Круглый стол по теме «Проблемные расходы по налогу на прибыль: практические разъяснения, рекомендации» состоялся


Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол «Проблемные расходы по налогу на прибыль: практические разъяснения, рекомендации».

Мероприятие состоялось 21 ноября 2019 г. В нем приняли участие Тарасевич Ольга Александровна – начальник управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Старовойтова Галина Викторовна – магистр экономики, ведущий консультант Белорусской ассоциации бухгалтеров, имеющая продолжительный опыт работы в Министерстве финансов Республики Беларусь, а также эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.

 

При налогообложении прибыли учитываются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок). К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– нормируемые затраты.

Признание отдельных расходов в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, требует от налогоплательщиков обоснования того, что эти затраты производились непосредственно в интересах организации и в соответствии с производственной необходимостью.

Именно с первичных учетных документов (ПУД) начинаются сбор и корректировка информации на участках бухгалтерского учета. Основанием оформления ПУД служат события, происходящие в организации, и порядок их применения может различаться, несмотря на взаимосвязь с одной хозяйственной операцией. Не допустить ошибок в отражении расходов, признанных при проверках контролирующими органами не связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и своевременно решить возникшие вопросы при подготовке налоговой отчетности за 2019 г. позволило участие в данном общеобразовательном мероприятии.

После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Тарасевич Ольга Александровна подробно остановилась на проблемных расходах по налогу на прибыль в 2019 г.

 

Экономически обоснованные затраты: критерии признания и аргументированные доводы их подтверждения

Экономически обоснованные затраты – это затраты, учитываемые при налогообложении, которые определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) (п. 1 ст. 169 НК).

Ольга Александровна подчеркнула, что уровень профессионализма бухгалтера имеет важное значение в вопросах применения профессионального суждения, особенно в части соблюдения критериев отнесения затрат к экономически обоснованным:

1) фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;

2) работы выполнены, услуги оказаны ИП, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;

3) работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества (далее – АО)) организацией (за исключением АО), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях (п. 4 ст. 169 НК).

 

Учет нормируемых затрат при налогообложении прибыли

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, относятся:

– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – затраты по производству и реализации);

– нормируемые затраты (ст. 170 НК).

К числу нормируемых затрат относятся следующие виды затрат:

  • командировочные расходы;
  • затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР);
  • потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации;
  • расходы на управленческие услуги;
  • затраты по контролируемой задолженности;
  • прочие затраты (ст. 171 НК).

Командировочные расходы. При налогообложении командировочных расходов, образованных в результате служебных поездок работников как в пределах Республики Беларусь, так и за границу, ключевую роль играет цель командировки:

1) если она связана с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, – командировочные расходы включаются в затраты;

2) если она непосредственно не связана с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, но командировка в рамках деятельности организации, – командировочные расходы включают во внереализационные расходы (п. 5 Положения № 176, п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170, п. 1 ст. 175 НК).

Также важным фактором определения возможности учета командировочных расходов при налогообложении прибыли являются их экономическая обоснованность и документальное подтверждение.

Важно! При возмещении работнику командировочных расходов сверх установленных законодательством размеров сумма их превышения при налогообложении прибыли не учитывается (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 169, подп. 1.1 п. 1 ст. 171 НК).

Затраты на оплату стоимости ТЭР. Расходы на ТЭР учитывают при налогообложении прибыли, если они:

– экономически обоснованы (п. 1 ст. 169 НК);

– документально подтверждены;

– израсходованы в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК).

С 1 января 2019 г. при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР определен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216. Данное Положение распространяется на юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 т условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Руководствуясь данной нормой, юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 т условного топлива и более и (или) имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, при исчислении налога на прибыль в состав нормируемых затрат включают расходы на ТЭР в пределах установленных норм.

Важно! При исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством – либо на основании актов законодательства, либо разработанных самостоятельно, и только превышение установленных норм считается сверхнормативным (совместное письмо Минтранса и МНС Республики Беларусь от 19.11.2019 № 08-02/10583/2-2-10/02529).

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации. При исчислении налога на прибыль потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, относятся к нормируемым затратам (подп. 1.3 п. 1 ст. 171 НК).

Важно! Если такие нормы не установлены законодательством, то их вправе утвердить руководитель организации, указать период действия этих норм и согласовать их с собственником организации, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. При установлении таких норм руководителем организации в 2019 г. не с начала 2019 г., а в более поздний срок отнести на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости за период 2019 г. до утверждения норм возможно только при указании в документе, которым такие нормы утверждаются, что его действие распространяется на период с 01.01.2019 (письмо МНС Республики Беларусь от 19.09.2019г. № 2-2-10/02095).

