Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Некоторые аспекты определения вреда (ущерба) контролирующими органами и юридическими лицами

Предлагаем вниманию читателей ответы на вопросы, касающиеся порядка определения вреда (ущерба) организациями. На них ответил гость журнала «Главный Бухгалтер» Кременецкий Максим Григорьевич, заместитель начальника Главного контрольно-ревизионного управления – начальник управления проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов Минфина Республики Беларусь |*|.

Начало см.: «ГБ», 2018, № 8, с. 10–12.

* Первая часть «Прямой линии» на тему «Некоторые аспекты определения вреда (ущерба) контролирующими органами и юридическими лицами» 

Вправе ли организация для определения вреда, нанесенного действиями своего работника, воспользоваться нормами Положения № 1001*?
__________________________
* Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001).

Не вправе.

Положение № 1001 применяется исключительно проверяющими при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в соответствии с Положением № 510** (часть вторая п. 1 Положения № 1001).
__________________________
** Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).

Исключение составляют вопросы использования норм Положения № 1001 при подготовке возражений по актам проверок либо жалоб на действия (бездействие) проверяющих, решения, требования, предписания.

На складе установлена недостача. За складом закреплено материально ответственное лицо.

Должна ли организация в данном случае доказывать факт причинения работником вреда?

Наниматель обязан доказать факт причинения работником вреда, а также наличие других условий материальной ответственности (часть четвертая ст. 400 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)).

При наличии доказательств наниматель вправе взыскать ущерб, нанесенный действиями работника.

Поскольку такие случаи не редкость, организациям следует:

– определить порядок проведения служебных расследований, особенности определения размера ущерба, причиненного работником нанимателю, порядок его возмещения, формы документов, отражающих результаты этих расследований, и иные вопросы;

– утвердить этот порядок локальным нормативным правовым актом (далее – ЛНПА) (коллективным договором, соглашением, правилами внутреннего трудового распорядка и иными актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя) (абз. 3 части первой ст. 1 ТК);

– предусмотреть в учетной политике организации порядок отражения в учете недостач, потерь, порчи, возмещения ущерба, перечень первичных учетных документов, используемых для данных целей (абз. 22 ст. 1 и ст. 9 Закона № 57-З*).
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

Справочно: при подготовке соответствующих ЛНПА рекомендуем организациям использовать такие акты законодательства, как:

– ТК и Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее – постановление № 2);

ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»: государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции;

– п. 3 примечания к гл. 24 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Значительным размером (ущербом в значительном размере) в статьях указанной главы признается размер (ущерб) на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины (далее – БВ), установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) – в 250 и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в 1 000 и более раз превышающую размер такой БВ;

– Закон № 57-З;

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50);

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180);

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26);

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), и др. |*|.

* Информация о том, что следует учитывать организациям в случаях выявления недостач при инвентаризации

Каковы условия привлечения работника к материальной ответственности?

Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

Необходимо отметить, что от формы вины работника нередко зависит размер материальной ответственности. В п. 15 постановления № 2 разъяснено, что при рассмотрении дел о материальной ответственности за порчу или уничтожение материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса, законодательство предусматривает 2 вида материальной ответственности в зависимости от формы вины – неосторожной или умышленной. Если ущерб причинен в результате умысла, работник несет полную материальную ответственность (п. 5 ст. 404 ТК). За ущерб, причиненный по небрежности, предусмотрена ограниченная материальная ответственность в размере не свыше среднего месячного заработка (п. 1 ст. 403 ТК). Полная материальная ответственность наступает также в случае недостачи ценностей, перечисленных в абз. 1 п. 15 постановления № 2, независимо от формы вины работника (п. 5 ст. 404 ТК).

Справочно: при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб. Упущенная выгода не учитывается.

Каков порядок возмещения ущерба работником, причинившим его?

Законодательство предусматривает добровольный и принудительный порядок возмещения ущерба.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично (ст. 401 ТК).

Принудительно ущерб может быть возмещен:

– путем удержания по распоряжению нанимателя из заработной платы работника;

– в судебном порядке;

– в бесспорном порядке – на основании исполнительных надписей.

Как видим, принудительный порядок возмещения ущерба можно разделить на судебный и внесудебный (см. табл. 1):

Справочно: в судебном порядке рассматриваются споры работников к нанимателям, не согласных с удержанием, произведенным нанимателем в возмещение ущерба, или с его размером после соблюдения порядка внесудебного рассмотрения, или если комиссия по трудовым спорам не создана или не рассмотрела их заявления в установленный 10-дневный срок, в т.ч. работников, не являющихся членами профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам (п. 6 постановления № 2).

Можно ли привести пример типовых бухгалтерских проводок, которыми отражается недостача имущества?

Да. При этом необходимо учитывать особенности ведения бухгалтерского учета у каждого конкретного субъекта хозяйствования. Но в целом ниже приведен обобщенный типовой перечень проводок, которые, по моему мнению, могли бы использоваться на практике в учетной работе по недостачам (утрате) имущества (товаров) (см. табл. 2):

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.