Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Чем сейчас камеральная проверка отличается от выездной?

До 1 января 2016 г. в ходе камеральной проверки налоговый орган имел право истребовать у организации по представленной налоговой декларации только дополнительные сведения и пояснения по исчислению и уплате налогов. Истребование документов при камеральных проверках было невозможно (за исключением документов в отношении льгот по налогу на прибыль). С 1 января 2016 г. полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок значительно расширились. Теперь при такой проверке налоговые органы вправе истребовать от любого плательщика любые иные документы и дополнительные сведения (ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

В связи с этим бухгалтеры хотят знать:

Чем сейчас камеральная проверка отличается от выездной?

Сотрудник МНС:

– Налоговые органы смогут применять новации, внесенные в ст. 70 НК, когда соответствующие изменения будут внесены в абз. 19 п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Указ № 510 имеет более высокую юридическую силу по отношению к НК и в настоящее время предусматривает, что камеральная проверка субъекта хозяйствования проводится исключительно на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, и данный орган не вправе в ходе такой проверки истребовать от проверяемого субъекта иные документы.

Сотрудник ИМНС:

– Такая новация позволит повысить эффективность и оперативность налоговых проверок, а это – дополнительные поступления в бюджет.

Игорь Викторович, юрист:

– Очевидно, что внесенные корректировки фактически размывают границу между выездной и камеральной проверками. Но если первые строго регламентированы и упорядочены, то вторые возможны в любой момент по усмотрению любого (даже рядового) налогового инспектора. И ни для кого не секрет, что в налоговом контроле именно изучение документов – основной метод. Новое полномочие налоговых органов позволяет проводить полноценные налоговые проверки, не обращая никакого внимания на Указ № 510, так как последний на камеральные проверки не распространяется. Печально, что у нас декларируют либерализацию, а по факту одним как будто незначительным изменением можно отменить всю существующую систему контрольной деятельности...

Ирина Петровна, главный бухгалтер:

– Наконец-то законодатели нашли способ, как проверять организации когда хочешь и сколько хочешь, не обращая внимание на такие условности, как включение в координационный план проверок и наличие предписания.

С одной стороны, Интернет и средства печати пестрят сообщениями о том, что в Беларуси создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений о совершенствовании контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности и о смещении акцентов контроля с текущей деятельности организаций на конечный результат, с другой – количество проверок такими изменениями в НК только увеличивается.

Почему контролеры, до бесконечности расширяющие свои права, не думают о том, как создать благоприятные условия для бизнес-сообщества? А то скоро некого будет и контролировать.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.