Сроки и порядок представления деклараций по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 году. 

Александр Гнедов, эколог

Порядок исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет много особенностей. Например, налог по выбору плательщика может уплачиваться ежеквартально или 1 раз в год.

Выбранный способ уплаты налога влияет на порядок представления налоговой декларации. Он тоже разный.

Рассмотрим некоторые особенности, которые надо учесть плательщикам данного налога при его исчислении и заполнении декларации |*|.

* Правила и особенности исчисления экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух доступны для подписчиков электронного «ГБ»

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА ЗА ВЫБРОСЫ?

Организация становится плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – налог за выбросы) при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются от стационарных источников выбросов, эксплуатируемых в соответствии с разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексным природоохранным разрешением) (далее – разрешение);

2) если нормативы допустимых выбросов, указанные в разрешении, составляют 3 т в год и более (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Такая организация обязана исчислить сумму налога и подать налоговую декларацию (расчет) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – декларация по налогу за выбросы).

Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»).

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух получают в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.

СПОСОБЫ УПЛАТЫ НАЛОГА ЗА ВЫБРОСЫ

Плательщик может производить уплату налога за выбросы:

1) в общем порядке – т.е. ежеквартально, исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух в отчетном квартале;

2) по упрощенному порядку уплаты налога, т.е.:

– или 1 раз в год, исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– или ежеквартально в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога, исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |*|.

* Информация о том, как сведения, содержащиеся в природоохранных разрешениях, влияют на уплату экологического налога, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Плательщик должен указать способ уплаты налога (ежеквартально или 1 раз в год) на титульном листе налоговой декларации по налогу за выбросы путем проставления знака «Х» в строке «Выбор способа уплаты налога».

Справочно: форма декларации по налогу за выбросы установлена в приложении 11 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Каждый из указанных способов уплаты налога определяет свой способ представления декларации по налогу за выбросы.

Различают 3 типа декларации (см. табл. 1).

ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ДЕКЛАРАЦИИ

Декларация включает в себя титульный лист и расчет экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

К декларации при необходимости прилагаются:

– приложение 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» (заполняется однократно, по истечении календарного года);

– приложение 2 «Сведения о суммах экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащего зачислению в республиканский бюджет по месту нахождения объектов налогообложения».

Приложение 2 надо заполнять, если организация и ее объекты налогообложения (стационарные источники выбросов загрязняющих веществ) территориально подконтрольны разным налоговым инспекциям (например, ИМНС по Гродненскому району и ИМНС по Брестскому району). В нем производится распределение подлежащих уплате сумм налога за выбросы между административно-территориальными единицами в зависимости от места расположения объекта налогообложения.

При заполнении декларации, когда налог исчисляется по фактическим объемам выбросов в отчетном квартале, на титульном листе декларации в строке «тип налоговой декларации (расчета)» плательщик указывает «ежеквартально» путем проставления знака «Х».

А при заполнении декларации, когда налог исчисляется по объемам выбросов, указанным в разрешении, там же на титульном листе путем проставления знака «Х» плательщик указывает:

– «годовая» – при подаче декларации не позднее 20 апреля календарного года;

– «годовая по фактическим объемам» – при подаче декларации по истечении календарного года не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом.

Напомним, что в декларации показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до 3 знаков после запятой.

РАСЧЕТ НАЛОГА И ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ

Расчет налога исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в отчетном периоде (квартал)

Для уплаты налога по общему порядку организация-плательщик обязана знать фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поступившие в отчетном периоде (квартале), суммарно по каждому классу опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п. 2 ст. 208 НК) |*|.

* Информация о том, как можно уменьшить сумму экологического налога, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Для учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух организация должна вести следующие специальные журналы:

– по форме ПОД-1 – если учет выбросов производится инструментальным или расчетно-инструментальным методом;

– форме ПОД-2 – если учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится расчетным методом.

Информация, изложенная в указанных журналах, является основой для определения налоговой базы налога за выбросы за отчетный период.

Справочно: формы журналов ПОД-1 и ПОД-2 приведены в приложениях А и Б ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».

Налоговая база по каждому классу загрязняющих веществ равна фактическому объему выбросов, произведенных в отчетном квартале. Сумма налога в отчетном квартале получается путем умножения налоговой базы для каждого класса загрязняющих веществ на соответствующую ставку налога.

Рассмотрим вышеизложенное на примере 1.

Пример 1. Расчет налога и пример заполнения ежеквартальной декларации

Согласно разрешению организация вправе выбросить суммарно 10 т в год загрязняющих веществ. Из них:

– вещества «А» IV класса опасности – 6 т;

– вещества «Б» IV класса опасности – 3 т;

– вещества «С» III класса опасности – 1 т.

Организация за I отчетный квартал 2016 г. произвела выбросов:

– вещества «А» IV класса опасности – 1,2 т;

– вещества «Б» IV класса опасности – 0,7 т;

– вещества «С» III класса опасности – 0,2 т.

Налоговая база за I отчетный квартал 2016 г. составляет:

– веществ IV класса опасности – 1,9 т (1,2 т вещества «А» + 0,7 т вещества «Б»);

– веществ III класса опасности – 0,2 т.

Сумма налога за I отчетный квартал 2016 г. равна 2 586 331 руб. (1,9 (т) ×  1 123 270 (руб./т) + 0,2 × 2 260 590).

Организация за II отчетный квартал 2016 г. произвела выбросов:

– вещества «А» IV класса опасности – 1,3 т;

– вещества «Б» IV класса опасности – 0,7 т;

– вещества «С» III класса опасности – 0,21 т.

