Зачет излишне уплаченных сумм налогов: некоторые вопросы процедурного характера

(Комментарий к ст. 60–61 Налогового кодекса РБ и постановлению МНС РБ от 28.02.2011 № 12)

Ольга Величко, юрист

Излишне уплаченные либо взысканные в бюджет обязательные платежи можно возвратить плательщику либо зачесть. Как правило, налоговые органы охотнее идут на зачет, нежели на возврат таких платежей.
Предмет статьи – зачет излишне уплаченной суммы и порядок его проведения налоговыми органами.

Объект зачета – налоги, пени и иные обязательные платежи

Налоговый кодекс РБ (далее – НК) позволяет произвести зачет излишне уплаченных сумм:

– налогов, сборов (пошлин), в т.ч. налогов, уплаченных текущими платежами;
– пеней.

Налоговые органы помимо вышеназванных платежей также осуществляют контроль за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой плательщиками иных обязательных платежей в бюджет, в частности:

– отчислений в инновационные фонды;
– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы (далее – арендная плата за земельные участки).

Вышеизложенное определено указами Президента:

– от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (подп. 20.1 п. 20 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов);
– от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (подп. 1.17 п. 1).

Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм отчислений в инновационные фонды, арендной платы за земельные участки налоговые органы производят в порядке, установленном для зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин). В связи с этим под объектом зачета в настоящей публикации будут пониматься налоги, сборы (пошлины), пени, а также отчисления в инновационные фонды и арендная плата за земельные участки (далее – платежи).
 
Справочно: излишне уплаченные суммы платежей – это суммы, превышающие подлежащие уплате в бюджет. Иными словами, это положительная разница между суммами платежей, поступившими в бюджет, и суммами, исчисленными в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами), решениями налогового органа по актам камеральной или выездной проверок.

Излишняя уплата может возникнуть в случаях, когда плательщик указал в налоговой декларации (расчете) сумму, подлежащую уплате, а фактически уплатил большую сумму; уплатил платеж без представления налоговой декларации (расчета); при проведении проверки выявилась переплата по одному виду платежа и недоплата по другому; плательщик использовал льготу по платежу; платеж не подлежал уплате, однако был уплачен (например, отчисления в инновационный фонд).
 
Учет платежей налоговые органы ведут в лицевом счете плательщика.
В лицевом счете плательщика отражают все суммы поступивших платежей независимо от представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов).
Следовательно, если у плательщика в бухгалтерском учете отражена сумма излишне уплаченного платежа, которая не числится в лицевом счете плательщика, то зачет налоговым органом произведен не будет.
Поэтому плательщику необходимо произвести с налоговым органом сверку расчетов. Зачет излишне уплаченной суммы платежа производят в той валюте, в которой предусмотрена его уплата.

Важно! Примерная форма акта сверки расчетов с бюджетом была установлена в приложении 7 к Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2004 № 146 (утратило силу в связи с принятием постановления МНС РБ от 31.12.2010 № 98).

В настоящее время форма такого акта не утверждена. Поэтому рекомендуем плательщикам для проведения сверки расчетов с бюджетом воспользоваться ранее действовавшим документом.

Что можно зачитывать

Излишне уплаченные суммы платежей могут быть направлены:

– в счет предстоящих платежей по этому или другому платежу;

– на погашение задолженности по этому или другому платежу.

Зачет излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен по инициативе плательщика или налогового органа.

Важно! НК не содержит ограничений в части проведения зачета между республиканскими и местными платежами.

Зачет по инициативе плательщика

Организация при наличии излишне уплаченных платежей в бюджет должна:

1) подать заявление о зачете в налоговый орган по месту постановки на учет.

Заявление о зачете составляют в произвольной форме. Однако в нем обязательно надо указать:

– наименование организации;
– место нахождения;
– учетный номер плательщика;
– наименование заявления;
– вид платежа, который излишне уплачен, и день его уплаты;
– сумму излишней уплаты;
– вид платежа, в счет которого необходимо произвести зачет;
– срок уплаты предстоящего платежа, в счет которого необходимо провести зачет.

Заявление о зачете должно быть подписано руководителем организации. При этом плательщик не должен вместе с заявлением представлять какие-либо документы, подтверждающие излишнюю уплату платежа. В НК отсутствует такое требование.

Важно! Заявление можно подать не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы;

2) получить сообщение от налогового органа о принятом им решении.

Налоговый орган принимает решение о зачете не позднее 5 рабочих дней со дня подачи заявления. Сообщение о произведенном зачете направляется плательщику в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его проведения.

Зачет излишне уплаченной суммы платежа производят без начисления процентов на эту сумму;

3) получить от налогового органа сообщение о произведенном зачете;

4) отразить зачет в бухгалтерском учете.

Если плательщик пожелает зачесть излишне уплаченную сумму платежа в счет предстоящих платежей к установленному сроку их уплаты, то ему при представлении в налоговый орган заявления необходимо учесть срок, определенный для принятия налоговым органом решения о зачете.

В противном случае неизбежно начисление пени за несвоевременную уплату платежа, поскольку днем уплаты платежа признается день произведенного налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм платежа (п. 6 ст. 46 НК).

Справочно: решение о зачете принимают не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете (п. 6 ст. 60 НК).

Зачет по инициативе налогового органа

Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм платежа в счет:

– предстоящих платежей (п. 4 ст. 60 НК);

– погашения задолженности по платежу (п. 5 ст. 60 НК).

