Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Существуют ли в настоящее время обязательные формы первичных учетных документов?

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, предусмотренный Советом Министров, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Такая норма содержится в п. 3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 (далее – постановление № 360) утвержден перечень обязательных для применения всеми субъектами хозяйствования первичных учетных документов (товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер и т.д.). Вместе с тем в преамбуле постановления № 360 указано, что оно принято в соответствии с подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 (далее – Указ № 114). Однако этот Указ утратил силу с 25 июля 2014 г.

Таким образом, постановление № 360 принято в развитие положений недействующего сегодня Указа № 114, а не Закона № 57-З. В связи с этим у бухгалтеров возникает вопрос:

Существуют ли в настоящее время обязательные формы первичных учетных документов?

Специалист облуправления Минфина:

– Постановлением № 360 утвержден перечень обязательных к применению первичных учетных документов. Их всего 9. Да, Указ № 114, на основании которого некогда принимался этот нормативный документ, в настоящее время не действует. Корректно в постановление № 360 необходимо внести редакционные правки: вместо ссылки на Указ № 114 следует указать Закон № 57-З. Но эти правки будут исключительно редакционными и не изменят смысла самого документа. Так что ответ очевиден: постановление № 360 никто не отменял, и указанные в нем документы являются для всех, как и ранее, обязательными.

Специалист инспекции МНС:

– При проверках правильности исчисления налогов мы исходим из требования об обязательном документальном подтверждении совершенных организациями операций. В то же время речь идет не о каких-либо документах, а об установленных законодательством, да к тому же оформленных в надлежащем порядке. Для нас это серьезный аспект налогового контроля, а для проверяемых субъектов хозяйствования – риск быть наказанными, если выявятся какие-либо недостатки. Мы исходим из того, что постановление № 360 является действующим и документы, указанные в нем, – обязательными.

Ядвига Николаевна, бухгалтер:

– Сегодня странное время для бухгалтера. С одной стороны, многих аспектов работы коснулась либерализация, в обиход пришло понятие «профессиональное суждение». С другой стороны, важно не ошибиться в том, что же осталось обязательным. И если присмотреться, то обязательным осталось почти все. Во всяком случае, мы это видим, когда приходится сталкиваться с проверками и контролем.

Статьи на тему

Как проверить остаток денежных средств в операционной кассе при отсутствии книги кассира?

№24, июнь 2018

Как бухгалтеру выдержать четыре алгоритма расчета среднего заработка?

№23, июнь 2018

Правомерно ли считать недополученную выручку из-за ошибок в ценообразовании упущенной выгодой и платить с нее налоги?

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.