Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Некоторые аспекты определения вреда (ущерба) контролирующими органами и юридическими лицами

Гостем «Прямой линии», которая прошла в редакции журнала «Главный Бухгалтер» 13 февраля текущего года, был Кременецкий Максим Григорьевич, заместитель начальника Главного контрольно-ревизионного управления – начальник управления проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов Минфина Республики Беларусь.

Предлагаем вниманию читателей ответы на поступившие вопросы, которые касаются порядка определения вреда (ущерба) контролирующими органами. Ответы на вопросы по определению ущерба юридическими лицами будут опубликованы в ближайших номерах.

Организации принадлежит здание, которое расположено в сельской местности и не используется в хозяйственном обороте.

В связи с тяжелым финансовым положением принято решение его продать.

С учетом того что спрос на это здание фактически отсутствовал, его продали ниже оценочной стоимости.

Подпадает ли организация под нормы Положения № 1001*?
__________________________
* Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001 и постановление № 1001).

При наличии проверки и факта противоправных действий должностных лиц организаций.

Действительно, п. 4 Положения № 1001 предусмотрено, что при отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства, определяется размер вреда (как разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество реализовано).

Однако нормы Положения № 1001 применяются к организациям только при наличии 2 аспектов:

– если в организации проводится проверка в соответствии с Положением № 510**;
__________________________
** Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510 и Указ № 510).

– если по результатам проверки установлены противоправные действия должностных лиц организаций, выражающиеся в нарушении актов законодательства Республики Беларусь (при противоправном бездействии нормы Положения не применяются).

Именно наличие последнего обстоятельства является основанием для расчета сумм вреда |*| по итогам проверки по Положению № 1001. Это требование определено п. 60 Положения № 510.

* Меры, применяемые для обеспечения исполнения исполнительного документа (в отношении лиц, нанесших ущерб)

Справочно: требования к содержанию акта проверки определены в гл. 8 Положения № 510.

В частности, акт проверки должен содержать размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений, а также:

– описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства, и т.д. (п. 60 Положения № 510).

То есть, если материалы проверки не будут свидетельствовать о наличии противоправности в действиях должностных лиц организаций, оснований для расчета сумм вреда по итогам проверки по Положению № 1001 не будет.

Отметим, что ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки, несет проверяющий (часть первая п. 61 Положения № 510).

Вправе ли проверяющие применять нормы Положения № 1001 в отношении хозяйственных обществ?

Вправе.

Нормы Положения № 1001 применяются в отношении юридических лиц всех форм собственности, в т.ч. хозяйственных обществ.

Справочно: нормы Положения № 1001 применяются и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Как определяются дата или период причинения вреда?

Размер вреда, причиненного имуществу организации (далее – вред), определяется на дату причинения вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, рассчитанных в соответствии с законодательством).

Даты порчи, восстановления имущества, их стоимостную оценку следует определять исходя из дат оформления первичных учетных документов, сводных учетных регистров, отражающих соответствующие хозяйственные операции, в рамках законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении.

Аналогичные подходы закладывались и при подготовке Положения № 1001.

В случае, когда невозможно установить дату (период) причинения вреда, размер вреда можно определять на последний день периода, в котором имели место противоправные действия. Этим днем может быть как день прекращения совершения лицом противоправных действий, так и день наступления событий, препятствующих дальнейшему их совершению (например, день составления акта проверки). |*|

* Информация о том, что следует учитывать организациям в случаях выявления недостач при инвентаризации

Организация по результатам проверки получила предписание об устранении выявленных нарушений, по которому она должна взыскать вред с работника, причинившего его.

Каков порядок взыскания вреда в данном случае?

Положение № 1001 не устанавливает порядок возмещения вреда или его «осовременивания».

Удержания из заработной платы ущерба, причиненного нанимателю по вине работника, регулируются следующими законодательными актами:

– Трудовым кодексом Республики Беларусь;

– Гражданским кодексом Республики Беларусь;

Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5);

Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»;

постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее – постановление Пленума о материальной ответственности) и т.д.

Вместе с тем предписание об устранении выявленных нарушений может содержать указание организации на то, что определенный в соответствии с Положением № 1001 вред должен быть взыскан данной организацией в порядке, установленном законодательством.

Справочно: Положение № 1001 устанавливает порядок определения размера вреда (в т.ч. реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, если иной порядок не установлен законодательными актами (часть первая п. 1 Положения № 1001) (аналогичная норма содержится в п. 19 Указа № 510).

Например, законодательными актами, устанавливающими иной порядок (не связанный с квалификацией каких-либо противоправных действий как вред), являются Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Беларусь. Они предусматривают как меры принудительного взыскания сумм налогов и средств бюджетов, так и иные аспекты данных отношений. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях определена соответствующая административная ответственность за нарушения в данных сферах.

То есть порядок взыскания вреда не является предметом правового регулирования Положения № 1001. На это также указывает содержащаяся в п. 5 Положения № 1001 отсылочная норма о том, что определенный в соответствии с настоящим Положением вред взыскивается в порядке, установленном законодательством.

Термины «вред», «ущерб», «определение (расчет) вреда (ущерба)» содержатся во многих документах.

Вправе ли Минфин разъяснять вопросы определения вреда, ущерба, содержащиеся в таких документах?

Не вправе.

Минфин вправе разъяснять вопросы применения лишь Положения № 1001 (п. 3 постановления № 1001). Иными полномочиями в части разъяснений вопросов определения размера вреда (ущерба) |*|, выходящих за пределы Положения № 1001, Минфин не наделен.

* Отдельные изменения в сфере привлечения к ответственности за административные правонарушения (в т.ч. в случае причинения вреда) 

Что следует понимать под денежной оценкой для целей Положения № 1001?

Под денежной оценкой имущества следует понимать для организаций:

ведущих бухгалтерский учет, – стоимостную оценку активов в бухгалтерском учете исходя из вида учетной оценки, применяемого организацией;

освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, – стоимостную оценку имущества на основании информации, полученной из других источников (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из регулируемых цен, сведений, полученных от продавцов идентичных товаров или из их информационных материалов, справочников, каталогов и др.).

Окончание см.: «ГБ», 2018, № 10, с. 16–20.

Статьи на тему

Ошибки при проведении рекламных игр

№24, июнь 2018

Торговый реестр: что изменилось в представлении сведений?

№24, июнь 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.04.2018 № 12 «О внесении изменения в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 4 мая 2015 г. № 21»

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.