Учетная политика-2011 в части ценообразования

Сергей Шкирман, экономист
Обязательно ли составлять учетную политику в части ценообразования?

Составление учетной политики в части ценообразования необязательно, несмотря на ее упоминание в п. 5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183). Однако, когда законодательство предусматривает несколько вариантов распределения и (или) включения в цену каких-либо затрат, закрепление применяемого в организации варианта в учетной политике обеспечивает единообразие учетных операций на протяжении финансового года. Вопросы, касающиеся ценообразования, можно закрепить в учетной политике в части бухгалтерского учета.

Какие вопросы отразить в учетной политике в части ценообразования?

1. В учетной политике рекомендуем указать утвержденные нормы (нормативы) по расходу сырья (материалов), затратам времени, использованию оборудования и т.д. Если эти нормы (нормативы) перечислены в технической документации, разработанной для выпускаемой продукции (выполняемыхработ, оказываемых услуг), в учетной политике достаточно указать наименование и реквизиты соответствующего документа (п. 5 Инструкции № 183).
2. В учетной политике целесообразно указать наименование и реквизиты отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), если организация при включении затрат в калькуляции (цену) использует отраслевые рекомендации.
3. В учетной политике рекомендуем отразить применяемый организацией способ включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на сырье и материалы, другие используемые в производстве материальные ресурсы. При выборе этого способа следует исходить из методов оценки запасов, предусмотренных действующим законодательством и (или) отраслевыми рекомендациями (по ценам первого приобретения (ФИФО), по ценам последнего приобретения (ЛИФО), по средневзвешенным ценам, по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости), а также учитывать специфику осуществляемой организацией экономической деятельности.
4. Рекомендуем закрепить в учетной политике используемые организацией методы распределения косвенных (общепроизводственных, общехозяйственных) расходов.

Из возможных методов следует выбирать те (тот), которые позволяют организации распределять косвенные расходы, списываемые в себестоимость различных видов продукции, наиболее рационально.
Например, распределение косвенных расходов между различными видами деятельности целесообразно выполнять пропорционально такому стоимостному показателю, как выручка, который считают универсальным в большинстве случаев.

Распределение косвенных расходов между видами (однотипными группами) выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в рамках одного вида деятельности рекомендуем осуществлять пропорционально одному из следующих показателей:

– стоимости основных сырья и материалов, используемых при изготовлении продукции (работ, услуг);

– расходам на оплату труда основных производственных рабочих, занятых изготовлением (выполнением, оказанием) определенного вида продукции (работ, услуг);

– общей сумме прямых затрат, связанных с производством каждого вида продукции;

– объему выпуска (стоимости) каждого вида продукции (работ, услуг);

– трудозатратам (в человеко-днях или человеко-часах);

– маржинальному доходу, приходящемуся на единицу каждого вида выпускаемой продукции.

5. Организациям-монополистам, организациям, производящим социально значимые товары (услуги), цены (тарифы) на которые регулируют органы государственного управления, или товары (услуги), в отношении которых законодательством предусмотрены предельные уровни рентабельности, в качестве самоконтроля в учетной политике рекомендуем указать наименования и реквизиты нормативных правовых актов, устанавливающих предельные уровни рентабельности, и (или) размер этого ограничения.

6. Если это важно, указать в учетной политике франкировку, применяемую организацией при формировании отпускных цен на выпускаемую продукцию, т.е. с учетом (франко-назначение) либо без учета (франко-отправление) расходов по доставке продукции до пункта, обусловленного договором, организация формирует отпускную цену.

В учетной политике можно предусмотреть указание в прейскуранте 2 цен – на условиях франко-отправления и франко-назначения.

7. В учетной политике целесообразно отметить, практикует ли организация применение единых отпускных (розничных) цен с предоставлением в пользу организаций оптовой торговли оптовых скидок (в соответствии с п. 19 Инструкции № 183), а в пользу организаций розничной торговли – торговых скидок (в соответствии с п. 27 Инструкции № 183), и если практикует, то в отношении каких видов (групп) продукции. Можно указать реквизиты приказа (распоряжения) руководителя организации, которым был утвержден порядок предоставления таких скидок.

Обращаем внимание, что со вступлением в силу с 1 февраля 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 30.12.2010 № 196, которым внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 183, в разрабатываемых организациями положениях о применении скидок (оптовых или в зависимости от условий договора поставки) уже не обязательно приводить фиксированные размеры скидок и конкретные условия их предоставления (например, в зависимости от объема разово приобретаемых партий или общего количества продукции, величины предоплаты, отнесения покупателя к разряду постоянных и др.).

