При определенных условиях иностранцы могут работать на территории Республики Беларусь

(Комментарий к постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30)

Александра Максимова, юрист

Рынок труда Беларуси не закрыт для иностранцев. Но в первую очередь законодательство о труде должно гарантировать работу своим гражданам. Как соблюсти такой баланс? Какие условия нужно выполнить, чтобы привлечь на работу иностранцев? Разъяснения дает автор материала.

Порядок и условия выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь изложены в одноименной Инструкции (далее – Инструкция). Она утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30, вступившим в силу с 17 августа 2016 г.

Инструкция определяет порядок и условия выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в т.ч. временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь (далее – иностранцы |*|), для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь.

* Информация о правилах приема белорусскими организациями на работу иностранных рабочих и специалистов доступна для подписчиков 

Документы, необходимые для привлечения иностранцев к труду в Республике Беларусь

Законом Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» установлено, что наниматель вправе использовать труд иностранцев только при наличии:

– разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

– специального разрешения на право занятия иностранцем трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Инструкцией определено, что:

заключение о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории (далее – заключение о возможности привлечения иностранцев) выдается комитетом по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) по запросу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь (далее – запрос Департамента по гражданству и миграции);

заключение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь (далее – заключение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности) выдает орган по труду, занятости и социальной защите по запросу подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областного исполнительного комитета для выдачи специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Почему заключения могут быть отрицательными

В Инструкции определены случаи, при которых орган по труду, занятости и социальной защите выдает отрицательные заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь (пп. 6 и 10 Инструкции). Это сделано для защиты рынка труда Республики Беларусь.

Отрицательные заключения выдаются, в частности, в случаях:

– предоставления нанимателем сведений, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь, в т.ч. недостоверных сведений о наименовании и кодах профессий рабочих (должностях служащих), по которым привлекаются иностранцы;

– наличия фактов нарушения нанимателем законодательства о занятости населения, о труде, об охране труда, а также информации об имеющейся у нанимателя задолженности по выплате заработной платы;

– непредоставления нанимателем сведений о вакансии, на которую претендует иностранец, а также нарушения срока нахождения вакансии в банке вакансий Республики Беларусь (не менее 15 рабочих дней, а для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора (инвесторов), и (или) нанимателя, привлекающего иностранца, являющегося высококвалифицированным работником, – не менее 7 рабочих дней, предшествовавших получению запроса подразделения по гражданству и миграции).

Указанные минимальные сроки нахождения вакансии в банке вакансий устанавливаются для единообразного подхода к трудоустройству иностранцев в рамках Единого экономического пространства. Такой подход позволит проводить работу по содействию в трудоустройстве безработных (обратившихся за содействием в трудоустройстве) граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Беларуси, имеющих необходимую квалификацию (далее – граждане Беларуси) на заявленные нанимателем вакансии.

Нанимателям необходимо соблюдать законодательство о занятости населения

Наниматели обязаны соблюдать законодательство о занятости населения и содействовать гражданам Беларуси в поиске подходящей работы. В этих целях при получении разрешения для привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности наниматели обязаны информировать органы по труду, занятости и социальной защите в течение 6 календарных месяцев до дня поступления запроса Департамента по гражданству и миграции о наличии потребности в кадрах.

Таким образом, наниматель должен осуществлять поиск работников, в первую очередь, на территории Республики Беларусь среди ее граждан, а при отсутствии претендентов из числа таковых на заявленную вакансию приглашать иностранцев.

С 17 августа 2016 г. вступило в силу также постановление МВД Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173. Оно утвердило Инструкцию о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 33 сентябрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Как сделать так, чтобы НДС в декларации совпадал с НДС в электронном счете-фактуре?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Механизм проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь в 2016 году[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Бухгалтерский учет

14

Постановление Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23»

14

Комментарий[Срочно и важно]

24

Государственное регулирование

28

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 09.08.2016 № 432 «О внесении дополнений и изменений в Правила осуществления лизинговой деятельности»

28

Комментарий

31

Указ Президента Республики Беларусь от 17.08.2016 № 311 «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь»

33

Комментарий

35

Комментарии

37

При определенных условиях иностранцы могут работать на территории Республики Беларусь

37

С 22 июля 2016 года действуют новые правила биржевой торговли иностранными валютами

39

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

44

Письмо МНС Республики Беларусь от 10.08.2016 № 4-25/01592 «О налогообложении доходов иностранных организаций при сертификации»

44

Письмо МНС Республики Беларусь от 18.05.2016 № 2-2-10/01017 «О переносе убытков»

47

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

52

Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками

52

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

59

ВОПРОС-ОТВЕТ

60

Размещение объявлений о вакансиях и НДС

60

Возврат арендатору гарантийной суммы и НДС

61

Восстановление НДС

61

Ввоз оборудования из Польши и отсрочка на вычет уплаченных сумм НДС в течение 90 дней

62

Зачет встречных однородных требований с резидентом России и уплата акцизов

63

Отзыв работника из отпуска

65

Представление кассового чека с суммой покупки в неденоминированных денежных знаках

66

Представление потребительскими кооперативами годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган

67

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

68

Как субподрядчику не нарушить сроки завершения внешнеторговых операций

68

Варианты оплаты труда при суммированном учете рабочего времени

71

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

77

Вычет НДС: как не допустить ошибок

77

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

81

Как исчислить налог при УСН по возмещаемым арендатором расходам при заключении трехстороннего договора с товариществом собственников

81

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Делаем ремонт в офисе: что отнесем к капитальному ремонту, а что – к модернизации?

84

Работаем с нерезидентами: какое законодательство применить при определении объекта налогообложения?

88

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

95

Курсы валют с 20 августа по 3 сентября 2016 года

95

Курсы валют с 6 по 9 сентября 2016 года

96