67

Заполнение первичных учетных документов в новых условиях

Елена Кулешова, экономист

В последнее время процесс либерализации коснулся и сферы применения первичных бухгалтерских документов. Существенно сократилось число таких документов, утвержденных Советом Министров РБ. Практически все остальные формы могут быть разработаны и утверждены в организации. Однако вопросы по этой теме продолжают поступать в редакцию журнала. Ответы на отдельные из них предлагает автор материала.


Ситуация 1

Организация планирует открыть магазин для реализации товаров в розничной торговле. Магазин и склад по хранению товаров будут находиться в одном здании.

Какие формы первичных учетных документов нужно использовать для оформления внутреннего перемещения товаров со склада в магазин? Можно ли использовать для этих целей ТТН-1 и ТН-2?
Допустимо ли осуществлять внутреннее перемещение товаров со склада в магазин, находящийся в одном здании, на основании документа, форма которого утверждена приказом по предприятию?

Можно применять документ, разработанный на предприятии.
Факт совершения хозяйственной операции следует подтвердить первичным учетным документом (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон)).
8 видов первичных учетных документов включены в перечень документов, которые утверждают уполномоченные государственные органы (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 (далее – постановление№ 360)). Их применение обязательно для всех субъектов хозяйствования (Указ Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114)).
Формы иных первичных учетных документов могут быть утверждены руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ. При этом организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (подп. 1.3 п. 1 Указа № 114).
Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные учетные документы, также установлен Указом № 114.

Товарно-транспортная и товарная накладная включены в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением № 360. Формы этих документов утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Юридические лица всех форм собственности должны применять накладные ТТН-1 и ТН-2, которые являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192)).

При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 также могут быть использованы первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством (п. 2 Инструкции № 192).

Поэтому, если склад и объект розничной торговли имеют одно местонахождение, можно оформить накладные на внутреннее перемещение товаров установленной формы. Например, некоторыми формами накладных на внутреннее перемещение товаров, обязательность использования которых была утверждена приказом Минторга РБ от 27.01.1997 № 12 "Об использовании специализированных форм первичных учетных документов, применяемых в торговле" (далее – приказ № 12), являлись:

– 0903113 "Накладная на отпуск товара из кладовой (для внутреннего перемещения товара)";

– 0903016 "Накладная (для внутреннего перемещения товара)";

– 0903017 "Расходно-приходная накладная (для внутреннего перемещения товара)".

Однако приказ № 12 прекратил свое действие в связи со вступлением в силу постановления Минторга РБ от 28.04.2011 № 21.

Подведем итог. Если склад и магазин находятся в одном здании, то внутреннее перемещение товаров со склада в магазин в настоящее время следует производить на основании товарной либо товарно-транспортной накладной установленных форм либо по другим первичным документам, разработанным организацией самостоятельно с учетом норм Указа № 114 и утвержденным приказом по учетной политике.
 
Ситуация 2

Организация оказывает услуги населению и юридическим лицам в области дизайна и озеленения частных и общественных территорий. Для оформления выполненных работ в пользу физических лиц она использует форму первичного учетного документа по учету бытовых услуг БО-1. В процессе заполнения данной формы возникают трудности, связанные с недостатком места для перечисления всех оказанных услуг и использованных материалов.

Можно ли при заполнении формы БО-1 использовать приложения (разработанные организацией) для указания в них перечня оказанных услуг и использованных материалов и при этом в самой форме в поле "Наименование работ (услуг)" делать запись: "Услуги по благоустройству и озеленению согласно приложению 1", а в поле "Сырье, материалы исполнителя" – запись: "Материалы согласно приложению 2" с указанием итоговой стоимости оказанных услуг и использованных материалов?

Использование приложения допустимо.

Бланки по оформлению заказов при оказании бытовых услуг населению и юридическим лицам не указаны в постановлении № 360.
 
Справочно: в постановлении № 360 перечислены:

– товарно-транспортная накладная;

– товарная накладная;

– приходный кассовый ордер;

– расходный кассовый ордер;

– акт о приеме-передаче основных средств;

– акт о приеме-передаче нематериальных активов;

– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;

– акт о передаче не завершенного строительством объекта.
 
Формы первичных учетных документов, не указанных в постановлении № 360, могут быть утверждены руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ. При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (подп. 1.3 п. 1 Указа № 114).

Постановлением Минторга РБ от 28.05.2009 № 33 (далее – постановление № 33) утверждены формы первичных учетных документов, которые применяются для оформления заказов на оказание бытовых услуг населению и являются документами, подтверждающими заказ. В настоящее время постановление № 33 продолжает действовать, поэтому организации могут применять указанные формы документов в силу норм подп. 1.3 п. 1 Указа № 114.

Бланк формы БО-1 применяют для оформления заказов на бытовые услуги населению, кроме бытовых услуг по прокату, химической чистке и крашению изделий, ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Услуги ландшафтного дизайна населению относятся к бытовым услугам (подгруппа "ремонт и строительство жилья и других построек", код 016321) (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РБ от 09.12.2003 № 49).

