Управленческие расходы торговой организации: какие особенности необходимо учитывать

Юлия Гатальская, экономист

К затратам по управлению организацией относятся затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и их реализацией, а также с реализацией приобретенных товаров. Однако они необходимы для управления организацией и ее функционирования.

В чем особенности отражения управленческих расходов в организациях торговли? Об этом читайте в данной публикации.

Все текущие затраты по осуществлению торговой деятельности целесообразно учитывать на счете 44 «Расходы на реализацию» обособленно друг от друга (на разных аналитических счетах или субсчетах): как затраты, связанные с процессом реализации, и управленческие затраты. Необходимость такого разграничения обусловлена разным порядком их списания со счета 44. Кроме того, и в бухгалтерской отчетности их показывают отдельно. Прежде чем приступить к списанию затрат в торговой организации, следует определить, какие из них являются управленческими, а какие – издержками обращения.

В действующем законодательстве на этот счет прямых указаний нет. В нем предусмотрено, что управленческими являются затраты, связанные с управлением всей организацией, а издержки обращения направлены непосредственно на реализацию товаров. Это означает, что торговая организация, основываясь на указанных определениях и профессиональном суждении, самостоятельно с учетом специфики деятельности определяет, что относится к каждому виду затрат, и закрепляет данный порядок в учетной политике.

Определяем номенклатуру управленческих расходов

Статьи расходов, которые можно отнести к управленческим в торговой организации, представлены в табл. 1.

Особенности списания управленческих расходов

Расходы, связанные с управлением |*|, учитываемые торговой организацией на счете 44, в конце отчетного месяца подлежат списанию в дебет счета 90-5 «Управленческие расходы» в полной сумме (п. 10 Инструкции № 102*).
__________________________
* Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

* Дополнительная информация о формировании управленческих расходов 

Важно! Сумма расходов, списанных в дебет счета 90-5, находит свое отражение в отчете о прибылях и убытках по стр. 040 «Управленческие расходы» (абз. 3 п. 60 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111).

Пример 1. Списание управленческих расходов

В текущем месяце торговая организация понесла следующие расходы:

– арендная плата за офисное помещение, коммунальные и эксплутационные расходы, расходы на электроэнергию – 4 535,62 руб., в т.ч. НДС – 658,33 руб.;

– расходы на загранкомандировку директора в производственных целях (суточные, расходы на проезд, расходы на проживание) – 2 330,66 руб.;

– услуги специализированной организации по ведению бухучета торговой организации – 630 руб. (без НДС);

– зарплата аппарата управления – 15 902,22 руб.;

– обязательные отчисления на зарплату в ФСЗН и Белгосстрах – 5 479,91 руб.;

– амортизация объектов основных средств, используемых аппаратом управления, – 1 620 руб.;

– стоимость материалов, использованных в производственных целях аппарата управления (канцтовары, туалетная бумага, мыло, стоимость бутилированной воды, потребленной работниками общехозяйственного назначения), – 3 875 руб.

В таком случае будут сделаны следующие проводки (см. табл. 2):

Примечание. Сумма НДС, предъявленная арендодателем, является для организации налоговым вычетом (п. 1, подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК). Налоговые вычеты производятся после отражения НДС в бухгалтерском учете и книге покупок (если ее ведение осуществляется плательщиком). Основание для вычета – электронные счета-фактуры по НДС, полученные в установленном порядке от арендодателя, при условии их подписания плательщиком электронной цифровой подписью (абз. 2 п. 5-1, часть первая п. 6-1 ст. 107 НК).

Пример 2. Представительские расходы, произведенные в интересах организации

В текущем месяце торговая организация понесла расходы на прием представителей иностранной делегации из Казахстана (представительские расходы) для проведения переговоров по заключению договора на поставку товаров. В этих целях торговая организация оплатила в безналичном порядке:

– аренду посуды и обслуживающего деловой ужин персонала – 278,10 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 46,35 руб.;

– расходы по автоперевозке представителей делегации – 170 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 28,33 руб.

Работнику торговой организации, ответственному за сопровождение иностранной делегации, выданы наличные денежные средства из кассы организации в сумме 240 руб., из которых он рассчитался:

– за продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки (вино и соки) – 239,20 руб., в т.ч. НДС – 31,69 руб.;

– разовые салфетки для оформления стола на сумму 27,30 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 4,55 руб.

Так как полученных от организации денежных средств на представительские расходы было недостаточно, работник израсходовал личные денежные средства в сумме 26,5 руб.