При отсутствии определенных законодательством или в установленном порядке руководителем организации норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание мнения Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства юстиции Республики Беларусь, организации в связи со вступлением в силу НК не вправе включать в состав нормируемых затрат потери продукции на основании норм, установленных приказом Минторга Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете».

 

Расходы на управленческие услуги. К нормируемым затратам при исчислении налога на прибыль относятся в т.ч. расходы на управленческие услуги, оказываемые:

– индивидуальными предпринимателями;

– организациями, применяющими особые режимы налогообложения.

Такие расходы включаются в затраты при исчислении налога на прибыль в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 171 НК).

Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8. Данная норма не распространяется на бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597; далее – постановление № 597).

Таким образом, если организацией получены управленческие услуги, относящиеся к нормируемым, то общая стоимость таких услуг, включенная в учитываемые при исчислении налога на прибыль затраты, не может превышать 8-кратную величину средней заработной платы по организации.

Средняя заработная плата по организации определяется по формуле:

Необходимо учитывать, что ряд выплат для этого расчета не включается в фонд заработной платы. Эти выплаты указаны в подп. 2.2 п. 2 постановления № 597. Отметим, что не учитывается в общем фонде заработной платы и заработная плата самого руководителя (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).

Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).

Затраты по контролируемой задолженности. Правило тонкой капитализации заключается в применении по итогам налогового периода ограничения на включение в затраты (внереализационные расходы), учитываемые при налогообложении, отдельных видов затрат (расходов). При исчислении налога на прибыль затраты в течение года учитываются в фактическом размере, и только после расчетов по окончании года определяют предельную сумму каждого вида затрат (расходов), которая может быть отнесена на затраты (внереализационные расходы) при исчислении налога на прибыль.

Контролируемая задолженность (КЗ) определяется по каждому лицу. При этом сумма контролируемой задолженности включает (часть вторая подп. 2.3 п. 2 ст. 172 НК):

• суммы стоимостных показателей каждой хозяйственной операции, в результате которой возникает задолженность, а также суммы задолженности, не погашенной на начало соответствующего налогового периода;

• суммы курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств в иностранной валюте, по сумме контролируемой задолженности.

Погашение задолженности, имеющейся на начало текущего налогового периода в текущем налоговом периоде, не уменьшает размер контролируемой задолженности.

Порядок расчета коэффициента капитализации (КК) при наличии контролируемой задолженности перед белорусским учредителем такой же, как и при ее наличии перед иностранным (подп. 2.4 п. 2 ст. 172 НК).

 

Прочие затраты. Перечень прочих затрат поименован в п. 2 ст. 171 НК.

Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК, за вычетом доходов, относящихся ко внереализационным доходам (подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК).

После обеденного перерыва слушателей ожидала вторая часть мероприятия, в ходе которой спикер Старовойтова Галина Викторовна рассмотрела новации при оформлении первичных учетных документов при признании доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете в 2019 г.

Определение даты совершения операции и отчетного (налогового) периода. Первичный учетный документ (далее – ПУД) – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон № 57-З).

Внимание слушателей было обращено на необходимость заполнения обязательных сведений в ПУД, к числу которых относятся:

– наименование и дата составления документа;

– наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя – участников хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозоперации, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или только в стоимостных;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

 

Особенности оформления первичного учетного документа единолично. Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично:

– в случаях, определенных Минфином Республики Беларусь;

– при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) (п. 6 ст. 10 Закона № 57-З).

О случаях, когда ПУД может быть составлен единолично, читайте ТУТ>>>

Важно! Требования к первичным учетным документам, установленные законодательством Республики Беларусь, не распространяются на резидентов ПВТ только в части их отношений с нерезидентами Республики Беларусь.

Валюта документа, содержание документа, подписи ответственных лиц. В первичном учетном документе, являющемся основанием для отражения в бухгалтерском учете стоимости выполненных работ (оказанных услуг), стоимостные показатели указываются:

– в иностранной валюте, в которой установлена цена работы (услуги) в договоре, заключенном подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, если договором предусмотрено осуществление расчетов за работу (услугу) только в иностранной валюте в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

белорусских рублях, за исключением случая, указанного выше. При этом в первичном учетном документе справочно указывается стоимость работы (услуги) в иностранной валюте если цена работы (услуги) в договоре установлена в иностранной валюте или если исходя из иностранной валюты определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях (подп. 1.3 п. 1 постановления Минфина Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь»).

 

Электронный документ, использование факсимиле. Электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Они подтверждаются путем применения сертифицированных средств ЭЦП с использованием при проверке ЭЦП открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (ст. 1  Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»; далее – Закон 113-З).

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям, оговоренным в ст. 16 Закона № 113-З:

– создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;

– иметь структуру, установленную ст. 17 Закона № 113-З;

– представляться в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Подробнее о составе и форме представления электронного документа читайте ТУТ>>>

Важно! Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup