Top.Mail.Ru
17

Комментарий (Условия оплаты труда определяем свободно)

Сергей Большаков, магистр экономических наук

Можно все и всем!

С 28 июня 2011 г. в связи с принятием Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ № 181) отменен ряд нормативных правовых актов Минтруда и соцзащиты. Что повлечет за собой эта отмена?

Комментируемым документом отменено постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 "Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений" (далее – постановление № 60).

В связи с отменой при формировании условий оплаты труда применения Единой тарифной сетки работников РБ (далее – ЕТС) отменена и соответствующая Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – Инструкция № 60).

Что необходимо сделать в этой ситуации организациям республики?

1. Отменить в локальных нормативных актах (далее – ЛНПА) ссылки на постановление № 60. Данное изменение не относится к существенным изменениям условий труда, и соответственно наниматель не обязан предупреждать работника об их изменении письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 Трудового кодекса РБ, далее – ТК).

Пример 1

В Общих положениях Положения об оплате труда ООО "Свет" ранее было записано:

"Положение соответствует нормам Трудового кодекса РБ, Декрета Президента РБ от 18.07.2002 № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60, и иных нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда".

Теперь это может выглядеть так:

"Положение соответствует нормам Трудового кодекса РБ и иных нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда".
 
2. Если в ЛНПА в настоящее время указаны нормы постановления № 60 в виде отсылочных норм, то ввиду отмены постановления № 60 с 28 июня 2011 г. эти нормы являются недействующими.

Пример 2

Например, указано:

"В соответствии с нормами постановления № 60 работникам могут устанавливаться повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 % включительно, если больший размер не установлен законодательством.

Конкретный размер и условия установления данного повышения устанавливаются в заключенных с работником трудовых договорах (контрактах)".

Может быть написано:

"Конкретный размер и условия установления работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок устанавливаются в заключенных с работником трудовых договорах (контрактах)".
 
Отметим, что важно сохранить в ЛНПА, в т.ч. путем дублирования норм отмененного постановления № 60, те нормы, которые применяют в организации и не планируют отменять.

Пример 3

В организации до 28 июня 2011 г. применялась следующая норма:

"В соответствии с п. 22 Инструкции № 60 отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 5-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–2,48 включительно".

Может быть изложено:

"Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 5-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–2,48 включительно".

При этом нормы могут в т.ч. и уточняться:

"Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 4-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–3,5 включительно".

В данном случае наниматель также не обязан предупреждать работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). При этом не допускается снижение размеров заработной платы работников на момент их введения (Указ № 181).

3. В Инструкции № 60 были определены нормы управляемости. Так как Инструкция № 60 отменена, то необходимо определить применяемые в организации нормы управляемости.

До 28 июня 2011 г. структурные подразделения могли создаваться с учетом следующих норм управляемости (п. 12 Инструкции № 60):

– управление – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;

– отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;

– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя.

С 28 июня 2011 г. структурные подразделения могут создаваться с учетом следующих норм управляемости:

управление – при наличии в его штате не менее 5 штатных единиц, включая должность руководителя;

– отдел – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя;

– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 2 штатных единиц, включая должность руководителя.

4. Инструкция № 60 содержала приложения 1–3, которые определяли тарификацию работников организаций. В связи с ее отменой необходимо либо продублировать необходимую для организации тарификацию, либо разработать свою.

Пример 4
До 28 июня 2011 г. применялась следующая норма (см. табл. 1):
 
 
С 28 июня 2011 г. в ЛНПА может быть написано (приложение к Положению об оплате труда) (см. табл. 2):
 
 
В данном случае наниматель также не обязан предупреждать работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК).

Если есть производственная необходимость, тарификация может быть изменена (см. табл. 3). В этой ситуации необходимо известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за 1 месяц (ст. 65 ТК).
 
 
5. Необходимо проанализировать отраслевые нормативные акты по вопросам оплаты труда, применять их с учетом вышеизложенного и факта отмены с 28 июня 2011 г. Инструкции № 60 и внести соответствующие изменения в ЛНПА.

6. Всегда был актуальным вопрос повышения тарифных ставок, сдельных расценок по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее – коэффициент повышения) согласно приложению 4 к Инструкции № 60. Полагаем, может возникнуть вопрос компенсации заказчиком сумм, направляемых на выплату данного вида повышения, так как это с 28 июня 2011 г. не предусмотрено законодательством.

В данном случае рекомендуем учесть данный вид повышения в составе тарифных ставок и сдельных расценок соответствующих работников.

Коммерческие организации не обязаны повышать тарифную ставку 1-го разряда

Отменено постановление Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34 "Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями" (далее – Инструкция № 18/23/34).

Указом № 181 установлено 2 условия при повышении тарифных ставок (окладов):

– необходимо повышение эффективности хозяйствования;

– повышение производится в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом.

