Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что год грядущий нам готовит?

(Комментарий к республиканскому бюджету-2017*)

Леонид Качина, депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, Александр Хотько, помощник депутата Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, канд. экон. наук, доцент

Кризисные явления, охватившие экономики многих ведущих стран мира, в определенной мере сказались и на финансово-экономическом развитии Беларуси, в т.ч. на бюджетах всех уровней на 2017 г., нормах правовых актов, положенных в основу их формирования.

__________________________
* Республиканский бюджет на 2017 г. утвержден Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З.

Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития на 2017 г.**:

– рост ВВП к 2016 г. (в сопоставимых ценах) – 101,7 %;

– рост производительности труда по ВВП – 101,8 %;

– рост экспорта товаров и услуг – 103,8 %;

– индекс роста потребительских цен (инфляции) – не выше 9 %;

– сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП – 0,1 %;

– рост реальных располагаемых денежных доходов населения – 101,3 %;

– прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) – 1,4 млрд. долл. США.
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2016 № 358 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год».

Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь в 2017 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности страны.

Налоговая политика |*| на 2017 г. формируется на следующих принципах:

– сохранение стабильности налоговой системы и налоговой нагрузки на реальный сектор экономики;

– оптимизация и сокращение налоговых льгот;

– формирование полной и устойчивой доходной базы бюджета.

* Текст Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»

В 2017 г. налоговая нагрузка прогнозируется на уровне 23,6 % к ВВП при ожидаемой в 2016 г. – 24,4 % к ВВП. Уменьшение налоговой нагрузки по сравнению с предыдущим годом обусловлено снижением на 0,6 процентных пункта удельного веса налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (вывозных таможенных пошлин).

Основной целью денежно-кредитной политики в 2017 г. станет снижение инфляции до 9 % (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).

В 2017 г. продолжится режим монетарного таргетирования, предусматривающий контроль над денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики будет использоваться широкая денежная масса, в качестве операционного – рублевая денежная база*. Прирост средней широкой денежной массы планируется на уровне 12–16 % (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).
__________________________
* Денежная база – макроэкономический индикатор, показывающий количество денежных средств, находящихся в обращении, в т.ч. наличные деньги в обороте и в кассах банков; обязательные резервы; депозиты банков и другие финансовые активы.

Предусматривается ограниченное участие Нацбанка в процессе формирования курса национальной валюты. Сохранится общая направленность процентной политики на постепенное снижение процентных ставок в экономике.

Для обеспечения макроэкономической стабильности в 2017 г. Нацбанк совместно с Правительством будет проводить мероприятия по поддержанию и наращиванию золотовалютных резервов страны, улучшению их структуры.

В 2017 г. Нацбанк продолжит работу по дедолларизации экономики и обеспечению безопасного и устойчивого функционирования банковского сектора на основе развития риск-ориентированных методов банковского надзора.

Значительное внимание в 2017 г. будет уделено стабилизации ситуации с проблемными активами банков.

Продолжится совершенствование регулирования лизинговой деятельности, в т.ч. лизинга жилых помещений.

В целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций действия Нацбанка будут направлены на либерализацию валютных отношений и снижение нормы обязательной продажи валютной выручки.

Динамика и структура доходов бюджета

Доходы республиканского бюджета на 2017 г. определены в объеме 18 235 млн. руб. (16,7 % ВВП), или с ростом 106,1 % к 2016 г. и 109,1 % к 2015 г.

Поступление налоговых доходов по отношению к 2016 г. и 2015 г. составляет соответственно 108,4 % и 109,7 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 159 % и 112,3 %, из них налога на прибыль – 159,3 % и 112,3 %. Темпы роста налогов на товары (работы, услуги) в 2017 г. к 2016 г. предусмотрены на уровне 110,6 % и 123,7 % к 2015 г., из них НДС – 112,9 и 129,8 %, акцизов – 105,5 и 116,7 %. Динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляет соответственно 93,6 % и 80,7 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин – 89,7 % и 72,2 % |*|.

* Сравнительный анализ норм законодательства в 2016 и 2017 гг., затрагивающих большинство плательщиков НДС

Поступление неналоговых доходов в 2017 г. по отношению к 2016 г. запланировано на уровне 94,9 %, в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 105,5 %.

