Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

АКЦИЗЫ

1 (452). Белорусская организация экспортирует в Российскую Федерацию освобождаемую от акцизов подакцизную продукцию. При производстве данной продукции использовалось подакцизное сырье, приобретенное белорусским производителем в Украине.
Будет ли в условиях действия Таможенного союза производиться вычет ранее уплаченных при ввозе подакцизного сырья сумм акцизов, приходящихся на обороты экспортируемой в Россию подакцизной продукции?
 
Будет.
При экспорте товаров применяют нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)).
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров регламентированы в отдельном протоколе, заключаемом между сторонами (ст. 4 Соглашения).
При экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства – члена Таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза. Данная норма предусмотрена п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009.
Место реализации товаров определяют в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Республики Беларусь, подлежат вычету (возврату) у лиц, являющихся плательщиками акцизов. При этом вычету (возврату) подлежат суммы акцизов, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость вывезенных подакцизных товаров (п. 4 ст. 123 НК).
Таким образом, при применении освобождения от акцизов при вывозе подакцизныхтоваров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию будет произведен вычет сумм акцизов, уплаченных при ввозе подакцизного сырья.
 
Справочно: в 2013 г. применяется аналогичный порядок налоговых вычетов по акцизам при экспорте произведенной подакцизной продукции.
2 (453). Белорусский производитель подакцизной продукции заключил внешнеторговый договор с резидентом Литвы. По условиям договора право собственности на указанные подакцизные товары переходит к литовскому покупателю на территории Республики Беларусь.
Имеет ли право белорусский экспортер применить в данной ситуации освобождение от акцизов?
 
Имеет при наличии определенных документов.
Объектами обложения акцизами признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
От акцизов освобождаются при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – членыТаможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК). Данное правило не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям.
Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика (п. 2 ст. 114 НК):
– контракта плательщика, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщиками, не осуществляющими декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь. Форму и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам, утверждает МНС. В настоящее время они утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Исходя из вышеизложенного применение освобождения по экспортируемым товарам зависит не от места перехода права собственности на экспортируемый товар, а от наличия вышеуказанных документов.
Таким образом, при наличии вышеуказанных документов в рассматриваемой ситуации белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
 
Справочно: в 2013 г. порядок освобождения от акцизов в этом случае не изменится.
3 (454). Производитель подакцизной продукции реализовал освобождаемую от акцизов подакцизную продукцию. При этом покупателю данной продукции в товарно-транспортной накладной была излишне предъявлена сумма акцизов, которой вообще не должно было быть. Сверка расчетов между продавцом и покупателем не производилась.
Надо ли при отсутствии сверки расчетов производить исчисление и уплату акцизов?
 
Надо.
Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных и (или) расчетных документах эта сумма акцизов должна быть указана отдельной строкой (п. 5 ст. 120 НК).
При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые в соответствии с гл. 13 НК освобождены от обложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписывают без выделения сумм акцизов и в них делают запись или проставляют штамп "Без акцизов" (п. 6 ст. 120 НК).
Исправление неправильно указанной суммы акцизов, неуказание суммы акцизов либо несовершение записи или непроставление штампа "Без акцизов" в первичных учетных документах осуществляют на основании акта сверки расчетов между продавцом и покупателем подакцизных товаров (п. 8 ст. 120 НК).
Сумма акцизов, излишне предъявленная в первичных учетных и (или) расчетных документах продавцом покупателям подакцизных товаров (собственнику товаров, произведенных из давальческого сырья), подлежит исчислению и уплате в бюджет этим продавцом. Исключение составляют случаи исправления излишне предъявленной суммы акцизов на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (собственником товаров, произведенных из давальческого сырья) (п. 12 ст. 120 НК). Данные положения распространяются также на плательщиков, у которых реализация (передача) подакцизных товаров освобождена от акцизов.
Поскольку сверка расчетов с покупателем не была произведена, то продавцу при реализации освобождаемой от акцизов подакцизной продукции следует исчислить и уплатить акцизы.
 
Справочно: в 2013 г. при таком предъявлении сумм акцизов следует также произвести исчисление и уплату акцизов.
Андрей Недоступ, аудитор
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4 (455). Организация безвозмездно передает товар, приобретенный со ставкой НДС 10 %.
Какую ставку НДС необходимо применить по безвозмездной передаче?
 
Ставку НДС 10 %.
Объектами обложения НДС признаны обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Следовательно, у организации в данном случае возникает объект обложения НДС.
Ставку НДС в размере 10 % организации применяют:
 
– при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;
– при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом РБ (подп. 1.2 п. 1 ст. 92 НК).
Безвозмездную передачу признают для целей исчисления НДС реализацией, поэтому организация вправе применить ставку 10 % при безвозмездной передаче товаров, приобретенных с данной ставкой.
Ставку НДС 10 % организация вправе применить при условии подтверждения обоснованности применения данной ставки. Наличие только ссылки на ставку 10 % в накладной продавца не является подтверждением обоснованности ее применения.
5 (456). Организация безвозмездно передает в 2012 г. товар, приобретенный в 2008 г. со ставкой НДС 18 %.
Какую ставку НДС следует применять в этом случае?
 
