Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

ВАКЦИНАЦИЯ РАБОТНИКОВ

1 (510). В коллективном договоре организации предусмотрены мероприятия по оздоровлению работников. В нем указано, что для целей сокращения количества больничных листов и повышения производительности труда организация проводит вакцинацию работников за счет своих средств.

Директором организации издан приказ, обязывающий заключить договор с медицинским учреждением на оказание услуг по вакцинации работников организации.

Следует ли исчислять НДС со стоимости услуг медицинского учреждения по вакцинации работников организации?
 
Не следует.
 
Объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).

С 1 января 2008 г. собственное потребление непроизводственного характера не является объектом обложения НДС.

Письмом МНС РБ от 24.09.2008 № 2-1-9/740 "Об актуальных вопросах по исчислению налога на добавленную стоимость и акцизов" разъяснено, что потребление товаров внутри организации, приобретенных для собственных нужд организации (ее работников), должно подтверждаться соответствующими распорядительными документами руководителя организации. Такое потребление относится к собственному потреблению непроизводственного характера и не облагается НДС.

Таким образом, услуги по вакцинации работников не рассматриваются в качестве объекта обложения НДС.

2 (511). Ситуация описана в предыдущем вопросе.

Является ли стоимость вакцинации, проведенной работнику, объектом для исчисления подоходного налога?
 
Не является при правильном оформлении приказа, регламентирующего ее проведение.

Освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат в т.ч. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).

Для того чтобы воспользоваться указанным освобождением, в коллективном договоре либо приказе организации целесообразно указать, что расходы на вакцинацию работников осуществляются в виде предоставления материальной помощи работникам, направленной на цели их вакцинации.

Михаил Щербаков, экономист

От редакции:

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. принятие необходимых мер по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний (п. 6 ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)).

В обязанности нанимателя входит также выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников (п. 15 ст. 226 ТК).

Определенные требования к выполнению нанимателем мер по проведению противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения возникновения и недопущения распространения заболеваний изложены в Законе РБ от 23.11.1993 № 2583-XII "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" (ст. 19).

3 (512). Организация оплатила медицинскому учреждению услуги по проведению коллективной вакцинации против гриппа своих работников с целью сокращения количества больничных листов.

Необходимо ли включать суммы, затраченные организацией на данное мероприятие, в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Фонд)?
 
Суммы, затраченные на коллективную вакцинацию, в налогооблагаемую базу для начисления обязательных страховых взносов в Фонд не включаются. Обоснуем такой вывод.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 115), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").

Перечень № 115 утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями).

Пунктом 25 Перечня № 115 предусмотрено, что обязательные страховые взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд не начисляются на суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях. Данная норма вступила в силу с 1 января 2009 г.

Концепцией санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1478 (с изменениями и дополнениями), определены основные понятия и термины, используемые в процессе санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.

Так, под оздоровлением понимается комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.

Проведение вакцинации против гриппа также относится к мероприятиям, направленным на повышение устойчивости к физическим, биологическим факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.

Следовательно, проведение вакцинации против гриппа для работников организации следует относить к п. 25 Перечня № 115 и суммы, затраченные на данное мероприятие, в налогооблагаемую базу для начисления обязательных страховых взносов в Фонд не включаются.

Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4 (513). Налогом на недвижимость не облагаются здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки.

Какие здания и сооружения можно отнести к природоохранным?

Перечень зданий и сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость, утвержден Указом Президента РБ от 20.03.2009 № 144 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Перечень № 144).

При использовании этой льготы следует учитывать разъяснения МНС РБ, содержащиеся в письме от 04.01.2010 № 2-2-18/5 "О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 20 марта 2009 г. № 144".

Согласно этому письму организация может получить льготу в 3 случаях:

– если полностью совпадает наименование здания (сооружения) природоохранного назначения и его предназначение и (или) вид производственного процесса, приводимый субъектом хозяйствования в своем перечне, с наименованием и его предназначением и (или) видом производственного процесса, утвержденными в Перечне № 144;

– если частично не совпадает наименование здания (сооружения) природоохранного назначения, указанное в перечне организации, с наименованием, утвержденным в Перечне № 144. Но при этом его предназначение и (или) вид производственного процесса полностью совпадают с положениями Указа № 144 (например, ловушка для нефти (в соответствии с перечнем организации) и нефтеловушка (наименование, приведенное в п. 2 Перечня № 144));

– организация указывает в своем перечне наименование здания (сооружения) природоохранного назначения с отражением его вида (подвида), позиционируемого с его общим названием, приведенным в Перечне № 144. При этом его предназначение и (или) вид производственного процесса полностью совпадают с положениями Указа № 144 (например, вентиляторная двухсекционная градирня (в соответствии с перечнем организации) и градирня (наименование, приведенное в п. 1 Перечня № 144)).