Темпы роста безвозмездных поступлений в 2017 г. к предыдущему году предусмотрены на уровне 107,1 %.

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета в 2017 г. занимают налоговые доходы – 76,7 % (13 981 млн. руб.), в т.ч.:

–  налоги на товары (работы, услуги) – 50,9 % (9 280 млн. руб.), из них – НДС и акцизы соответственно 35,7 % (6 507 млн. руб.) и 12,4 % (2 269 млн. руб.);

– налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 17,3 % (3 161 млн. руб.), в т.ч. вывозные таможенные пошлины – 11,8 % (2 161 млн. руб.);

– налог на прибыль – 5 % (918 млн. руб.).

На долю неналоговых доходов |*| приходится 14,8 % (2 700 млн. руб.), в т.ч.:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 6,2 % (1 131 млн. руб.);

– прочих неналоговых доходов – 5,7 % (1 039 млн. руб.).

* Информация об изменении размера отчислений организациями в республиканский бюджет от суммы арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или переданного в безвозмездное пользование

Удельный вес безвозмездных поступлений составляет 8,5 % доходов бюджета, или 1 555 млн. руб.

Распределение бюджетных средств

Расходы республиканского бюджета на 2017 г. утверждены в сумме 16 739 млн. руб. (15,3 % ВВП), или 98,9 % по отношению к 2016 г. и 110 % – к 2015 г.

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на 2017 г. занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» (7 334 млн. руб., или 43,8 % его объема).

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в сумме 531 млн. руб., что составляет 7,2 % ассигнований на общегосударственную деятельность.

Ассигнования по подразделу «Международная деятельность» в 2017 г. предусмотрены в объеме 302 млн. руб., в т.ч. расходы, обусловленные открытием и содержанием дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, – 166 млн. руб. На финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции выделяется 22 млн. руб., отчисления в бюджет Союзного государства – 55 млн. руб.

На обслуживание государственного долга в 2017 г. запланировано 2 496 млн. руб., что составляет 34 % расходов на общегосударственную деятельность и 14,9 % – республиканского бюджета. Большая часть указанных средств (69 %) выделяется на обслуживание внешнего государственного долга – 1 722 млн. руб. (рост 124 % к 2016 г.), на обслуживание внутреннего государственного долга – 774 млн. руб. (109 % к 2016 г.).

На фундаментальные научные исследования предусмотрено 95 млн. руб., на прикладные исследования в области общегосударственной деятельности – 72 млн. руб., или с ростом к предыдущему году соответственно 110,3 и 116,6 %.

Резервные фонды на 2017 г. прогнозируются в объеме 161 млн. руб.

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрено выделение трансфертов в объеме 3 112 млн. руб.

В 2017 г. расходы бюджета носят социально ориентированную направленность (3 888 млн. руб., или 23,2 % средств республиканского бюджета).

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику – 1 825 млн. руб., или 10,9 % его расходов. Наибольший удельный вес в данном разделе занимают средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, – 766 млн. руб. На помощь семьям, воспитывающим детей, приходится 458 млн. руб.; помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, связанных с представлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 397 млн. руб.

С учетом расходов местных бюджетов бюджетные средства на социальную политику составят 2 671 млн. руб.

В 2017 г. из республиканского бюджета на образование выделяется 808 млн. руб. Большую часть этих средств предусмотрено направить на высшее и послевузовское образование (612 млн. руб., или 75,7 % их объема). На среднее специальное образование выделяется 67 млн. руб.

Справочно: расходы консолидированного бюджета 2017 г. на образование прогнозируются в сумме 5 107 млн. руб., или 109,1 % к 2016 г. Их удельный вес в ВВП составит 4,67 %.

Расходы, сформированные за счет осуществления платного обучения, составят 728 млн.руб., или более 12 % от общего их объема.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) в разрезе областей и г. Минска предусмотрен от 498 млн. руб. (Гродненская область) до 747 млн. руб. (г. Минск).

В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 879 млн. руб., или 5,2 % от общего размера расходов, в т.ч. 424 млн. руб. – на оказание медицинской помощи населению.

