Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Перестройка контрольной деятельности (Комментарий к Указу № 376 от 16 октября 2017 г.)

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»* разработан по поручению Главы государства. Проект Указа прошел общественное обсуждение и был одобрен деловым сообществом. В нем реализованы предложения бизнес-союзов и нормы Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
__________________________
* Большинство положений Указа, в т.ч. многочисленные поправки в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вступят в силу с 1 января 2018 г.

Главный итог проделанной работы – снижение воздействия на субъекты предпринимательской деятельности со сторон контролирующих органов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 16 октября подписал Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Документ издан в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.
Предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.

В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований. Например, выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа.

Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.

Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.

Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).

Устанавливается административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок (невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и другое). За совершение подобных деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин*.

При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике**. При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет будет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения Правительства и Главы государства.

Реформируется система ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. По сути, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, инструментами реализации полномочий собственника для обеспечения эффективности работы подчиненных организаций.

Будет также оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате которой полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.

Реализация соответствующих положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.

Пресс-служба Президента Республики Беларусь
__________________________

* Нормы, касающиеся административной ответственности контролеров, вступили в силу с 19 октября 2017 г. – Прим. ред.

** Норма вступит в силу с 1 декабря 2017 г. – Прим. ред.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Статьи на тему

Претендентов на получение квалификационного аттестата налогового консультанта готовят к экзаменам

№12, март 2018

Когда поставка есть, а договора нет

№12, март 2018

Внеплановая проверка Минфина Республики Беларусь

№11, март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.