В соответствии с названной нормой Указа № 181 и в связи с отменой Инструкции № 18/23/34 порядок повышения в государственных организациях должен определяться в ЛНПА.

Таким образом, отменена обязанность государственных организаций (в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %):

– повышения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от роста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.

Организации в ЛНПА должны прописать свой порядок повышения тарифной ставки 1-го разряда, возможно продублировав уже действующий порядок.

Пример 5

До 28 июня 2011 г. применялась следующая норма:

"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в пределах имеющихся средств на оплату труда в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34".

С 1 июня 2011 г. в ЛНПА может быть записано:

"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в меру роста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года".

В случае если есть производственная необходимость, показатель может быть изменен:

"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в меру роста производительности труда в сопоставимых ценах нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года";
 
– наличия дифференцированного размера (норматива) повышения тарифной ставки 1-го разряда до 1,0 включительно на каждый процент прироста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах (производительности труда или иного установленного показателя) в зависимости от эффективности финансово-экономической деятельности, уровня оплаты труда и других факторов;

– наличия согласования размеров тарифных ставок 1-го разряда в организациях, находящихся в подчинении либо входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных и Мингорисполкома, осуществляется по согласованию с данными органами государственного управления.

При этом сохраняются следующие условия повышения тарифной ставки 1-го разряда, так как это предусмотрено иными нормативными правовыми актами:

– отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (постановление Совета Министров РБ от 12.12.2001 № 1794 "О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики");

– юридические лица и индивидуальные предприниматели при невыполнении ими условий оказанной государственной поддержки и иных преференций не могут повышать применяемую при расчетах заработной платы работников тарифную ставку 1-го разряда, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия получаемых ими от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и преференций (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 623 "Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и иных преференций");

– непревышение установленного нормативными правовыми актами базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда с учетом дифференцированных отраслевых коэффициентов (для организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе) (постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций").

Как государственный регулятор размера имеющихся финансовых возможностей в государственных организациях сохраняет свое действие п. 4 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики".

Таким образом, государственные организации при принятии решения о повышении тарифных ставок (окладов) должны будут учитывать размер установленного им дифференцированного норматива формирования фонда заработной платы на 2011 г.

От редакции:
Как стало известно редакции, в Минтруда и соцзащиты в настоящее время готовятся рекомендации по особенностям формирования порядка оплаты труда работников организации в новых условиях.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 25 июль 2011
Содержание

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Позволит ли постановление № 704 минимизировать для организаций и бюджета страны негативные последствия снижения курса белорусского рубля?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете

9

Тарифы и цены

13

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

13

Комментарий (Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию)

14

Труд и социальная защита

16

О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь

16

Комментарий (Условия оплаты труда определяем свободно)

17

МНС РБ разъясняет

21

О приеме наличных денежных средств

21

О классификации видов деятельности

22

О налогообложении

23

Письмо МНС РБ от 06.05.2011 № 2-1-9/11042

23

Минстройархитектуры РБ разъясняет

25

Письмо Минстройархитектуры РБ от 03.06.2011 № 11-1-34/582

25

ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ разъясняет

26

О взносах в Фонд социальной защиты населения

26

Комментарий (Не все расходы работодателя, понесенные при выполнении работниками своих трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в ФСЗН)

27

Комментарии

28

Расчет отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры: проверьте, учтены ли особенности переходного периода 2010–2011 года

28

Зачет излишне уплаченных сумм налогов: некоторые вопросы процедурного характера

30

Изменение валюты обязательств (валюты расчетов) по заключенным сделкам: могут быть подводные камни

33

Созданы равные условия налогообложения реализации как ввозимых, так и произведенных на территории Республики Беларусь автомобилей

37

За 5 месяцев 2011 года минимальная заработная плата проиндексирована на 23,7 %

41

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

52

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

57

Автомобиль организации попал в ДТП: страховое возмещение НДС не облагают, НДС по ремонту принимают к вычету

57

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

59

Отдых ребенка – это забота не только родителей, но и нанимателя

59

мнения специалистов

67

Заполнение первичных учетных документов в новых условиях

67

У ВАС ПРОВЕРКА

70

Дополнительная проверка: основания и правила ее проведения

70

Практика дополнительных проверок: свои права надо знать

73

советы юриста

78

Разногласия между руководителем организации и главным бухгалтером: какие могут быть последствия

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

При отсутствии страховых выплат в I квартале отчет Белгосстраху нужно представить в целом за 1-е полугодие

81

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

86

Учет технологической тары: что хотел сказать Минфин РБ?

86

за рубежом

87

Технологии противоправных поглощений российских предприятий: схема поглощения бизнеса с использованием залога

87

статистическая информация

90

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

90

события. подробности

95

РЕКЛАМА

95

Новые правила в области сертификации товаров

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 25 июня по 1 июля 2011 года

96