Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Постановление Минфина Республики Беларусь 11.12.2017 № 47 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности»

Вступило в силу с 1 января 2018 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 декабря 2017 г. № 47

О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам
аудиторской деятельности

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
22.12.2017, рег. № 8/32647

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 8/32647)

На основании абзаца третьего части шестой статьи 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «Об аудиторской деятельности» Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Министерства финансов Республики Беларусь:

1.1. в пункте 41 национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 18 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2017, 8/32241), слова «в пункте 40» заменить словами «в пункте 39»;

1.2. в национальных правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114 «Об утверждении нормативных правовых актов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 114, 8/4360; 2011 г., № 86, 8/23930; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.04.2014, 8/28491; 06.06.2015, 8/29962):

часть первую пункта 5 изложить в следующей редакции:

«5. Мнение аудиторской организации выражается относительно того, отражает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности и изменение его финансового положения, в том числе движение денежных средств, за год, закончившийся на эту дату, в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.»;

в пункте 26 слова «17 сентября 2003 г. № 128 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2015, 8/29531)» заменить словами «28 июня 2017 г. № 18 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2017, 8/32241)»;

1.3. в пункте 20 национальных правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2001 г. № 24 «Об утверждении нормативного правового акта» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 32, 8/5214; 2008 г., № 303, 8/19867; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.04.2014, 8/28491; 06.06.2015, 8/29962), слова «17 сентября 2003 г. № 128 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2015, 8/29531)» заменить словами «28 июня 2017 г. № 18 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2017, 8/32241)»;

1.4. в национальных правилах аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 5 сентября 2002 г. № 124 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 107, 8/8554; 2007 г., № 188, 8/16886; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 8/28667; 06.06.2015, 8/29962):

пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Если в аудиторском заключении за предшествующий отчетный период было выражено модифицированное аудиторское мнение и вопрос, явившийся причиной модификации аудиторского мнения, был решен и информация об этом надлежащим образом раскрыта в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, то при выражении аудиторского мнения в аудиторском заключении за текущий отчетный период указывать на модифицированное аудиторское мнение за предшествующий отчетный период не требуется.

Если в аудиторском заключении за предшествующий отчетный период было выражено модифицированное аудиторское мнение и вопрос, явившийся причиной модификации аудиторского мнения, не был решен, аудиторская организация должна модифицировать аудиторское мнение в аудиторском заключении за текущий отчетный период, если данный вопрос оказывает влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность текущего отчетного периода. При этом в разделе аудиторского заключения, содержащем основания для выражения модифицированного аудиторского мнения, следует:

в случае, если нерешенный вопрос оказывает или может оказать существенное влияние на показатели текущего отчетного периода, при описании вопроса, послужившего причиной модификации аудиторского мнения, привести как показатели текущего отчетного периода, так и соответствующие показатели предшествующего отчетного периода;

в ином случае – пояснить, что аудиторское мнение было модифицировано по причине влияния или возможного влияния нерешенного вопроса на сопоставимость показателей текущего отчетного периода и соответствующих показателей предшествующего отчетного периода.»;

в пункте 17:

в абзаце первом слова «аудиторское мнение без оговорок» заменить словами «немодифицированное аудиторское мнение»;

в абзаце четвертом слова «поясняющий раздел, привлекающий внимание к аспекту,» заменить словами «раздел «Важные обстоятельства»;

пункт 18 дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

«Если аудиторская организация не смогла получить достаточных и надлежащих аудиторских доказательств относительно достоверности начальных данных, она должна выразить аудиторское мнение с оговоркой или отказаться от его выражения.

Если аудиторская организация в ходе проведения аудита испытывала затруднения в получении достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что начальные данные не содержат искажений, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности текущего отчетного периода, она может отразить эти обстоятельства как ключевые вопросы аудита в соответствующем разделе аудиторского заключения.»;

пункт 20 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«В случае представления сопоставимой бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько отчетных периодов в разделе «Аудиторское мнение» аудиторского заключения должен быть указан каждый отчетный период, за который представлена сопоставимая бухгалтерская (финансовая) отчетность и в отношении которого выражено аудиторское мнение.

Раздел «Важные обстоятельства» в случае необходимости может быть включен в аудиторское заключение в отношении одного или нескольких отчетных периодов, за которые представлена сопоставимая бухгалтерская (финансовая) отчетность.»;

в пункте 21:

в абзаце первом части второй слова «в разделе «Прочие вопросы» аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий отчетный период необходимо» заменить словами «аудиторская организация должна выразить аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий отчетный период и в разделе «Прочие вопросы» аудиторского заключения»;

в части третьей слова «аудиторское мнение без оговорок» заменить словами «немодифицированное аудиторское мнение»;

в пункте 22:

слова «за текущий отчетный период» исключить;

дополнить пункт частями второй и третьей следующего содержания:

«Если аудиторская организация не смогла получить достаточных и надлежащих аудиторских доказательств относительно достоверности начальных данных, она должна выразить аудиторское мнение с оговоркой или отказаться от его выражения.

