Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Учетная политика-2011 в части ценообразования

Сергей Шкирман, экономист
Обязательно ли составлять учетную политику в части ценообразования?

Составление учетной политики в части ценообразования необязательно, несмотря на ее упоминание в п. 5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183). Однако, когда законодательство предусматривает несколько вариантов распределения и (или) включения в цену каких-либо затрат, закрепление применяемого в организации варианта в учетной политике обеспечивает единообразие учетных операций на протяжении финансового года. Вопросы, касающиеся ценообразования, можно закрепить в учетной политике в части бухгалтерского учета.

Какие вопросы отразить в учетной политике в части ценообразования?

1. В учетной политике рекомендуем указать утвержденные нормы (нормативы) по расходу сырья (материалов), затратам времени, использованию оборудования и т.д. Если эти нормы (нормативы) перечислены в технической документации, разработанной для выпускаемой продукции (выполняемыхработ, оказываемых услуг), в учетной политике достаточно указать наименование и реквизиты соответствующего документа (п. 5 Инструкции № 183).
2. В учетной политике целесообразно указать наименование и реквизиты отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), если организация при включении затрат в калькуляции (цену) использует отраслевые рекомендации.
3. В учетной политике рекомендуем отразить применяемый организацией способ включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на сырье и материалы, другие используемые в производстве материальные ресурсы. При выборе этого способа следует исходить из методов оценки запасов, предусмотренных действующим законодательством и (или) отраслевыми рекомендациями (по ценам первого приобретения (ФИФО), по ценам последнего приобретения (ЛИФО), по средневзвешенным ценам, по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости), а также учитывать специфику осуществляемой организацией экономической деятельности.
4. Рекомендуем закрепить в учетной политике используемые организацией методы распределения косвенных (общепроизводственных, общехозяйственных) расходов.

Из возможных методов следует выбирать те (тот), которые позволяют организации распределять косвенные расходы, списываемые в себестоимость различных видов продукции, наиболее рационально.
Например, распределение косвенных расходов между различными видами деятельности целесообразно выполнять пропорционально такому стоимостному показателю, как выручка, который считают универсальным в большинстве случаев.

Распределение косвенных расходов между видами (однотипными группами) выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в рамках одного вида деятельности рекомендуем осуществлять пропорционально одному из следующих показателей:

– стоимости основных сырья и материалов, используемых при изготовлении продукции (работ, услуг);

– расходам на оплату труда основных производственных рабочих, занятых изготовлением (выполнением, оказанием) определенного вида продукции (работ, услуг);

– общей сумме прямых затрат, связанных с производством каждого вида продукции;

– объему выпуска (стоимости) каждого вида продукции (работ, услуг);

– трудозатратам (в человеко-днях или человеко-часах);

– маржинальному доходу, приходящемуся на единицу каждого вида выпускаемой продукции.

5. Организациям-монополистам, организациям, производящим социально значимые товары (услуги), цены (тарифы) на которые регулируют органы государственного управления, или товары (услуги), в отношении которых законодательством предусмотрены предельные уровни рентабельности, в качестве самоконтроля в учетной политике рекомендуем указать наименования и реквизиты нормативных правовых актов, устанавливающих предельные уровни рентабельности, и (или) размер этого ограничения.

6. Если это важно, указать в учетной политике франкировку, применяемую организацией при формировании отпускных цен на выпускаемую продукцию, т.е. с учетом (франко-назначение) либо без учета (франко-отправление) расходов по доставке продукции до пункта, обусловленного договором, организация формирует отпускную цену.

В учетной политике можно предусмотреть указание в прейскуранте 2 цен – на условиях франко-отправления и франко-назначения.

7. В учетной политике целесообразно отметить, практикует ли организация применение единых отпускных (розничных) цен с предоставлением в пользу организаций оптовой торговли оптовых скидок (в соответствии с п. 19 Инструкции № 183), а в пользу организаций розничной торговли – торговых скидок (в соответствии с п. 27 Инструкции № 183), и если практикует, то в отношении каких видов (групп) продукции. Можно указать реквизиты приказа (распоряжения) руководителя организации, которым был утвержден порядок предоставления таких скидок.

Обращаем внимание, что со вступлением в силу с 1 февраля 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 30.12.2010 № 196, которым внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 183, в разрабатываемых организациями положениях о применении скидок (оптовых или в зависимости от условий договора поставки) уже не обязательно приводить фиксированные размеры скидок и конкретные условия их предоставления (например, в зависимости от объема разово приобретаемых партий или общего количества продукции, величины предоплаты, отнесения покупателя к разряду постоянных и др.).

В отношении организаций розничной торговли закрепление в положении о скидках конкретных условий их предоставления (например, в зависимости от количества и общей стоимости приобретаемых товаров, времени их приобретения и т.д.) и фиксированных размеров скидок также отменено. При этом снижение розничных цен разрешено осуществлять не только за счет уменьшения торговой надбавки.

8. Рекомендуем закрепить в учетной политике применяемый в организации порядок округления сформированных отпускных цен (тарифов) на выпускаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги).

9. В учетной политике может быть отражена периодичность пересмотра цен на определенные виды (группы) продукции, работ, услуг или зависимость пересмотра цен от изменения определенных факторов (цен на сырье и энергоносители, таможенного и налогового законодательства, курсов иностранных валют и т.д.).

10. Организация при необходимости может перечислить в учетной политике наименования (и кодировку) учетных форм (в т.ч. отраслевых), применяемых при формировании отпускных цен (тарифов). К учетной политике можно приложить образцы используемых форм, разработанные внутри организации и утвержденные локальным нормативным правовым актом.

О согласованности аспектов в части ценообразования с аспектами, закрепленными в целях бухгалтерского и налогового учета

В заключение обращаем внимание на очень важный принцип, который субъекты предпринимательской деятельности должны соблюдать при составлении учетной политики в части ценообразования: необходимо отслеживать, чтобы закрепленные в учетной политике в части ценообразования способы (методы) учета и распределения затрат соответствовали (были аналогичны или как минимум не противоречили) способам (методам), применяемым на практике в целях бухгалтерского и налогового учета и предусмотренным в учетной политике, составленной в части бухгалтерского и налогового учета.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.