Справочно: с учетом расходов местных бюджетов ассигнования на здравоохранение в 2017 г. составят 4 443 млн. руб. (15,6 % его расходов).

Помимо этого на финансирование здравоохранения будут направлены внебюджетные средства от осуществления приносящей доходы деятельности – 458 млн. руб., или от 10,3 % бюджетного финансирования.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по Беларуси – 468 руб., по областям и г. Минску – 375 руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).

Расходы республиканского бюджета на 2017 г. по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» планируются в сумме 376 млн. руб., из них:

– 186 млн. руб. (49,5 %) – на нужды физической культуры и спорта;

– 90 млн. руб. – на нужды культуры;

– 98 млн. руб. – на нужды СМИ.

На финансирование учреждений культуры |*| также выделяется 24 млн. руб. внебюджетных средств.

С учетом местных бюджетов финансирование расходов раздела составит 971 млн. руб.

* Информация об особенностях налогообложения бюджетных организаций 

На поддержку отраслей национальной экономики в 2017 г. из республиканского бюджета выделяется 2 730 млн. руб., или 16,3 % его объема, и 104,1 % к 2016 г.

Наибольшую долю в расходах бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность (720 млн. руб., или 26,4 %). Из указанных средств направляется:

– 141 млн. руб. – на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки продукции отрасли;

– 73 млн. руб. – на сохранение и расширение сельхозугодий;

– 465 млн. руб. (65 %) – на компенсацию процентов по кредитам банков.

В целом на поддержку АПК (с учетом государственной инвестиционной программы) в консолидированном бюджете запланировано 1 536 млн. руб., или 92,5 % к 2016 г.

На ведение лесного хозяйства из республиканского бюджета направляется 168 млн. руб.

Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры в 2017 г. прогнозируются в сумме 766 млн. руб., или 113 % к 2016 г. Удельный вес ассигнований на эти отрасли составляет 4,58 % (при 4,01 % в 2016 г.). Большую часть из них (413 млн. руб., или 53,9 %) планируется на оказание господдержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения процентов по кредитам банков.

На финансирование промышленности, строительства и архитектуры из местных бюджетов предусматривается 87 млрд. руб.

На дорожное хозяйство из республиканского бюджета в 2017 г. направляется 608 млн. руб., или с ростом 111 %. Из них 606 млн. руб. приходится на Республиканский дорожный фонд.

На топливо и энергетику запланировано 334 млн. руб. (121,3 % к уровню 2016 г.). При этом 137 млн. руб. выделяется на финансирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки для энерго- и газоснабжающих организаций Минэнерго.

В целом с учетом расходов местных бюджетов финансирование отраслей национальной экономики запланировано в сумме 4 043 млн. руб., или 103,3 % к 2016 г.

На национальную оборону в 2017 г. направляется 924 млн. руб., или 5,52 % от расходов бюджета, и 100,2 % к уровню 2016 г. Из местных бюджетов на национальную оборону прогнозируется 6 млн. руб.

На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности в 2017 г. запланированы ассигнования в размере 1 774 млн. руб., или 10,6 % расходов республиканского бюджета и 110 % к 2016 г. При этом 37 % (673 млн. руб.) из них – на функционирование органов внутренних дел. На финансирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов и организаций уголовно-исполнительной системы выделяется соответственно 195 млн. руб. и 168 млн. руб., органов пограничной службы – 161 млн. руб.

Финансирование данных видов деятельности из средств местных бюджетов прогнозируется в сумме 84 млн. руб.

На охрану окружающей среды запланировано 75 млн. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы на эти цели составят 84 млн. руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство на 2017 г. определены в сумме 13 млн. руб. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 1 352 млн. руб.

Республиканский бюджет сформирован с профицитом в размере 1 496 млн. руб., или 1,37 % к ВВП.

Лимит государственного долга

На 2017 г. установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности, в частности:

– лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь – 10,1 млрд. руб.;

– лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,8 млрд. руб.;

– лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 17,85 млрд. долл. США;

– лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,4 млрд. долл. США.

Статьи на тему

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2018 № 143 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов экономической деятельности»

№12, март 2018

Правила использования КСА микрофинансовой организацией

№10, март 2018

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

№10, март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.