) устанавливал, что размер арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности (далее – торговые объекты), определяется арендодателями торговых мест исходя из размера базовой ставки арендной платы и других условий, предусмотренных законодательными актами.

По такой формулировке под действие Указа № 148 подпадали торговые места во всех торговых объектах частной формы собственности, включая отдельно функционирующие торговые точки: магазины, ларьки, палатки, не связанные с форматом любого торгового центра.

При этом под торговыми объектами Закон РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле" (далее – Закон) понимает имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона).

После того как вступил в силу Указ Президента РБ от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее – Указ № 518), который утвердил Положение, устанавливающее порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах государственной и частной форм собственности для осуществления розничной торговли, иные торговые объекты, не относящиеся к рынкам или торговым центрам, выпали из зоны государственного регулирования.

В связи с этим Указом № 569 внесено соответствующее изменение в подп. 1.1 п. 1 Указа № 148, согласно которому слова "иных торговых объектах" заменены на слова "торговых объектах в торговых центрах".

Отчисления в республиканский бюджет станут меньше

В настоящее время установленная абз. 2 п. 1 Указа № 518 норма о перечислении в республиканский бюджет определенной части средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, предусматривает вычитание из полученной суммы арендной платы только амортизационных отчислений, налогов, сборов и иных обязательных платежей, перечисляемых арендодателем в республиканский и местные бюджеты, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством, и не предусматривает вычитание из суммы арендной платы расходов по содержанию и функционированию торгового объекта. Это не совсем выгодно экономически.

Указ № 569 внес дополнение, согласно которому при перечислении в республиканский бюджет определенной части средств, полученных от сдачи в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах республиканской формы, включаются также расходы, связанные с содержанием и функционированием этих торговых мест. Исключение составляют расходы по оплате услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов.

Более конкретно определено, кто руководствуется нормами Указа № 518 при установлении размера арендной платы

После вступления в силу Указа № 518 возникало много вопросов, касающихся распространения его норм на сдаваемые в аренду объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, если собственник или владелец этих объектов не является хозяйственным обществом с долей государственной собственности. Надо ли по таким объектам недвижимости производить определение размеров арендной платы в базовых величинах? Внесенные изменения – изложение в абз. 4 п. 1 Указа № 518 в новой редакции – позволяют четко определить, кому нужно руководствоваться данными требованиями законодательства. Теперь под действие норм этих положений попадает сдаваемое в аренду недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, а также на сдаваемые в аренду торговые места на рынках и торговых объектах в торговых центрах государственной и частной форм собственности.

Возмещения ссудодателю уточняются

В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих питание учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования), которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, передается в безвозмездное пользование, обязаны возмещать ссудодателю амортизационные отчисления (если указанные отчисления производятся), платежи за землю и налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту этого недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию, или нести эти расходы самостоятельно, если иное не установлено Президентом РБ. Указанные возмещения предусматриваются в отношении предоставляемого в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности. Изменения, внесенные Указом № 569, говорят о том, что теперь данное требование действует и при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Кроме того, новой редакцией уточняются платежи за землю, которые возмещаются ссудодателю: земельный налог или арендная плата за земельный участок.

Свободные площади подлежат учету и регистрации

Норма о том, что свободные площади подлежат учету и регистрации, призвана обеспечить открытость сдачи в аренду государственного имущества, исключить злоупотребления в этой сфере, содействовать вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества.

Согласно внесенным изменениям в Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности (часть вторая п. 3), информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду в случаях их высвобождения в результате окончания договора аренды, юридическое лицо – арендодатель представляет в облисполкомыи Мингорисполком для размещения на сайтах в Интернете лишь в том случае, когда арендатором не реализовано его преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Сейчас такая информация должна представляться в любом случае.

Персональная ответственность руководителей организаций – арендодателей недвижимого имущества за нарушение установленного порядка информирования по-прежнему существует.

Повышающий коэффициент

Указом № 569 отменяется действие подп. 2.1 п. 2 приложения. Согласно отменяемой норме повышающий коэффициент 3,0 будет применяться с 13 февраля 2011 г. только для площадей, арендуемых для размещения игорных заведений.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 45 декабрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Налоги должны отражаться в бухгалтерском учете помесячно или по срокам их исчисления (уплаты) в бюджет в соответствии с налоговым законодательством?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. № 98

10

Комментарий (Отдельные правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте претерпели изменения)

13

Государственное регулирование

15

Об обязательном страховании с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы в 2011 году

15

Комментарий (Обязательства по страхованию в 2011 году будут выполнять­ся по страховым тарифам, утвержден­ным Указом Президента РБ от 04.11.2010 № 567)

16

О внесении изменений и дополнений в ука­зы Президента Республики Беларусь от 24 мар­та 2005 г. № 148 и от 23 октября 2009 г. № 518

17

Комментарий к Указу № 569 от 5 ноября 2010 г.

20

Комментарий (Отдельные из­ме­нения арендных отношений)

21

Труд и социальная защита

24

О размерах государственных пособий семь­ям, воспитывающим детей

24

Комментарий (С 1 ноября ус­та­новлены новые размеры пособий семь­ям, воспитывающим детей)

25

Строительство

28

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 апреля 2005 г. № 13

28

Комментарии

30

При зарубежных командировках день отъезда и день прибытия в Республику Беларусь следует оплачивать в иностранной валюте

30

Порядок предоставления профессионального налогового вычета плательщикам, получающим авторские вознаграждения: есть отличия между 2010 и 2011 годом

33

Порядок осуществления платежей при предоставлении рассрочки опла­ты отчуждаемого имущества

36

В порядке предоставления, использования финансовой помощи и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами произойдут изменения

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

40

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

42

Расходы на канцелярские товары, передачу сувениров и подарков при приеме иностранных организаций в составе представительских расходов учитывались до 1 ноября 2010 года согласно Указу № 398

42

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

44

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

Прямая линия

56

Изменены правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами

56

Учет расходов в 2010 году в условиях изменения законодательства, связанных со сближением национального законодательства с МСФО

59

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Это надо знать бухгалтеру, если организация выступила поручителем или залогодателем за сотрудника

63

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

66

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

69

При передаче в пределах од­ного собственника полностью самортизированных основных средств необходимо произвести их оценку

69

У ВАС ПРОВЕРКА

73

Возврат (зачет) НДС: послед­ствия налоговой проверки

73

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Вычет НДС по договорам финансового лизинга в 2007–2011 годах

75

Порядок налогообложения выручки при переходе с УСН без уплаты НДС на УСН с уплатой НДС и наоборот с 2011 года

79

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

84

Почему расходы по вакцинации работников не учитываются при исчислении налога на прибыль?

84

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

86

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2010 года

86

Производственный календарь на 2011 год

91

О рабочем времени в I квартале 2011 года

91

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

93

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

94

РЕКЛАМА

94

Организации культуры – на пороге к новой жизни

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 20 по 26 но­ября 2010 года

96