5 (514). Надо ли отходы потребления отражать в налоговой декларации (расчете) по налогу за хранение отходов производства, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.200 № 87?

Отходы потребления не облагаются экологическим налогом, поэтому они в налоговой декларации не отражаются.

Определение различных видов отходов содержится в ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами".

Так, отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.

Отходами производства являются отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

Объектом обложения экологическим налогом признаются хранение и захоронение отходов производства (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 НК).

Напомним, что в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85, отходы жизнедеятельности населения классифицируются кодом 9120100, а уличный и дворовый смет – кодом 9120500.

Наталья Рощина, экономист

6 (515). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС. Руководством принято решение об оказании безвозмездной помощи церковной школе в виде передачи оборудования.

Необходимо ли платить налог при УСН при безвозмездной передаче оборудования?

Такой необходимости нет. Данный вывод подтверждается следующим.

Налоговая база налога при УСН определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (ст. 288 НК).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется организациями исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц).

К доходам от внереализационных операций у организаций относятся доходы, включаемые по законодательству в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, стоимость безвозмездно передаваемых товаров у передающей стороны не включается ни в выручку от реализации (поскольку отсутствуют какие-либо поступления), ни в состав внереализационных доходов.

Поэтому налоговая база для исчисления налога при УСН при безвозмездной передаче отсутствует.

Аналогичные разъяснения приведены в письме МНС РБ от 29.09.2009 № 2-2-18/854 "О налогообложении".

Валентина Прохожая, экономист

7 (516). Некоммерческая организация – потребительский кооператив создана для реализации таких целей, как предоставление временной финансовой помощи своим членам посредством заключения договоров займа, а также привлечение денежных средств своих членов на условиях договоров займа.

Общее собрание кооператива в соответствии с уставом определило состав членов, являющихся плательщиками членских взносов. В данном случае это не все участники кооператива, а только те, кто размещает собственные сбережения в кооперативе по договорам займа.

Будут ли уплачиваемые членские взносы входить в состав доходов кооператива и облагаться налогом на прибыль?
 
Не будут.

Вступительные, паевые и членские взносы в размерах, определенных уставами (учредительными договорами), не включаются у некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством, в состав внереализационных доходов (подп. 4.2.1 п. 4 ст. 128 НК).

Следовательно, членские взносы, полученные кооперативом от своих членов в размерах, предусмотренных уставом, не включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

8 (517). Общество с ограниченной ответственностью имеет на балансе офисное помещение, принадлежащее ему на праве собственности. Дивиденды одному из учредителей общества выплачиваются имуществом путем передачи ему офисного помещения на основании решения общего собрания участников общества.

Следует ли производить исчисление НДС при передаче помещения?
 
Следует.
 
В целях налогообложения определено, что дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (п. 1 ст. 35 НК).

Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).

Таким образом, при выплате дивидендов в виде имущества, ранее принадлежавшего обществу, возникает объект обложения НДС, так как такая операция относится к обороту по реализации.

9 (518). Организация разместила временно свободные денежные средства на депозитный счет в банке.

Проценты за пользование ими ежемесячно перечисляются банком на расчетный счет организации.

Облагаются ли НДС полученные организацией проценты?

Проценты за пользование денежными средствами не облагаются НДС. Обоснуем данный вывод.

Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).

При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 31 НК).

Таким образом, поскольку проценты, полученные организацией за хранение денежных средств на депозитном счете, не связаны с оборотами по реализации товаров (работ, услуг), то они не подлежат обложению НДС.

10 (519). Организация в декабре 2009 г. произвела уплату НДС при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь. В 2009–2010 гг. организация не осуществляла деятельности по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.е. сумма начисленного НДС равна нулю.

Имеет ли право организация на основании п. 6 ст. 103 НК возвратить НДС, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь?
 
Не имеет.
 
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 5 ст. 103 НК).

Вычет сумм НДС производится в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации в случаях, предусмотренных п. 23 ст. 107 НК, и в случаях, установленных Президентом РБ.

В иных случаях вычет сумм НДС производится нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации.

Таким образом, отсутствие оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не является основанием для осуществления вычета сумм НДС в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации, и соответственно для возврата НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь.

