Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Нарушили правила проведения государственных закупок – административная ответственность обеспечена

Ирина Третьякова, начальник управления контроля государственных закупок главного управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

За период сентябрь – ноябрь 2016 г. комиссия МАРТ* по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии заказчика (организатора) и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок (далее – Комиссия) выявила более 40 фактов нарушения законодательства о государственных закупках.
__________________________
* Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере – их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены.

Порядок проведения государственных закупок товаров (работ, услуг), установленный Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», кардинально изменил подходы к проведению государственных закупок. Но новое законодательство применяется уже 4 года. Срок вполне достаточный, чтобы разобраться с теорией и освоить ее практическое применение. Вместе с тем практика контроля в сфере государственных закупок показывает, что количество нарушений порядка проведения процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) остается стабильно высоким.

Несоблюдение требований актов законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) влечет за собой применение к виновным субъектам хозяйствования мер административной ответственности. Рассмотрим отдельные типичные нарушения.

Ситуация 1. Несоблюдение правил размещения информации о государственных закупках на официальном сайте

Суть нарушения

Заказчики (организаторы) процедур государственных закупок не размещают годовой план государственных закупок в открытом доступе на официальном сайте* либо предмет закупки не включен в годовой план (ст. 18 Закона № 419-З).

__________________________
* Сайт в Интернете, созданный для размещения на нем информации о государственных закупках и актов
законодательства о государственных закупках: http://www.icetrade.by.

Не размещаются сведения о договорах, а также об изменениях и дополнениях к ним и результатах их исполнения либо нарушается установленный 20-дневный срок размещения информации.

Нередко заказчики (организаторы) игнорируют требование законодательства о размещении на электронной торговой площадке (официальном сайте) аукционных, конкурсных документов, документов запроса ценовых предложений одновременно с размещением приглашения к участию в процедуре государственной закупки либо указанные документы не соответствуют по содержанию требованиям законодательства о государственных закупках (ст. 33, 43 и 49 Закона № 419-З, Указ № 590).

Обоснование

Установлена обязанность заказчика ежегодно утверждать годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещать его на официальном сайте (www.icetrade.by).

Заказчик вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден.

Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в течение 15 календарных дней со дня их принятия подлежат размещению на официальном сайте (п. 2 ст. 18 Закона № 419-З).

Справочно: к информации о государственных закупках относятся:

– годовые планы государственных закупок;

– приглашения к участию в процедурах государственных закупок;

– документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе;

– сообщения о результатах процедур государственных закупок;

– сведения о договорах, определяемые Советом Министров Республики Беларусь;

– список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также изменения и дополнения к нему;

– протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений, отклонения предложений и подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов.

Меры ответственности

Ответственность за нарушение законодательства в области государственных закупок предусмотрена ч. 4 и 5 ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП).

Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (БВ) (ч. 4 ст. 11.16 КоАП).

Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ (ч. 5 ст. 11.16 КоАП).

Важно! Предусмотренные ч. 4 ст. 11.16 КоАП нарушения не предполагают наличия каких-либо последствий (ущерба), поскольку состав указанной нормы является формальным.

Ситуация 2. Несоблюдение требований законодательства в части описания предмета государственной закупки (ст. 20 Закона № 419-З)

Суть нарушения

Описание потребительских, технических характеристик предмета государственной закупки, объема (количества), срока и место поставки не дает полного представления о предмете государственной закупки, что не позволит потенциальным участникам сформировать свое предложение, либо технические характеристики списываются с конкретного товара что ограничивает добросовестную конкуренцию между участниками.

Обоснование

При описании потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.

Технические показатели предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».

Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). Обоснование необходимости обеспечения совместимости входит в компетенцию заказчика. Приведенные требования предусмотрены в пп. 2, 3 ст. 20 Закона № 419-З.

Меры ответственности

Меры ответственности приведены в ситуации 1.

