Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Импортеры, применяющие льготы при уплате таможенных платежей, должны отчитываться по ввезенным товарам

 (Комментарий к ст. 96 НК РБ и постановлению ГТК РБ от 19.12.2012 № 36)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Комментируемым постановлением ГТК РБ от 19.12.2012 № 36 "О внесении изменения и дополнений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11" (далее – постановления № 36 и № 11 соответственно) определены новая форма отчетности перед таможенными органами, а также порядок ее представления. Это – отчет об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами (далее – отчет об использовании товаров).

Утверждена новая форма таможенной отчетности и порядок ее представления

С 1 января 2013 г. действует Налоговый кодекс РБ (далее – НК) в ред. Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З (далее – Закон № 431-З).

В числе прочих изменений и дополнений Закон № 431-З определил, что ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, которые считаются согласно НК условно выпущенными, действуют до использования и потребления товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, но не более 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Как видим, "снятие с таможенного контроля" условно выпущенных товаров стало возможным и до истечения общепринятого 5-летнего срока.

Для этих целей Закон № 431-З предусмотрел, что использование и потребление вышеуказанных товаров может подтверждаться представлением таможенному органу плательщиком соответствующего отчета. Его форма и порядок представления должны были быть определены ГТК (п. 2 ст. 96 НК).

Применяемые ранее формы отчетности, определенные постановлением № 11, такого отчета не содержали. В связи с этим постановлением № 36 установлены необходимая форма отчетности и порядок ее представления. Как отмечалось выше, это отчет об использовании товаров.

Напомним, что к условно выпущенным товарам относят товары, выпускаемые с освобождением от НДС, взимаемого таможенными органами. Перечень этих товаров содержится в ст. 96 НК (см. таблицу).
 
 
Важно! Отчет об использовании товаров необходимо заполнять в отношении не только условно выпущенных товаров, определенных ст. 96 НК, но и товаров, при ввозе которых применяют льготы по иным таможенным платежам (таможенные пошлины, акцизы).

Случаи и сроки представления отчета об использовании товаров

Отчет об использовании товаров представляют лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами:

1) помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами.

Дело в том, что отдельные из льгот по уплате таможенных платежей, предоставляемые при выпуске товаров для внутреннего потребления, связаны с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ввезенными товарами. В частности, для реализации инвестиционного проекта, для использования в производстве какой-либо продукции и пр. Такие товары в силу ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) являются условно выпущенными, и пользование и (или) распоряжение ими в иных целях допускается только при условии возмещения полученных льгот. В отношении именно таких товаров и требуется оформление рассматриваемой отчетности;

2) либо по собственной инициативе, либо по требованию таможни, производившей таможенные операции в отношении рассматриваемых товаров.

Отметим, что согласно Инструкции, утверж­денной постановлением № 11, представление отчетности по общему правилу осуществляется в течение 7 рабочих дней, следующих за днем получения письменного запроса таможни об этом. Однако данное правило на рассматриваемый отчет не распространяется. Полагаем, что срок представления отчета об использовании товаров может быть установлен в самом требовании таможни об этом;

3) на бумажном носителе в 2 экземплярах и в электронном виде или в виде электронного документа. При этом Минской центральной таможне поручено произвести доработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения таможенных органов для организации информационного взаимодействия с автоматизированными системами лиц, пользующимися и (или) владеющими иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами.

Цель представления такого отчета – это подтверждение использования и потребления указанных товаров согласно условиям предоставления льгот до истечения 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Пример 1

Освобождение от НДС предусмотрено в отношении товаров, получаемых (полученных) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенных за счет средств международной технической помощи, предназначенных для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи (подп. 1.13 п. 1 ст. 96 НК).