Николай Савельев, экономист
ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

11 (520). С предварительного разрешения нанимателя командированному работнику организации возмещаются расходы по проезду на железнодорожном транспорте в вагоне класса "СВ".

Включаются ли в затраты, учитываемые при налогообложении, расходы по проезду по тарифу 1-го класса с предварительного разрешения нанимателя в 2009 и 2010 гг.?

Такие расходы могут быть включены в затраты, учитываемые при налогообложении, но при соблюдении определенных условий. Остановимся на них подробнее.

К затратам, учитываемым при налогообложении в 2009 г., относились расходы на командировки в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном ТК (подп. 4-2.35 п. 4 ст. 3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон)). При этом при определении облагаемой налогом прибыли расходы на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК, не учитывались (подп. 7.7-1 п. 7 ст. 3 Закона).

Законодательством, действующим с 2010 г., определено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

К затратам, неучитываемым при налогообложении прибыли, относятся затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, предусмотренном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).

При служебных командировках наниматель обязан возместить работнику расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно (ст. 95 ТК).

Работникам, направленным на работу за границей, возмещаются расходы по проезду железнодорожным транспортом по тарифу 2-го класса ("купе"). В исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя расходы по проезду железнодорожным транспортом могут быть возмещены по тарифу 1-го класса (на железнодорожном транспорте категории "СВ") (подп. 10.1 п. 10 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 (действовавшего до 1 сентября 2010 г.)).

Аналогичные нормы предусмотрены и в подп. 11.1.1 п. 11 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115, действующей с 1 сентября 2010 г.

Таким образом, для включения в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, сумм возмещения командированному работнику (в изложенной ситуации – расходов по проезду железнодорожным транспортом в вагоне класса "СВ") необходимо соблюдение 2 условий:

– предварительное разрешение нанимателя;

– случай в соответствии с законодательством должен быть исключительным.

К исключительным случаям можно отнести такие обстоятельства, при которых у командированного работника отсутствует возможность приобретения билетов на проезд по тарифу 2-го класса. При этом приобретение билетов на проезд на железнодорожном транспорте категории "СВ" должно быть соответствующим образом обосновано и согласовано с нанимателем.

На практике это может быть докладная записка работника на имя руководителя организации, в которой работник должен обосновать невозможность приобретения билетов на проезд по тарифу 2-го класса, указав конкретные причины. Как правило, основной причиной является отсутствие мест на проезд по тарифу 2-го класса на определенную дату выезда, в т.ч. ввиду срочности выезда в командировку.

При невыполнении этих условий расходы на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК, при определении облагаемой налогом прибыли не учитываются.

То есть если осуществлено только предварительное согласование с нанимателем, но возможность приобретения билетов по тарифу 2-го класса у командированного работника была (на данный рейс имелись места 2-го класса), то стоимость билетов по тарифу 2-го класса относится на затраты, учитываемые при налогообложении, а разница между стоимостью места в 1-м классе и во 2-м классе не может включаться в затраты, учитываемые при налогообложении.

Геннадий Максименко, экономист

12 (521). С работником заключен договор об использовании личного автомобиля в служебных целях, который предусматривает возмещение затрат на приобретение ГСМ. Работник был направлен в служебную командировку за границу, по возвращении из которой представил отчет о командировке и путевой лист. По данным путевого листа, расход топлива по норме составил 215,36 л. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку топлива в количестве 180 л.

Какую сумму необходимо возместить работнику за использованное топливо: на приобретение 215,36 л или 180 л? Если на приобретение 215,36 л, то по какой цене должна быть возмещена разница?

Работнику следует возместить только стоимость приобретенных ГСМ, которая документально подтверждена чеками. Обоснуем такой вывод.

Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).

Возмещение командированному работнику расходов по приобретению ГСМ, оплате за стоянку, оплате дорожных, таможенных сборов, страхованию автотранспорта и гражданской ответ-ственности перевозчика, вынужденному мелкому ремонту и др. производится по фактическим расходам на основе подтверждающих документов в оригинале (п. 32 Инструкции № 115).

При этом путевой лист не является документом, подтверждающим факт приобретения ГСМ.

Поэтому возместить работнику следует только стоимость приобретенных ГСМ, которая документально подтверждена чеками.

Валентина Прохожая, экономист

ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН

13 (522). Как применяется ограничение отчислений в Фонд 4-кратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который подлежат уплате страховые взносы, если на одном и том же предприятии с работником, работающим по трудовому договору, дополнительно заключен гражданско-правовой договор или договор на совместительство?

