Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Актуальные вопросы заключения и исполнения договоров подряда в строительстве

30 ноября 2016 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия» с Петрушиной Антониной Михайловной – начальником управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Республики Беларусь.

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы наших читателей по проблемным ситуациям, возникающим при исполнении договоров строительного подряда.

Начало см.: «ГБ», 2016, № 46, с. 10–14.

Организация провела процедуру закупок по строительству объекта. Источник финансирования был определен – собственные средства юридического лица. На момент заключения договора стало известно, что источником финансирования будут бюджетные средства.

Как поступить в данном случае организатору закупок?

Последствия отмены процедуры закупок зависят от применяемых законодательных актов.

В данном случае следует уточнить, какая процедура закупки |*| была применена заказчиком (организатором) и применялись ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591). Если процедура закупки проводилась в период применения норм Указа № 591, в т.ч. и при проведении процедур за счет бюджетных средств, то отменять процедуру нет необходимости.

* Дополнительная информация о процедуре закупок товаров (работ, услуг) в 2016 г. 

Важно! При проведении процедур закупок при бюджетном финансировании с 1 января 2016 г. нормы Указа № 591 не применяют. В этот период при закупке товаров (работ, услуг) при бюджетном финансировании, включая строительство объектов, следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

Таким образом, если проведена процедура закупки после 1 января 2016 г. и затем изменился источник финансирования (строительство объекта за счет собственных средств изменено на бюджетные средства), то процедуру закупки необходимо было провести с учетом норм Закона № 419-З. В противном случае факт государственной закупки может рассматриваться как нарушение порядка проведения процедур закупок с применением контролирующими органами мер административной ответственности по ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.

Справочно: непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин (БВ), в т.ч. при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 100 до 500 БВ.

Те же деяния при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более, в т.ч. при строительстве за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 500 до 1 000 БВ.

Можно ли в настоящее время осуществлять параллельное проектирование и строительство объекта, в т.ч. за счет собственных средств?

Можно в рамках инвестиционных договоров.

Выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта |*| на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта) недопустимо, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).

* Материал о том, как провести подрядные торги на строительство объектов и не нарушить законодательство

Параллельное проектирование и строительство допустимо в рамках реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора, заключаемого в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Важно! После заключения инвестиционного договора инвестор и (или) организация, созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, при реализации инвестиционного проекта имеют право в т.ч. на строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства и одновременное проектирование последующих этапов данного строительства (подп. 2.1 п. 2 Декрета № 10).

Сельскохозяйственная организация – заказчик заключила договор и привлекла подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту.

Необходимо ли наличие аттестатов соответствия у заказчика и подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту?

Такой необходимости нет.

При выполнении работ по текущему ремонту наличие аттестата соответствия не требуется. Перечень работ, относимых к текущему ремонту, определен в ТКП 45-1.04-206-2010.

Сельскохозяйственная организация – заказчик планирует выполнять работы по строительству объекта собственными силами.

Какой аттестат соответствия должен быть у заказчика в этом случае?

Аттестат соответствия на выполнение функций заказчика и на выполнение видов работ, производимых собственными силами.

При строительстве объектов собственными силами необходимо наличие аттестата соответствия на выполнение функций заказчика (подп. 5.1 п. 5 приложения 1 к постановлению Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25*; далее – постановление № 25) и на выполнение видов работ, которые будут производиться собственными силами (перечень видов работ определен в п. 8 приложения 1 к постановлению № 25).

___________________
* Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Может ли быть заключен договор подряда на выполнение строительных работ (текущий ремонт) здания с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Закон № 334-З)?

Не может.

Договор строительного подряда при выполнении работ по текущему ремонту не может быть заключен с физическим лицом. Для выполнения работ по текущему ремонту физическое лицо может быть привлечено в рамках трудового законодательства. Данный вывод основан на следующих нормах.

Справочно: подрядчик в строительной деятельности (далее – подрядчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (Закон Республики Беларусь от 05.07.2014 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции Закона № 334-З, который вступил в действие со 2 июля 2016 г.).

При заключении договоров строительного подряда, основываясь на требованиях постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, у подрядчика должен быть документ, дающий право на осуществление деятельности в области строительства, – аттестат соответствия.

Справочно: порядок выдачи аттестатов соответствия определен Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».

Согласно названному Положению:

– аттестация – процедура оценки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствие их квалификационным требованиям;

– заявитель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в уполномоченную организацию с заявлением о получении аттестата соответствия с приложением необходимых документов.

Таким образом, аттестаты соответствия может иметь только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

Может ли работник (заведующий хозяйством), оформленный по трудовому договору, в рамках своих должностных обязанностей выполнять строительные работы (текущий ремонт здания)?

Может в рамках трудовых обязанностей.

В рамках трудовых обязанностей работника при условии соблюдения требований, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (далее – ТК), работник может выполнять отдельные виды работ.

Может ли после вступления в силу Закона № 334-З создаваться бригада из работников, оформленных в организации по срочным трудовым договорам на время выполнения строительных работ (текущий ремонт здания)?

Может при наличии соответствующей квалификации.

Такая бригада может быть создана из числа работников организации для выполнения работ по текущему ремонту при условии соблюдения требований ТК и при наличии соответствующей квалификации у работников. Для выполнения работ по текущему ремонту квалификационные аттестаты не требуются.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.