Соответственно сумма налога за II отчетный квартал 2016 г. равна 2 721 264 руб.

Заполним декларацию типа «ежеквартальная» за I отчетный квартал 2016 г.

Заполним декларацию типа «ежеквартальная» за II отчетный квартал 2016 г.

Расчет налога исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении

Алгоритм расчета налоговой базы исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении (п. 3 ст. 208 НК), следующий. Необходимо сложить значения объемов выбросов загрязняющих веществ, указанных в разрешении по каждому классу опасности. Полученное значение следует разделить на 4 (четыре отчетных налоговых периода), что даст налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ умножаем на соответствующую ставку налога.

Плательщику необходимо подать декларацию типа «годовая» и выбрать один из нижеуказанных способов уплаты налога (часть вторая подп. 9.1 п. 9 ст. 208 НК):

или 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года;

или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога.

По окончании календарного года плательщик рассчитывает фактические объемы выбросов за календарный год и не позднее 20 февраля 2017 г. в налоговый орган подает декларацию с типом «годовая по фактическим объемам», а не позднее 22 февраля 2017 г. доплачивает налог за выборсы.

Справочно: если указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК.

Рассмотрим вышеизложенное на примере 2.

Пример 2. Расчет налога по объемам, указанным в разрешении

Согласно разрешению природопользователь вправе выбросить суммарно 10 т в год загрязняющих веществ. Из них:

– вещества «А» IV класса опасности – 6 т;

– вещества «Б» IV класса опасности – 3 т;

– вещества «С» III класса опасности – 1 т.

Организация выбрала ежеквартальный способ уплаты налога за выбросы. Соответственно значение налоговой базы в каждом из 4 отчетных периодов следующее:

– веществ IV класса опасности – 2,25 т ((6 т вещества «А» + 3 т вещества «Б») / 4);

– веществ III класса опасности – 0,25 т (1 т вещества «С» / 4).

Сумма налога в каждом из отчетных периодов равна 3 092 505 руб. (2,25 (т) × 1 123 270 (руб./т) + 0,25 × 2 260 590). Соответственно за год она составляет 12 370 020 руб.

По итогам года фактический объем выбросов составил:

– вещества «А» IV класса опасности – 5,94 т;

– вещества «Б» IV класса опасности – 2,36 т;

– вещества «С» III класса опасности – 1 т.

Сумма налога за выбросы |*| составит 11 583 731 руб.

* Задачи и цели инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух доступны всем на портале GB.BY

Заполним декларацию типа «годовая» по сроку 20 апреля 2016 г.

Заполним декларацию типа «годовая по фактическим объемам» по сроку 20 февраля 2017 г.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 6 февраль 2016
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

Чем сейчас камеральная проверка отличается от выездной?

7

Новости

8

актуальное интервью

10

НДС-2016: информация из первых уст.[Срочно и важно]

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

14

Как избежать ошибок в расчетах командировочных расходов по зарубежной командировке. [Срочно и важно]

14

круглый стол

17

Пособие может быть назначено по правильно оформленным листкам нетрудоспособности.  [Срочно и важно]

17

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Государственное регулирование

20

Постановление Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.09.2015 № 24 «Об утверждении Инструкции о порядке оценки достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки, расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки»

20

Комментарий (Определена процедура проверок, которые будут проводить должностные лица Оператора*). 

25

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2016 № 62 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции»

30

Тарифы и цены

32

Постановление Минторга Республики Беларусь от 19.01.2016 № 2 «Об установлении предельной минимальной отпускной цены на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии»

32

Комментарий (С 31 января 2016 г. установлена предельная минимальная отпускная цена на вина). 

33

Труд и социальная защита

35

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.01.2016 № 4 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах декабря 2015 года в расчете на месяц»

35

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.01.2016 № 5 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»  

36

Комментарии

37

Формы государственной статистической отчетности по статистике промышленности: учтите изменения, произошедшие в 2016 году. 

37

Регистрация в качестве страхователя иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь: правовой аспект. 

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Три ситуации, которые помогут правильно рассчитать прибыль, подлежащую налогообложению. 

42

Как правильно исчислить земельный налог за 2016 год? 

45

Сроки и порядок представления деклараций по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 году. 

49

Комментарии

58

Для обращения взыскания на заложенное имущество личного пользования не потребуется обращаться в суд 

58

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ  

60

Письмо МНС Республики Беларусь от 01.02.2016 № 2-3-16/233 «О применении отдельных положений по налогу при упрощенной системе»

60

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

63

ВОПРОС-ОТВЕТ

65

Выплата процентов за пользование чужими денежными средствами и НДС. 

65

Отказ продавца отгружать товары и НДС. 

65

Когда расходы по доставке работников  к месту работы являются затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли. 

66

Включение недостачи в налоговую базу налога при УСН.

66

Перевод основных средств в долгосрочные активы, предназначенные для реализации. 

67

Определение срока начала внешнеторговой операции при оказании услуг по переработке сырья заказчика-нерезидента. 

68

Поступление арендной платы из России и обязательная продажа валюты. 

69

Административная ответственность за неуплату «старых» налогов не предусмотрена. 

70

При проведении мониторинга не надо представлять документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности организации. 

71

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

72

Договор медицинского страхования: как определить суммы расходов, отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете. 

72

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

77

Расходы по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и госпошлины: как их отразить в учете?

77

к сведению читателей

80

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

Когда у застройщика возникают объекты обложения НДС и налогом на прибыль?

81

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

85

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

85

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

90

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на февраль 2016 года. Петрович И.

90

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 30 января по 5 февраля 2016 года

96