Если аудиторская организация в ходе проведения аудита испытывала затруднения в получении достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что начальные данные не содержат искажений, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности текущего отчетного периода, она может отразить эти обстоятельства как ключевые вопросы аудита в соответствующем разделе аудиторского заключения.»;

1.5. в национальных правилах аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 сентября 2002 г. № 133 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 112, 8/8607; 2007 г., № 250, 8/17207; 2009 г., № 157, 8/21078; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 8/28667; 06.06.2015, 8/29962):

пункт 13 исключить;

в пункте 19 слова «О включении пояснительного раздела, привлекающего внимание к аспекту, в аудиторское заключение» заменить словами «об отражении данного противоречия в аудиторском заключении»;

пункт 20 исключить;

дополнить национальные правила главой 4 следующего содержания:

«ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ

24. В случае рассмотрения аудиторской организацией прочей информации в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности может включаться раздел «Прочая информация».

25. Раздел «Прочая информация» должен содержать:

заявление о том, что руководство аудируемого лица несет ответственность за прочую информацию;

описание того, что включает в себя прочая информация;

заявление о том, что аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица не распространяется на прочую информацию;

описание обязанностей аудиторской организации по рассмотрению прочей информации с целью выявления существенных противоречий с проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетностью;

заявление о том, что если в результате рассмотрения прочей информации аудиторская организация приходит к выводу, что прочая информация содержит существенные искажения, она обязана сообщить об этом факте;

описание существенного искажения прочей информации в случае, если аудиторская организация пришла к выводу о наличии такого искажения. Если, по мнению аудиторской организации, существенные искажения прочей информации отсутствуют, аудиторская организация должна указать на то, что она не выявила никаких фактов, которые необходимо отразить в аудиторском заключении.

26. Аудиторское мнение с оговоркой или отрицательное аудиторское мнение, выраженное аудиторской организацией в аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности, может не оказывать влияния на раскрытие информации в разделе «Прочая информация» в соответствии с абзацем седьмым пункта 25 настоящих Правил, если вопрос, который привел к выражению модифицированного аудиторского мнения, не включен в прочую информацию и не оказывает влияния на какую-либо часть прочей информации.

27. Если аудиторская организация выражает аудиторское мнение с оговоркой вследствие существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и при этом прочая информация также содержит искажения по вопросу, аналогичному или относящемуся к вопросу, который привел к выражению аудиторского мнения с оговоркой, аудиторской организации следует отразить данный факт в разделе «Прочая информация».

28. Если в результате ограничения объема аудита аудиторская организация выражает аудиторское мнение с оговоркой вследствие невозможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в отношении существенного элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности, то в таких обстоятельствах аудиторская организация также может не иметь возможности сделать вывод о том, приводят ли числовые показатели или другие элементы прочей информации, относящиеся к вопросу, который привел к выражению аудиторского мнения с оговоркой, к существенному искажению прочей информации. В таком случае аудиторская организация в разделе «Прочая информация» аудиторского заключения должна указать на невозможность рассмотрения вопроса в составе прочей информации, в отношении которого аудиторское мнение содержит оговорку, описанную в разделе «Основание для выражения аудиторского мнения с оговоркой». При этом аудиторская организация должна описать все прочие существенные искажения, содержащиеся в прочей информации, которые ею были выявлены.

29. Выражение отрицательного аудиторского мнения в отношении определенного вопроса или вопросов, описанных в разделе «Основание для выражения отрицательного аудиторского мнения», не является основанием для невключения в аудиторское заключение сведений о существенных искажениях в прочей информации, которые были выявлены аудиторской организацией. При этом аудиторской организации следует в разделе «Прочая информация» указать, что числовые показатели или элементы прочей информации существенно искажены в отношении вопроса, аналогичного или относящегося к вопросу, который привел к выражению отрицательного аудиторского мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

30. Если аудиторская организация отказывается от выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторское заключение не должно содержать раздел «Прочая информация».»;

1.6. главу 4 национальных правил аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 45 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности и внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 44, 8/9369; 2007 г., № 250, 8/17207; 2009 г., № 157, 8/21078; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 8/28667; 06.06.2015, 8/29962), изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОСОБНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНО

21. Аудиторская организация должна оценить, получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении уместности применения руководством аудируемого лица принципа непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, и сделать вывод относительно уместности применения этого принципа.