Зачет излишне уплаченной суммы платежа по инициативе налогового органа должен быть произведен в течение 5 рабочих дней со дня:

– выявления факта наличия у плательщика задолженности по платежу;

– вынесения решения по акту проверки (в случае выявления факта наличия задолженности по платежу в результате проверки (за исключением камеральной)).

Налоговый орган должен сообщить плательщику о произведенном зачете не позднее 5 рабочих дней со дня его проведения.

При зачете некоторых платежей есть особенности

Статьи 60 и 61 НК регулируют общие подходы к зачету платежей. В то же время Особенная часть НК предусматривает особенности для зачета некоторых налогов, сборов (пошлин).

Так, излишне уплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), по которым налоговыми органами не ведется учет в связи с отсутствием у плательщика обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов), т.е. по платежам, взимаемым специально уполномоченными государственными органами, организациями, должностными лицами (например, судом, органами внутренних дел, нотариусами, регистраторами и др.), либо подлежат возврату плательщику (как, например, государственная пошлина), либо могут быть направлены в счет оплаты других (последующих) действий, признаваемых соответствующими объектами налогообложения. Например, излишне уплаченная сумма консульского сбора по письменному заявлению плательщика может быть направлена в счет оплаты других (последующих) действий, признаваемых объектами обложения консульским сбором.
 
Справочно: особенности зачета единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены ст. 300 НК. Согласно названной норме сумму единого налога, подлежащую зачету, определяют индивидуальные предприниматели самостоятельно в налоговой декларации (расчете) по единому налогу. Кроме того, зачет этого налога не производят при установлении налоговыми органами фактов реализации товаров (работ, услуг) плательщиком в период действия обстоятельств, являющихся основанием для его зачета.

Инициатором взаимозачета также может выступать Минфин либо местный финансовый орган

При наличии у получателей бюджетных средств неисполненных обязательств перед плательщиком возможно проведение взаимозачета платежей, подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты плательщиками, и финансовых обязательств получателей бюджетных средств.

Справочно: под финансовыми обязательствами получателей бюджетных средств понимают неисполненные обязательства республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетных организаций, находящихся в их подчинении, а также иных получателей бюджетных средств.
 
Платежами, которые могут быть предметом взаимозачета, признают налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате в республиканский или местные бюджеты. Порядок проведения взаимозачета установлен постановлением МНС РБ от 28.02.2011 № 12 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом)".

Взаимозачет проводится:

– по средствам республиканского бюджета – Минфином;

– средствам местных бюджетов – финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов.

Инициатором взаимозачета может выступить плательщик либо получатель бюджетных средств*. Основанием для проведения взаимозачета служит письмо-ходатайство, представляемое в Минфин либо в местный финансовый орган. Указанные органы должны:
_____________________
* Инициатором взаимозачета может выступать Минфин либо местный финансовый орган.

1) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, запросить в налоговом органе сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет;

2) не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запрашиваемых документов, принять одно из нижеуказанных решений:

– о проведении взаимозачета;

– об отказе в его проведении.

Налоговый орган отражает результаты взаимозачета в лицевых счетах плательщика, реестрах поступлений и возвратов, информации о суммах фактических поступлений платежей в бюджет по разделам классификации доходов бюджета.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 25 июль 2011
Содержание

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Позволит ли постановление № 704 минимизировать для организаций и бюджета страны негативные последствия снижения курса белорусского рубля?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете

9

Тарифы и цены

13

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

13

Комментарий (Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию)

14

Труд и социальная защита

16

О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь

16

Комментарий (Условия оплаты труда определяем свободно)

17

МНС РБ разъясняет

21

О приеме наличных денежных средств

21

О классификации видов деятельности

22

О налогообложении

23

Письмо МНС РБ от 06.05.2011 № 2-1-9/11042

23

Минстройархитектуры РБ разъясняет

25

Письмо Минстройархитектуры РБ от 03.06.2011 № 11-1-34/582

25

ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ разъясняет

26

О взносах в Фонд социальной защиты населения

26

Комментарий (Не все расходы работодателя, понесенные при выполнении работниками своих трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в ФСЗН)

27

Комментарии

28

Расчет отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры: проверьте, учтены ли особенности переходного периода 2010–2011 года

28

Зачет излишне уплаченных сумм налогов: некоторые вопросы процедурного характера

30

Изменение валюты обязательств (валюты расчетов) по заключенным сделкам: могут быть подводные камни

33

Созданы равные условия налогообложения реализации как ввозимых, так и произведенных на территории Республики Беларусь автомобилей

37

За 5 месяцев 2011 года минимальная заработная плата проиндексирована на 23,7 %

41

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

52

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

57

Автомобиль организации попал в ДТП: страховое возмещение НДС не облагают, НДС по ремонту принимают к вычету

57

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

59

Отдых ребенка – это забота не только родителей, но и нанимателя

59

мнения специалистов

67

Заполнение первичных учетных документов в новых условиях

67

У ВАС ПРОВЕРКА

70

Дополнительная проверка: основания и правила ее проведения

70

Практика дополнительных проверок: свои права надо знать

73

советы юриста

78

Разногласия между руководителем организации и главным бухгалтером: какие могут быть последствия

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

При отсутствии страховых выплат в I квартале отчет Белгосстраху нужно представить в целом за 1-е полугодие

81

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

86

Учет технологической тары: что хотел сказать Минфин РБ?

86

за рубежом

87

Технологии противоправных поглощений российских предприятий: схема поглощения бизнеса с использованием залога

87

статистическая информация

90

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

90

события. подробности

95

РЕКЛАМА

95

Новые правила в области сертификации товаров

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 25 июня по 1 июля 2011 года

96