В отношении организаций розничной торговли закрепление в положении о скидках конкретных условий их предоставления (например, в зависимости от количества и общей стоимости приобретаемых товаров, времени их приобретения и т.д.) и фиксированных размеров скидок также отменено. При этом снижение розничных цен разрешено осуществлять не только за счет уменьшения торговой надбавки.

8. Рекомендуем закрепить в учетной политике применяемый в организации порядок округления сформированных отпускных цен (тарифов) на выпускаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги).

9. В учетной политике может быть отражена периодичность пересмотра цен на определенные виды (группы) продукции, работ, услуг или зависимость пересмотра цен от изменения определенных факторов (цен на сырье и энергоносители, таможенного и налогового законодательства, курсов иностранных валют и т.д.).

10. Организация при необходимости может перечислить в учетной политике наименования (и кодировку) учетных форм (в т.ч. отраслевых), применяемых при формировании отпускных цен (тарифов). К учетной политике можно приложить образцы используемых форм, разработанные внутри организации и утвержденные локальным нормативным правовым актом.

О согласованности аспектов в части ценообразования с аспектами, закрепленными в целях бухгалтерского и налогового учета

В заключение обращаем внимание на очень важный принцип, который субъекты предпринимательской деятельности должны соблюдать при составлении учетной политики в части ценообразования: необходимо отслеживать, чтобы закрепленные в учетной политике в части ценообразования способы (методы) учета и распределения затрат соответствовали (были аналогичны или как минимум не противоречили) способам (методам), применяемым на практике в целях бухгалтерского и налогового учета и предусмотренным в учетной политике, составленной в части бухгалтерского и налогового учета.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 6 февраль 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

Тема номера: Учетная политика-2011

8

Какие изменения учесть, составляя учетную политику по бухгалтерскому учету на 2011 год

8

Учетная политика организации на 2011 год – не забудьте учесть все аспекты

15

Элементы учетной политики в части учета запасов следует формировать по-новому

23

Учетная политика-2011 в части ценообразования

26

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

28

Налоги

28

О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций

28

Комментарий (Для сельскохозяйственных организаций снижены размер обязательных страховых взносов и ставка единого сельхозналога)

30

Бухгалтерский учет

32

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

32

Комментарий (Учет запасов с 27 ян­варя 2011 г. по-новому)

46

Об утверждении Инструкции о порядке реализации остатков товаров и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 50/125

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Заполняем налоговую декларацию по НДС за январь 2011 года

50

Раздельный учет для применения льготы по НДС необязателен

54

При электронном декларировании подакцизных товаров плательщики должны заполнить декларацию по акцизам и приложение к ней

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

66

Бухгалтерский учет

66

Комментарий (Остатки товаров в случае прекращения действия лицензии разрешено реализовывать)

66

Тарифы и цены

68

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Рес­публики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183

68

Комментарий (Ограничение оптовой надбавки сохранилось только на социально значимые товары)

69

события. подробности

73

А вы передали документы по детским пособиям работников в органы соцзащиты?

73

Таможенное регулирование

74

Об установлении ставок вывозных таможен­ных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь

74

Труд и социальная защита

75

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демогра­фиче­ских групп населения

75

Комментарии

77

Новеллы законодательства о предоставлении стандартных налоговых вычетов и налоговых вычетов при реализации ценных бумаг

77

Новации в определении налоговой базы подоходного налога

78

Земельный налог: учтите требова­ния Указа Президента РБ от 21.01.2011 № 29

79

Лицензионные требования к работе организаций торговли в 2011 году

85

Известны организации, которые формируют инновационный фонд Мин­торга РБ в 2011 году

89

Возмещение расходов по найму жилого помещения при зарубежной командировке производите с учетом количества суток, а не ночей

92

Совершенствование оплаты тру­да работников аппарата государственных организаций

95

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

98

МНС РБ разъясняет

99

Освобождение от налога на недвижимость при сдаче в найм квартир без государственной регистрации договора найма невозможно

99

ВОПРОС — ОТВЕТ

100

Минстройархитектуры РБ разъясняет

106

Об индексах изменения стоимости в строи­тельстве

106

Об индексах изменения стоимости затрат на содержание застройщика, заказчика

107

к сведению читателей

107

страничка аудитора

108

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2010!!!

108

реклама аудиторских услуг

108

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

события. подробности

109

Продукция (товары), впервые ввозимая на территорию Таможенного союза, подлежит государственной регистрации

109

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 29 января по 4 февраля 2011 года

112