На основе полученных аудиторских доказательств аудиторская организация должна сделать вывод о том, имеется ли в соответствии с ее профессиональным суждением существенная неопределенность, связанная с условиями или событиями, которые по отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

22. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена с применением принципа непрерывности деятельности, однако согласно профессиональному суждению аудиторской организации применение этого принципа в данной ситуации неуместно, аудиторская организация в заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности должна выразить отрицательное аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

23. Если применение принципа непрерывности деятельности уместно, но при этом имеет место существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности аудируемого лица, аудиторская организация рассматривает следующие вопросы:

адекватно ли раскрыты в примечаниях к бухгалтерской (финансовой) отчетности условия или события, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, а также планы руководства в связи с этими условиями или событиями;

ясно ли указывается в примечаниях к бухгалтерской (финансовой) отчетности тот факт, что имеется существенная неопределенность, связанная с условиями или событиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, и в этой связи аудируемое лицо может оказаться не в состоянии реализовать свои активы и исполнить свои обязательства в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация о существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности аудируемого лица раскрыта адекватно, аудиторской организации следует в аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности:

выразить немодифицированное аудиторское мнение;

включить раздел «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности» с тем, чтобы:

привлечь внимание заинтересованных пользователей аудиторского заключения к примечаниям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которых раскрывается информация об условиях или событиях, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

констатировать, что данные условия или события указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

указать на то, что аудиторская организация не выражает модифицированного мнения по данному вопросу.

Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация о существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности аудируемого лица не раскрыта адекватно, аудиторской организации следует в аудиторском заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности:

выразить в зависимости от обстоятельств аудиторское мнение с оговоркой или отрицательное аудиторское мнение;

в разделе, описывающем основания для выражения аудиторского мнения, указать на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, а также на тот факт, что информация по данному вопросу не раскрыта адекватно в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

24. Если в ситуациях, когда имеется множество факторов неопределенности, аудиторская организация приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторская организация должна отказаться от выражения аудиторского мнения.

25. Если применение принципа непрерывности деятельности уместно, но при этом были выявлены условия или события, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, и на основе полученных аудиторских доказательств аудиторская организация приходит к выводу об отсутствии существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности аудируемого лица, она должна оценить с учетом требований применимой основы составления и представления отчетности, адекватно ли раскрыта в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица информация об этих условиях или событиях.

В зависимости от фактов и обстоятельств аудиторская организация может установить, что для обеспечения достоверного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется дополнительное раскрытие информации в отношении основных условий или событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, в частности:

оценки руководством аудируемого лица значимости этих условий или событий с точки зрения способности аудируемого лица выполнить свои обязательства;

планов руководства аудируемого лица по смягчению воздействия этих условий или событий;

значимых суждений руководства аудируемого лица при оценке способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

26. Если руководство аудируемого лица отказывается от проведения оценки способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно или от расширения объема такой оценки, аудиторская организация может принять решение о выражении в аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторского мнения с оговоркой или отказаться от выражения мнения в связи с невозможностью получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в отношении применения принципа непрерывности деятельности, в частности, в отношении наличия соответствующих планов руководства аудируемого лица по смягчению воздействия условий или событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, или существования других смягчающих обстоятельств.

27. Отсутствие в аудиторском заключении ссылок на существенную неопределенность в отношении способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно не может рассматриваться как гарантия того, что аудируемое лицо способно продолжать свою деятельность непрерывно.»;

1.7. пункт 26 национальных правил аудиторской деятельности «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24 июня 2003 г. № 100 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 77, 8/9719), изложить в следующей редакции:

«26. Аудиторские процедуры, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил, должны проводиться до даты подписания нового аудиторского заключения.

Аудиторская организация должна включить в новое аудиторское заключение раздел «Прочие вопросы», в котором следует отразить причины пересмотра ранее выданного аудиторского заключения.»;

1.8. в пункте 63 национальных правил аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. № 203 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 41, 8/20301; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.04.2014, 8/28491; 06.06.2015, 8/29962), слова «17 сентября 2003 г. № 128 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2015, 8/29531)» заменить словами «28 июня 2017 г. № 18 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2017, 8/32241)».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Министр                                                                                               В.В. Амарин

Статьи на тему

Рейтинг аудиторских организаций-2017!!!

№12, март 2018

Обязателен ли аудит деятельности иностранной компании в Республике Беларусь?

№10, март 2018

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2017 в журнале «Главный Бухгалтер»!!!

№9 , март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.