В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (ст. 9 Закона). Подпунктом 1.4 п. 1 Указа № 114 также установлено, что первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

По мнению автора, организация при оформлении заказа на оказание бытовых услуг населению может самостоятельно дополнять или использовать приложение к применяемым первичным учетным документам.
 
Ситуация 3

Предприятие оказывает услуги населению по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов в стационарных условиях в соответствии с разработанными им условиями и требованиями, которые размещены на информационном стенде предприятия. Эта информация носит общий характер.

Для оформления заказов предприятие применяет самостоятельно разработанные бланки заказов в одном экземпляре, которые не являются бланками строгой отчетности.

Необходимо ли при оформлении заказа на оказание бытовых услуг применять бланк формы БО-1, утвержденный постановлением № 33?

Можно применить бланк формы БО-1 или разработать иной документ.

Формы первичных учетных документов, которые применяются для оформления заказов на оказание бытовых услуг населению, являются документами, подтверждающими заказ, и утверждены постановлением № 33. Они относятся к бланкам строгой отчетности. Это очень важная деталь, поскольку заказ должен быть оформлен исполнителем на бланке строгой отчетности. Такое требование содержит п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила).

Организации могут использовать указанные формы в силу норм подп. 1.3 п. 1 Указа № 114.

Бланк формы БО-1 применяют для оформления заказов на бытовые услуги населению, кроме бытовых услуг по прокату, химической чистке и крашению изделий, ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Бланки заполняют с учетом специфики конкретного вида бытовых услуг.

Заказ на оказание бытовых услуг, исполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий, ремонт обуви, мелкий ремонт швейных и трикотажных изделий, ремонт часов, почасовой прокат могут исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицировать заказ (п. 11 Правил).

Вернемся к приведенной ситуации. Информация, размещенная на стенде предприятия, носит общий характер. В то же время потребителю должна быть представлена полная информация: какие конкретно работы будут проведены и какие детали будут использованы при устранении неисправности.

Если организация при оформлении заказа на бытовую услугу не использует бланк строгой отчетности, а выполняет работы в соответствии с условиями и требованиями, размещенными в удобном для обозрения месте, то в данной информации должны быть подробно указаны: перечень оказываемых услуг, все возможные неисправности, способы их устранения, используемые запчасти, стоимость каждой услуги, другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги. Привести такую информацию не представляется возможным, учитывая большое количество видов и модификаций бытовой аппаратуры.

Следовательно, при оформлении заказа по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов предприятию необходимо оформлять бланк строгой отчетности БО-1.

Организации, осуществляющие оформление заказов в электронном виде, вправе в соответствии с требованиями ст. 9 Закона и Указа № 114 и при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации разработать электронный бланк заказа, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 25 июль 2011
Содержание

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Позволит ли постановление № 704 минимизировать для организаций и бюджета страны негативные последствия снижения курса белорусского рубля?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете

9

Тарифы и цены

13

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

13

Комментарий (Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию)

14

Труд и социальная защита

16

О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь

16

Комментарий (Условия оплаты труда определяем свободно)

17

МНС РБ разъясняет

21

О приеме наличных денежных средств

21

О классификации видов деятельности

22

О налогообложении

23

Письмо МНС РБ от 06.05.2011 № 2-1-9/11042

23

Минстройархитектуры РБ разъясняет

25

Письмо Минстройархитектуры РБ от 03.06.2011 № 11-1-34/582

25

ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ разъясняет

26

О взносах в Фонд социальной защиты населения

26

Комментарий (Не все расходы работодателя, понесенные при выполнении работниками своих трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в ФСЗН)

27

Комментарии

28

Расчет отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры: проверьте, учтены ли особенности переходного периода 2010–2011 года

28

Зачет излишне уплаченных сумм налогов: некоторые вопросы процедурного характера

30

Изменение валюты обязательств (валюты расчетов) по заключенным сделкам: могут быть подводные камни

33

Созданы равные условия налогообложения реализации как ввозимых, так и произведенных на территории Республики Беларусь автомобилей

37

За 5 месяцев 2011 года минимальная заработная плата проиндексирована на 23,7 %

41

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

52

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

57

Автомобиль организации попал в ДТП: страховое возмещение НДС не облагают, НДС по ремонту принимают к вычету

57

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

59

Отдых ребенка – это забота не только родителей, но и нанимателя

59

мнения специалистов

67

Заполнение первичных учетных документов в новых условиях

67

У ВАС ПРОВЕРКА

70

Дополнительная проверка: основания и правила ее проведения

70

Практика дополнительных проверок: свои права надо знать

73

советы юриста

78

Разногласия между руководителем организации и главным бухгалтером: какие могут быть последствия

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

При отсутствии страховых выплат в I квартале отчет Белгосстраху нужно представить в целом за 1-е полугодие

81

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

86

Учет технологической тары: что хотел сказать Минфин РБ?

86

за рубежом

87

Технологии противоправных поглощений российских предприятий: схема поглощения бизнеса с использованием залога

87

статистическая информация

90

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

90

события. подробности

95

РЕКЛАМА

95

Новые правила в области сертификации товаров

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 25 июня по 1 июля 2011 года

96