Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию)

Нина Анищенко, экономист
В настоящее время цены на сельскохозяйственную продукцию могут быть определены с учетом следующих основных моментов:
1) Минсельхозпрод (по согласованию с Минэкономики) устанавливает предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;
2) Минэкономики регулирует цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 (например, яйцо куриное свежее).
С 1 июня 2011 г. Правительством расширен перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Минэкономики. При этом на товары, указанные в дополнительном перечне, Минэкономики вводит временное регулирование цен сроком на 90 дней. В дополнительный перечень вошли основные потребительские товары, определяющие жизненный уровень населения, в т.ч. рыба живая, свежие огурцы, помидоры, яблоки;
3) облисполкомы и Мингорисполком определяют цены на социально значимые товары (свежие картофель, капусту белокочанную, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый).
Вышеназванные моменты следует рассматривать как государственное регулирование цен, что определено Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72. На основании данного указа принято постановление Минсельхозпрода РБ от 06.06.2011 № 36, которым утверждена Инструкция о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (далее – Инструкция № 36).
Инструкция № 36 устанавливает порядок формирования предельных минимальных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в республиканские и местные перечни государственных нужд.
Например, постановлением Минсельхозпрода РБ от 30.03.2011 № 23 определены размеры предельных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд, а постановлением от 01.04.2011 № 25 – на продукцию растениеводства, также закупаемую для государственных нужд.
Предельные минимальные цены устанавливают на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, т.е. без учета транспортных расходов по доставке продукции к покупателю и НДС. В таком же порядке ранее устанавливали закупочные цены.
Пример
В выручку за реализованную продукцию включен НДС
Сельскохозяйственная организация отпустила молокозаводу 5 т молока высшего сорта. Предельная минимальная цена – 1 045 000 руб. за 1 т базисных жирности и белка. В бухгалтерском учете сельскохозяйственной организации могут иметь место следующие записи:
Д-т 90 – К-т 43
– отпущено 5 т молока в реализацию по нормативно-прогнозной стоимости;
Д-т 62 – К-т 90
– отражена выручка за реализованное молоко (условно без пересчета на жирность и белок) в сумме 5 747 500 руб. (5 т × 1 045 000 руб. + (5 225 000 × 10 / 100));
Д-т 90 – К-т 68
– начислен НДС в размере 522 500 руб. (5 747 500 × 10 / 110).
В иных случаях сельхозпроизводители формируют цены с учетом конъюнктуры рынка и цен возможной реализации продукции, производимой организациями обрабатывающей промышленности, т.е. исходя из фактических (ожидаемых) затрат на производство и реализацию продукции, установленных налогов, прибыли. Однако такие цены не должны быть ниже предельных минимальных цен.
Уровни применяемых цен сельхозпроизводителями должны быть подтверждены экономическими расчетами и протоколами согласования цен с организациями обрабатывающей промышленности.
Повторим, что Инструкция № 36 предусматривает регулирование цен на продукцию, реализуемую для государственных нужд.
 
Справочно: государственные нужды – необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач (ст. 1 Закона РБ от 24.11.1993 № 2588-ХII "О поставках товаров для государственных нужд").
 
С 15 апреля 2011 г. Инструкция об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, утвержденная постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2006 № 19/8, утратила силу. Следовательно, можно считать, что сельхозпроизводители теперь не формируют закупочные цены, а применяют предельные минимальные цены, предельные отпускные цены и свободные цены.
 
В аналитической правовой системе "Бизнеc-Инфо" в блоке "Справочная информация" вы можете найти и распечатать Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.