Ситуация 3. Установление требований, ограничивающих участие в процедуре закупок (ст. 14 Закона № 419-З)

Суть нарушения

Заказчик (организатор) процедур государственных закупок зачастую устанавливает требования, ограничивающие количество потенциальных участников, фактически расширяя уже предусмотренные законодательством ограничения. Это могут быть, например, требования:

– о поставке только отечественного товара;

– расположении участника в границах конкретного города (района);

– предоставлении писем-рекомендаций, отзывов о качестве ранее выполненных работ от конкретного (по месту территориального подчинения заказчика) областного (районного) исполкома, администрации района и др.

Обоснование

Участником процедуры государственной закупки признается юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель.

Участие юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, в процедурах государственных закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 14, подп. 2.1 п. 2 ст. 5, ст. 16 и 31 Закона № 419-З, пп. 11 и 12 приложения к этому Закону, а также Указом № 590.

Меры ответственности

Меры ответственности приведены в ситуации 1.

Ситуация 4. Установление перечня документов и сведений, которые ограничивают добросовестную конкуренцию участников (ст. 15 Закона № 419-З)

Суть нарушения

Заказчик (организатор) процедур государственных закупок нередко требует от претендентов:

– документы и сведения, не обеспечивающие добросовестную конкуренцию;

– либо документы, не предусмотренные законодательством в качестве подтверждающих при приобретении конкретного товара (работы, услуги);

– либо документы, не подтверждающие фактические возможности участника выполнить предмет заказа или подтверждающие опыт работы с определенными заказчиками (например, с учреждениями здравоохранения, образования и др.).

Обоснование

Для проверки квалификационных данных участник представляет документы и сведения, указанные заказчиком (организатором) в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, и удостоверяющие:

– его право осуществлять соответствующий вид деятельности по поставке или реализации иным способом товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также наличие квалифицированного персонала и опыта работы в соответствующей области деятельности, техническую оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия;

– отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения.

Документы и сведения, подтверждающие квалификационные данные участника, участник представляет по требованию заказчика (организатора) с учетом исключительных прав участника на результаты интеллектуальной деятельности или права на защиту нераскрытой информации, а также особенностей законодательства страны, резидентом которой он является.

Важно! Установление квалификационных требований относится к исключительной компетенции заказчика (организатора). Законодательство о государственных закупках позволяет потенциальным участникам процедуры обжаловать в течение срока для подготовки и представления предложений завышенные либо не основанные на законодательстве требования (ст. 54 Закона № 419-З).

Меры ответственности

Меры ответственности приведены в ситуации 1.

Ситуация 5. Незаконное отклонение комиссией заказчика (организатора) либо незаконный допуск предложения к участию в процедуре государственной закупки (ст. 38, 39, 46, 48 и 49 Закона № 419-З, Указ № 590)

Суть нарушения

При рассмотрении предложений участников (подведении итогов процедуры) комиссия заказчика (организатора) использует критерии и способы оценки и сравнения предложений, которые не установлены законодательством о государственных закупках либо документами, представляемыми заказчиком (организатором) по процедуре закупки.

Например, при рассмотрении предложения комиссия заказчика игнорирует конкретные установленные требования к техническим характеристикам предмета закупки, руководствуясь позицией: «Мы хорошо знаем качество этого оборудования, а небольшие отклонения в характеристиках только улучшают качество предмета закупки» и др.

Обоснование

Закон № 419-З и Указ № 590 жестко регламентируют правила проведения каждого вида процедуры государственной закупки. Недопустимо применять правила, предусмотренные для процедуры открытого конкурса, при проведении, например, электронного аукциона.

В случаях организации и проведения открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) формирует комиссию (при необходимости – несколько комиссий), определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач. При этом обязанность комиссии заказчика (организатора) – подвести итоги процедуры государственной закупки в строгом соответствии с законодательством и документами, размещенными заказчиком при проведении конкретной процедуры закупки.

Меры ответственности

Меры ответственности приведены в ситуации 1.

Внимание! Должностные лица главного управления государственных закупок МАРТ наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 11.16 КоАП. Данные полномочия предусмотрены в ст. 3.29, 3.30 и 10.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Положении о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь».

Представляется, что сокращение количества нарушений законодательства в сфере государственных закупок произойдет только при условии повышения профессионализма работников заказчика, а также при принятии заказчиком организационных мер по обязательному повышению квалификации членов комиссии.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.