По общему правилу объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 138-ХIII).

Если с работником кроме трудового договора работодателем заключен еще и гражданско-правовой договор на выполнение подрядных работ (ГПД) либо трудовой договор о работе по совместительству (так называемое внутреннее совместительство), то при определении объекта для начисления страховых взносов суммируются все начисленные работнику по указанным договорам выплаты (заработная плата по трудовому договору + вознаграждение по гражданско-правовому договору + заработная плата потрудовому договору о совместительстве). С полученной суммы исчисляются страховые взносы с применением 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который подлежат уплате страховые взносы (далее – 4-кратная величина).

В случае заключения юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем с физическим лицом нескольких ГПД, например одного на оказание услуг (предоставление консультаций), другого – на выполнение ремонтно-строительных работ, объектом для исчисления страховых взносов будет являться по нормам письма ФСЗН от 23.07.2010 № 02-05/5100 сумма вознаграждений по всем ГПД с применением к полученному результату 4-кратной величины.

14 (523). Начисляются ли страховые взносы на стоимость наград как отдельным работникам, так и трудовому коллективу, если они заняли призовые места в районных или областных отраслевых соревнованиях?

Награда в денежном выражении или денежный эквивалент натуральной награды в перечисленных выше случаях не могут быть объектом для исчисления страховых взносов в Фонд. Объясним почему.

Пунктом 9 Перечня № 115 предусмотрено следующее. Страховые взносы в Фонд не начисляются на стоимость наград в денежном или натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, областных, республиканских соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных соревнованиях. В данном случае значение имеют занятое место (оно должно быть призовым), а также уровень соревнования (районный, областной либо республиканский). Вместе с тем не имеет значения, присуждаются награды за призовые места отдельным работникам или трудовым коллективам.

15 (524). Надо ли начислять страховые взносы на выплаты, которые производятся профсоюзными комитетами в пользу членов профсоюза, в т.ч. избранных в исполнительные органы и не освобожденных от своей основной работы?

Страховые взносы не начисляются на выплаты, которые производятся профсоюзными комитетами в пользу членов профсоюза, в т.ч. избранных в исполнительные органы и не освобожденных от своей основной работы,  при условии,  что члены профсоюза не заключали с профсоюзным комитетом трудовые и (или) гражданско-правовые договоры. Обоснуем такой вывод.

Законом № 138-XIII установлено, что объектом для начисления страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ либо создание объектов интеллектуальной собственности. Упомянутый объект формируется с применением перечня видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утверждаемого Советом Министров РБ. С суммы выплат, превышающей 4-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который подлежат уплате страховые взносы, названные взносы не уплачиваются.

Закон № 138-XIII предусматривает, что к числу работающих относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Гражданским кодексом РБ (далее – ГК) определено, что члены производственного кооператива обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности (ст. 107 ГК). Кроме того, устав производственного кооператива должен содержать, в частности, условия не только о внесении его членами имущественного паевого взноса, но и о характере и порядке их личного трудового участия в деятельности кооператива (ст. 108 ГК).

Таким образом, обязанность работать на основе членства законодательно предписана только членам производственных кооперативов. Остальные граждане могут стать работающими, заключив с работодателями трудовые либо гражданско-правовые договоры.

Если члены профсоюза, избранные в исполнительные органы профсоюзных комитетов и не освобожденные от своей основной работы, не заключали указанные договоры с профсоюзным комитетом, производимые им профкомами выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов в Фонд.

Александр Солодовченко, начальник отдела организации сбора платежей ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

16 (525). Организация имеет магазин, а также несколько торговых точек на рынке.

Надо ли для каждой точки на рынке оформлять книгу учета проверок?

Книга учета проверок должна быть оформлена на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенный вне места нахождения организации.

Правила ведения книги учета проверок определены постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510".

Из данных правил следует, что у каждого юридического лица одна книга учета проверок должна храниться по месту нахождения юридического лица, у каждого обособленного подразделения – по месту его нахождения. Дополнительно книга оформляется на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне места их нахождения (за исключением транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии)).

Илья Петров, экономист

17 (526). Организатор проведения ярмарки получил разрешение на розничную торговлю продовольственными товарами и сувенирной продукцией на период работы ярмарки на территории Логойского района Минской области. Он приглашает другие организации принять участие в ярмарке посредством осуществления розничной торговли, и сам непосредственно организует такую торговлю на ярмарке.

Вправе ли организация-участник осуществлять розничную торговлю без применения кассового суммирующего аппарата (КСА)?

