Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Дополнительная проверка: основания и правила ее проведения

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК РБ

Порядок проведения проверок контролирующими и надзорными органами определен Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). При этом такой вид проверок, как дополнительные, имеет ряд особенностей. Рассмотрим их поэтапно.

Статьи по теме

eщё 51 материалов по теме

Основания назначения дополнительной проверки
Дополнительную проверку назначают в следующих случаях:
– для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений;
– для изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам) либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.
Кто может назначить дополнительную проверку
Дополнительная проверка может быть назначена руководителем контролирующего (надзорного) органа, указанного в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом № 510 (в т.ч. руководителем территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации, являющихся контролирующими (надзорными) органами), или его уполномоченным заместителем.
Дополнительную проверку проводят:
– в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных проверенным субъектом в возражениях по акту проверки, – контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку.
Справочно: особенности организации и проведения дополнительных проверок в рамках ведомственного контроля, а также перечень органов, уполномоченных осуществлять ведомственный контроль, определены Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь". Основания для назначения дополнительной проверки те же, что указаны выше;
 
– по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды по причине проверки дополнительных вопросов, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), – контролирующий орган, который первоначально проводил проверку по поручению органа уголовного преследования или суда;
– при несоблюдении проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок – вышестоящий орган контролирующего органа (при его отсутствии – Минфин и его территориальные органы (в пределах их компетенции)).
Дополнительную проверку по факту подтверждения обоснованности доводов, изложенных в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений назначает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (вышестоящее должностное лицо). Решение о назначении такой проверки может быть принято:
– в процессе рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений;
– по итогам рассмотрения такой жалобы.
В последнем случае решение принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (вышестоящее должностное лицо) одновременно с отменой обжалованного решения, требования (предписания).
Сроки назначения и проведения дополнительной проверки
Если проверяемый субъект представил по акту основной проверки возражения, то не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления будет назначена дополнительная проверка. Срок ее проведения – не более 10 рабочих дней. По окончании проверки проверяющие должны подготовить письменное заключение по возражениям и направить его проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить проверяемому субъекту (его представителю) под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
 
Важно! Ограничительный срок по проведению дополнительной проверки не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
 
Указом № 510 установлен запрет на проверку контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, а также предусмотрено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
 
Важно! На дополнительные проверки данные запрет и ограничение не распространяются.
Оформление результатов дополнительной проверки
Результаты дополнительной проверки должны быть оформлены актом (справкой) дополнительной проверки. При этом Указ № 510 содержит также процедуру внесения изменений и (или) дополнений по результатам дополнительных проверок в акт (справку) основной проверки.
Акт (справку) дополнительной проверки, указанные изменения и (или) дополнения должны подписать:
– проверяющий(-е) (руководитель проверки);
– руководитель проверяемого субъекта (при его отсутствии – иной представитель проверяемого субъекта);
– лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций);
– иные участники проверки в случаях, предусмотренных Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (понятые, работники проверяемого субъекта, определенные руководителем и присутствующие при проверке материальных ценностей, контрольных обмерах, осмотре и т.д.).
Для акта (справки) дополнительной проверки, а также для изменений и дополнений в акт (справку) основной проверки установлен тот же порядок вручения (направления) проверяемому субъекту и представления возражений, что и для акта (справки) основной проверки.
 
Важно! Если по дополнительной проверке есть возражения, то проверяемый субъект (его представитель) должен:
– сделать об этом запись перед своей подписью на акте (справке) дополнительной проверки (изменениях или дополнениях в акт основной проверки);
– представить не позднее 15 рабочих дней в письменном виде возражения в контролирующий (надзорный) орган.
Обжалование дополнительной проверки
Проверяемая организация имеет право обжаловать:
1) назначение проверки с целью признания ее незаконной;
2) решение контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений;
3) действия (бездействие) проверяющих.
Дополнительная проверка может быть признана незаконной, если должностное лицо контролирующего (надзорного) органа:
– нарушило установленный порядок назначения дополнительной проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение);
– не внесло запись о проведении этой проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги).
Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.
 
Важно! Заявление (жалобу) о признании проверки незаконной проверяемый субъект может подать в течение 10 дней со дня начала проверки. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.
 
Заявление (жалобу) проверяемого субъекта о признании проверки незаконной контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа) должен рассмотреть в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Копию решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляют проверяемому субъекту.
При принятии решения о признании проверки незаконной копия такого решения должна быть направлена в этот же срок в органы Комитета государственного контроля или прокуратуру (для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности).
 
Важно! Если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган принял решение об отказе в признании проверки незаконной, в 10-дневный срок со дня получения такого решения соответствующие действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.
Проверяемый субъект имеет также право обжаловать решение контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие):
– приняты или произведены с нарушением норм, установленных Указом № 510 или иным актом законодательства;
– нарушают его права.
Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы:
– в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены;
– в общий либо хозяйственный суд (если иные порядок обжалования и срок не установлены законодательными актами).
Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).
 
Важно! Пропуск срока подачи такой жалобы без уважительной причины служит основанием для отказа в ее рассмотрении.
 
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.
Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения.
При направлении жалобы необходимо соблюсти ее адресность. Так, жалобу на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений нужно направлять в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, а жалобу на действия (бездействие) проверяющих – вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены. Срок рассмотрения таких жалоб – месяц со дня их получения.
По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:
1) оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
2) отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;
3) отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;
4) внести изменения в решение, требование (предписание).
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:
1) удовлетворить жалобу;
2) оставить жалобу без удовлетворения.
Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляют проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают ему или его представителю под роспись. Копию решения в такой же срок направляют в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.
 
Справочно: решения контролирующих (надзорных) органов и действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса, следует обжаловать в соответствии с порядком, установленным Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.