Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как с 1 января 2017 года можно использовать государственное имущество

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 15.11.2016 № 421*)

Александр Штрикуль, юрист практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA

Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.2016 № 421 (далее – Указ № 421) изменены нормы, регулирующие вопросы аренды и безвозмездного пользования государственным имуществом и имуществом хозяйственных обществ с долей государства более 50 %. Договоры аренды и безвозмездного пользования, которые заключены до 1 января 2017 г., должны быть приведены в соответствие с нормами Указа № 421 до 1 апреля 2017 г.

Напомним, что отношения по аренде и безвозмездному пользованию государственным имуществом в настоящее время регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).

__________________________
* См. «ГБ», 2016, № 44, с. 10–23.

Что меняется для арендаторов

1. Появилась возможность использовать объект аренды не по назначению имущества (в т.ч. не соответствующему целевому назначению земельного участка).

Арендатор сможет использовать недвижимое имущество, полученное в аренду, по назначению, не соответствующему назначению, указанному в документах ЕГРНИ** (в т.ч. целевому назначению земельного участка):

– если такое использование имущества не предполагает проведения строительно-монтажных работ (исключение – выполнение таких работ при текущем или капитальном ремонте);

– если при этом будут соблюдаться требования законодательства о порядке и условиях осуществления соответствующей деятельности арендатора.
__________________________
** ЕГРНИ – Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Справочно: назначение недвижимого имущества указывается в свидетельстве о государственной регистрации, техническом паспорте на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение. При этом изменение назначения возможно при соблюдении предусмотренной законодательством процедуры и государственной регистрации таких изменений, как правило, в процессе реконструкции (модернизации) объекта.

Полагаем, что иное назначение (не соответствующее назначению, указанному в документах ЕГРНИ) должно быть конкретизировано в заключаемом договоре аренды.

2. Расширен перечень лиц, которым государственное недвижимое имущество может быть предоставлено в пользование безвозмездно.

По договору безвозмездного пользования государственное недвижимое имущество может быть передано в т.ч.:

– юридическим лицам и ИП – для организации или оказания бытовых услуг в сельских населенных пунктах;

– юридическим лицам и ИП – для организации питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования;

– частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве |*|;

– иностранным или международным юридическим лицам (организациям, не являющимся юридическими лицами) и иным лицам в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

* Информация о том, почему выгодно партнерство государства и частного бизнеса

3. Предусмотрены специальные нормы для субъектов хозяйствования в рамках государственно-частного партнерства.

Частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве* недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, может быть предоставлено в безвозмездное пользование и без проведения аукциона.
__________________________
* Государственно-частное партнерство – форма привлечения инвестиций, используемая в мировой практике. Она представляет собой взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемое в виде специального соглашения, которое в Беларуси регулируется Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве».

4. Определены отдельные базовые ставки для арендаторов в Минском районе.

В отношении рынков и торговых центров в Минском районе (за исключением ряда указанных в нормативном акте городов) базовая ставка повышается с 0,3 до 0,4 базовой арендной величины. В отношении других объектов – с 0,1 до 0,2 базовой арендной величины.

Что меняется для арендодателей

1. Изменен порядок перечисления в бюджет части средств, полученных от аренды.

Арендодатели должны будут перечислять в бюджет:

– 50 % полученной платы за право заключения договора аренды после вычитания начисленного НДС;

– 25 % арендной платы после вычитания начисленного НДС;

– 100 % арендной платы – с 1 июля 2017 г. (либо по истечении 6 месяцев с даты заключения договора аренды, если такой договор заключен после 1 января 2017 г.) для арендодателей, которые не успели к указанной дате зарегистрировать в ЕГРНИ* переданные в аренду объекты.
__________________________
* Государственной регистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним. То есть для того, чтобы сдавать недвижимое имущество в аренду, необходимо зарегистрировать в территориальной организации по государственной регистрации создание недвижимого имущества и права арендодателя на него (ст. 131 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

2. Установлен срок для перечисления в местный бюджет части средств, полученных от аренды, аналогичный для определения даты перечисления средств в республиканский бюджет: не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

3. Введен механизм списания в бесспорном порядке средств, подлежащих перечислению в бюджет.

Задолженность по обязательствам, связанным с перечислением сумм, полученных от аренды, в бюджет, будет списываться в бесспорном порядке на основании приказа финансовых органов.

4. Предусмотрена возможность заключать договоры аренды в отношении незарегистрированных объектов.

Арендодатель сможет заключать договоры аренды капитальных строений (зданий, сооружений), права на которые не зарегистрированы в ЕГРНИ.

При этом арендодатель обязан до 1 июля 2017 г. (либо по истечении 6 месяцев с даты заключения договора аренды, если такой договор заключен после 1 января 2017 г.) обеспечить государственную регистрацию прав на такие капитальные строения (здания, сооружения). Исключение – случаи, когда эти объекты расположены на землях общего пользования.

Важно! Если арендодатель не успеет зарегистрировать права на объект в указанные сроки, он обязан будет перечислить в бюджет 100 % арендной платы, исчисленной по таким объектам.

5. Расширен перечень движимого имущества, аренда которого регулируется нормами Указа № 150.

Действие Указа № 150 (в частности, Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности) распространено на объекты движимого имущества – основные средства.

6. Если сдавать в аренду по нормам Указа № 421 не рентабельно.

Для случаев, когда размер арендной платы оказывается ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем, установлена специальная методика определения размера арендной платы: исходя из суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость, НДС, арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет, и прибыли исходя из рентабельности не более 5 %.

7. Уточнен размер арендной платы при почасовой аренде.

Уточнена методика расчета размера арендной платы при почасовой аренде. В расчет такой платы принимается среднемесячная норма рабочего времени. Она получается делением расчетной нормы рабочего времени для 5-дневной рабочей недели, установленной Минтруда и соцзащиты на год, в котором заключен договор аренды недвижимого имущества, на 12 месяцев.

8. Плата за пользование недвижимым имуществом по договору субаренды.

При сдаче в субаренду недвижимого имущества размер арендной платы не должен превышать размера арендной платы, установленного по договору аренды.

9. Предусмотрена возможность внесения арендной платы в иностранной валюте.

Арендатор сможет вносить арендную плату в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля по отношению к которой установлен Нацбанком, при сдаче в аренду недвижимого имущества, расположенного за пределами Беларуси. Размер арендной платы должен устанавливаться по соглашению сторон (иное может быть предусмотрено международными договорами).

Важно! Нарушение законодательства о сдаче в аренду и ином распоряжении государственным имуществом влечет административную ответственность: штраф до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых величин (ст. 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).

Нарушение должностным или иным лицом норм законодательных актов об аренде торговых мест влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 500 базовых величин (ст. 12.37 КоАП).

От редакции:

Дополнительно с разъяснениями норм Указа № 421 читатели могут ознакомиться в материале А. Смирнова «С 1 января 2017 года в бюджет нужно перечислять 25 % платы от сдачи в аренду государственного имущества» («ГБ», 2016, № 46, с. 28).

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.