Организация – участник ярмарки вправе осуществлять розничную торговлю без применения КСА. Однако прием наличных денежных средств, полученных при реализации товаров, она должна оформлять первичными учетными документами, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных (ЭБД) (например, приходный кассовый ордер).

Данный вывод основывается на следующих нормах действующего законодательства.

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).

Такой порядок в настоящее время утвержден постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1).

По общему правилу юридические лица принимают наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА и (или) специальных компьютерных систем (СКС), билетопечатающих машин, таксометров (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).

Вместе с тем постановлением № 18/1 определены случаи, когда организации вправе принимать наличные денежные средства при оказании услуг без применения КСА и СКС, в т.ч.:

– при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках (подп. 2.2.2 п. 2);

– осуществлении разносной и развозной торговли товарами (подп. 2.2.3 п. 2).

В этих случаях организации осуществляют прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД.

Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2003 № 22, содержит определения понятий "торговля на ярмарке" и "разносная торговля".

Так, торговля на ярмарке – это оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время.

Разносная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице.

В рассматриваемом случае розничная торговля на ярмарке может быть отнесена непосредственно и к торговле на ярмарке, и к разносной торговле.

Таким образом, организация – участник ярмарки вправе осуществлять розничную торговлю без применения КСА.

Обращаем внимание на особенность, касающуюся непродовольственных товаров. Так, организация, осуществляя прием наличных денежных средств при продаже непродовольственных товаров без применения КСА в случаях осуществления торговли на ярмарке, разносной торговли, должна оформить каждый факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в ЭБД, при условии, что стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 базовые величины.

В других случаях прием наличных денежных средств при продаже товаров осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств.

Указанный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца от выдачи покупателю (потребителю) документа, подтверждающего факт покупки товара в соответствии с Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей", и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции согласно Закону РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".

Вышеуказанное относится к ситуации, когда покупатель потребовал у продавца документ, подтверждающий факт покупки товара. В таком случае организация-продавец обязана выдать его покупателю.

Ольга Щурок, аудитор

ВОПРОСЫ ПРАВА

18 (527). В организации проведена налоговая проверка. По ее результатам были установлены нарушения налогового законодательства: в бюджет не поступили в полном объеме налог на прибыль и экологический налог. Доначисленная сумма обоих налогов не превышает 1 % от общей суммы исчисленных организацией платежей в бюджет.

На второй день после подписания акта проверки организация заплатила налог на прибыль. Экологический налог она платить не стала (так как не согласна с его доначислением) и представила в налоговую инспекцию возражения. В то же время организация и ее главный бухгалтер были привлечены к административной ответственности за неполную уплату обоих налогов, хотя вред, причиненный неполной уплатой налога на прибыль, был возмещен.

Правомерны ли действия налогового органа в данном случае?

До тех пор, пока доначисление экологического налога не будет признано вышестоящим налоговым органом или судом неправомерным, действия налогового органа, отказавшегося освобождать организацию от ответственности за неуплату налога на прибыль, правомерны.

Обратимся к нормам Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510).

Так, не являются административными правонарушениями неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года) (п. 18 Указа № 510). Но освобождение наступает только при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. То есть по смыслу Указа № 510 причиненный вред должен быть возмещен полностью, а не частично.
 
Таким образом, до тех пор, пока доначисление экологического налога не будет признано вышестоящим налоговым органом или судом неправомерным, действия налогового органа, отказавшегося освобождать организацию от ответственности за неуплату налога на прибыль, правомерны.

В данном случае необходимо иметь в виду, что положения п. 18 Указа № 510 распространяются только на юридические лица. Должностные лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 13.6 КоАП, на основании п. 18 Указа № 510 не освобождаются. Однако факт возмещения причиненного вреда к моменту вынесения постановления о наложении административного взыскания (т.е. необязательно, чтобы вред был возмещен в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки) является обстоятельством, смягчающим ответственность (ч. 1 п. 3 ст. 7.2 КоАП). В связи с этим штраф согласно ст. 7.9 КоАП налагается на должностное лицо организации в размере, уменьшенном в 2 раза по сравнению с тем, что установлен в ч. 2–5 ст. 13.6 КоАП, т.е. в размере от 1 до 10 базовых величин в зависимости от удельного веса доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций в общей сумме исчисленных юридическим лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами.

Кроме того, действие п. 18 Указа № 510 не распространяется на проверки, виды которых перечислены в п. 21 Указа № 510.
 
Светлана Новик, экономист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.