Данные товары при использовании указанной льготы являются условно выпущенными. По ст. 211 ТК ТС срок целевого использовании таких товаров составляет 5 лет с момента их выпуска (помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления). При использовании и потреблении таких товаров в установленных целях ранее указанного срока импортер вправе представить отчет об использовании товаров, подтверждающий их целевое использование и потребление. Тем самым реализуется возможность "снятия товаров с таможенного контроля" до истечения указанного 5-летнего срока.
 
Напомним, что порядок принятия отчетов, в т.ч. рассматриваемого отчета об использовании товаров, определен Инструкцией, утвержденной постановлением № 11.

Так, принимает отчет уполномоченное должностное лицо таможни путем производства на всех экземплярах отчета записи: "Отчет принят" с указанием даты принятия отчета и заверения данной записи подписью и оттиском личной номерной печати. При этом уполномоченное должностное лицо таможни может отказать в принятии отчета в следующих случаях:

– отчет не заверен либо заверен не в установленном порядке;

– отчет представлен в форме, не соответствующей установленным требованиям;

– электронная копия отчета не соответствует техническим условиям и требованиям, установленным ГТК РБ;

– сведения, содержащиеся в электронной копии отчета, не соответствуют сведениям, указанным на бумажном носителе;

– в отчете указаны неполные либо недосто­верные сведения.
 
Важно! В случае отказа в принятии отчета уполномоченное должностное лицо таможни должно на каждом экземпляре отчета сделать запись: "В принятии отчета отказано" с указанием причин отказа, даты принятия данного решения об отказе, даты повторного представления отчета и заверить запись подписью и оттиском своей личной номерной печати. Отчет с решением об отказе в принятии возвращается лицу, его представившему.

Порядок заполнения и представления отчета об использовании товаров

Рассмотрим, какие сведения должны быть указаны в отчете об использовании товаров.

1. Сведения о нормативном правовом акте (НПА), в соответствии с которым предо­ставлены льготы (вид, номер и дата акта).

Напомним, что под льготами по уплате таможенных платежей следует понимать:

– тарифные преференции;

– тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин).

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в ТК ТС и (или) международных договорах государств – членов Таможенного союза. В соответствии с Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств сторон или на единую таможенную территорию государств – участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, а также на основании решений Комиссии Таможенного союза (на сегодня – Евразийской экономической комиссии), принимаемых консенсусом;

– льготы по уплате налогов.

Для льгот по уплате налогов такими актами могут быть международные договоры, законы РБ, решения Президента РБ;

– льготы по уплате таможенных сборов (ст. 74 ТК ТС).

Пример 2

От НДС освобождаются специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел (подп. 1.6 п. 1 ст. 96 НК).

В данном случае в качестве сведений о НПА могут быть указаны: Закон Республики Беларусь / Налоговый кодекс Республики Беларусь (ст. 96); № 71-З; 29.12.2009 г.

2. Сведения об ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Такими сведениями можно назвать:

– установленную нормативным правовым актом цель, для достижения которой использовались льготы;

– срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Пример 3

Освобождение от НДС предусмотрено в отношении технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов (подп. 1.4 п. 1 ст. 96 НК). Данные товары являются условно выпущенными.

При формировании отчета об использовании товаров в качестве цели возможно указать: "Для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов", а в качестве срока (согласно ст. 211 ТК ТС) – 5 лет с момента выпуска товаров.
 
3. Сведения о выпуске (таможенном оформлении) товаров.

К таким сведениям относят регистрационный номер выпуска, номер и дату выпуска, номер товара в декларации, наименование товара, количество товара и единицу измерения такого количества.

4. Сведения об использовании и потреблении товаров.

В качестве таких сведений предусмотрено указание:

– количества фактически использованных в установленных целях товаров и единиц измерения такого количества;

– реквизитов (вид, номер, дата) документов, подтверждающих целевое использование товаров.

5. Сведения об "остатках" товаров.

6. Сведения о товарах, по которым в соответствующем отчете не представлены сведения о целевом использовании (количество, единица измерения).

Такие сведения определяют расчетным путем.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.