В установленные сроки он представил отчет с приложением документов, подтверждающих целевой расход денежных средств. Денежные средства, израсходованные работником в интересах организации, возмещены ему из кассы организации – по мере представления в бухгалтерию всех подтверждающих документов.

В бухучете эти расходы отражаются так (см. табл. 3):


__________________________

* Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107), допускается использование личных денежных средств физических лиц для приобретения ими товаров (работ, услуг) в интересах юридического лица, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в пределах ограничений, установленных при расчетах между субъектами хозяйствования – не более 100 базовых величин (БВ) на протяжении одного дня (п. 69 Инструкции № 107).

Пример 3. Расходы по техосмотру автомобиля, произведенные в производственных целях

У торговой организации есть в собственности служебный легковой автомобиль. Он используется для нужд аппарата управления в производственных интересах. С года выпуска автомобиля прошло более 2 лет.

В текущем месяце организация оплатила услуги техосмотра на диагностической станции стоимостью 19 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 3,17 руб., и госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в сумме 378 руб. без НДС (9 БВ × 2 года).

В ходе техосмотра обнаружен люфт рулевого управления автомобиля. В связи с этим техосмотр не был пройден с первого раза. Водитель оперативно устранил указанную неисправность и оплатил проведение отдельных видов контрольнодиагностических работ при повторном прохождении техосмотра за счет личных денежных средств (посредством расчета банковской картой) в сумме 3,0 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 0,5 руб. Со второго раза техосмотр успешно пройден в установленные сроки.

Работник представил отчет с приложением документов, подтверждающих целевой расход денежных средств. Денежные средства, израсходованные работником в интересах торговой организации, возмещены ему на банковскую карту в полном размере.

В бухучете производятся следующие записи (см. табл. 4):

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 47 декабрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Противоречит ли законодательству реализация активов с убытком при ликвидации организации?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Актуальные вопросы заключения и исполнения договоров подряда в строительстве[Срочно и важно]

10

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

13

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)»

14

Постановление Минжилкомхоза Республики Беларусь от 26.10.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 21 сентября 2015 г. № 26»

16

Комментарий

26

Труд и социальная защита

30

Постановление Минсвязи Республики Беларусь от 24.11.2016 № 18 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 25»

30

Комментарии

32

Налог на недвижимость: что изменилось в 2017 году?[Срочно и важно]

32

Авансовый платеж по налогу на прибыль за IV квартал 2016 года: что следует учесть?[Срочно и важно]

37

Когда перевозчик может использовать транспортные (перевозочные) коммерческие документы в качестве транзитной декларации?

40

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

43

Письмо МНС Республики Беларусь от 09.12.2016 № 2-3-15/02353 «О переходе на упрощенную систему налогообложения»[Срочно и важно]

43

НАЦБАНК РАЗЪЯСНЯЕТ

44

Письмо Нацбанка Республики Беларусь от 14.12.2016 № 28-17/216 «О приеме банками наличных денег от субъектов хозяйствования»[Срочно и важно]

44

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

46

ВОПРОС-ОТВЕТ

47

Стандартный вычет на ребенка при утрате статуса одинокого родителя

47

Стандартный вычет при заключении нового брака и усыновлении ребенка супруги

47

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

48

Правила использования КСА при его передаче

50

Обязательные реквизиты отчета в Белгосстрах

52

Последствия неверного указания кода ТН ВЭД

52

Перевозка контейнера по территории ЕАЭС с оформлением ТН-2

53

Выявлен излишек при инвентаризации

55

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

56

Как списать дебиторскую и кредиторскую задолженность в 2016 году

56

Управленческие расходы торговой организации: какие особенности необходимо учитывать

58

Как изменить систему налогообложения: алгоритм действий

65

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

68

Нарушили правила проведения государственных закупок – административная ответственность обеспечена

68

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

73

Как правильно определить базу для удельного веса при распределении «входного» НДС

73

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

76

Реализация товара без торговой надбавки: возможно ли это?

76

Ряд затрат ограничен при налогообложении прибыли – не забудьте сделать расчеты в конце года

77

РЕКЛАМА

82

СОВЕТЫ ЮРИСТА

83

Ликвидация – процесс безвозвратный

83

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

84

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

84

Об индексе потребительских цен за ноябрь 2016 года

89

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за ноябрь 2016 года

90

Об уровне инфляции в ноябре 2016 года к дате последней переоценки

90

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

90

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за ноябрь 2016 год

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 декабря 2016 года

92

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 10 по 16 декабря 2016 года

96