Ставку НДС 20 %.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Следовательно, у организации в данном случае возникает объект обложения НДС.
До 2010 г. ставку НДС в размере 18 % применяли по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным в подп. 1.1, 1.2, 1.5 и 1.6 п. 1 ст. 11 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (подп. 1.3 п. 1 ст. 11 названного Закона).
С 2010 г. ставку НДС в размере 20 % применяют при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подп. 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 п. 1 ст. 102 НК, а также при реализации имущественных прав (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК).
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяют в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, для определения ставки НДС необходимо применять действующие в настоящее время положения НК. Следовательно, при безвозмездной передаче в 2012 г. товаров, приобретенных со ставкой НДС 18 %, организация должна исчислить НДС по ставке 20 %.
Ольга Бурдюк, экономист
6 (457). Плательщик 1 ноября 2012 г. заключил договор добровольного страхования жизни со страховой компанией РБ сроком на 3 года. По договору оплату страховых взносов он осуществляет в 2 этапа:
– 1-й – 1 декабря 2012 г. в размере 3 000 000 руб.;
– 2-й – 1 декабря 2013 г. в размере 3 000 000 руб.
Общий размер начисленной плательщику по месту основной работы за декабрь 2012 г. заработной платы и иных выплат составил 4 000 000 руб. При этом плательщик не имеет детей и иждивенцев.
В каком порядке плательщику предоставляют социальный налоговый вычет по подоходному налогу с физических лиц в 2012-2013 гг.?
Не использованный в 2012 г. остаток в сумме 450 000 руб. переносят на 2013 г.
Социальный налоговый вычет предоставляют плательщику по месту основной работы. Доход, подлежащий обложению подоходным налогом с учетом права плательщика на применение социального налогового вычета, связанного с осуществлением расходов по договору страхования, в декабре 2012 г. составит 1 450 000 руб. (4 000 000 – 2 550 000),
где 4 000 000 руб. – размер начисленной заработной платы за декабрь 2012 г., в котором у плательщика возникло право на применение социального налогового вычета;
2 550 000 руб. – размер предоставленного социального имущественного вычета в пределах дохода, подлежащего налогообложению.
 
Справочно: при определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, не превышающей 2 550 000 руб. в течение налогового периода и уплаченной им в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).
 
Поскольку размер социального налогового вычета не может превышать 2 550 000 руб. в год, то плательщик в 2012 г. не может воспользоваться вычетом в полном размере. Он имеет право на получение в 2013 г. социального налогового вычета на сумму неиспользованного остатка, который переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования (п. 6 ст. 165 НК).
Размер неиспользованного остатка социального налогового вычета, переходящего на 2013 г., составит 450 000 руб. (3 000 000 – 2 550 000),
где 3 000 000 руб. – уплаченные страховые взносы в декабре 2012 г.;
2 550 000 руб. – социальный налоговый вычет, предоставленный плательщику по месту основной работы в декабре 2012 г.
Такой вычет необходимо предоставлять в отношении доходов, полученных плательщиком в 2013 г., начиная с января до полного его использования.
Если, к примеру, у работника заработная плата за январь 2013 г. составит 4 500 000 руб., то подоходный налог за этот месяц составит 486 000 руб. ((4 500 000 – 450 000) × 12 %),
где 450 000 руб. – размер не использованного в 2012 г. в полном объеме социального налогового вычета (переходящий на 2013 г. остаток).
В последующем социальный налоговый вычет будет предоставлен плательщику в декабре 2013 г. после уплаты страховых взносов в рамках исполнения 2-го этапа оплаты взносов по договору (по сроку – не позднее 1 декабря 2013 г. в размере 3 000 000 руб.).
С 2013 г. плательщик будет иметь право на применение социального налогового вычета в сумме, не превышающей 10 000 000 руб. в течение налогового периода и уплаченной им страховым организациям РБ в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
Владимир Васильев, экономист
7 (458). Организация в 2012 г. заключила договор на оказание консультационных услуг в виде проведения семинара с резидентом РФ на территории Российской Федерации. Слушателям были выданы сертификат об участии и акт выполненных работ.
Надо ли в данном случае исчислять НДС?
 
Да, если отсутствует документ об образовании установленного образца, подтверждающий присвоение специальности.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ (далее – иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах РБ), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах республики организации (индивидуальных предпринимателей), приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92  НК). Такие организации (индивидуальные предприниматели) имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
При этом отметим, что резиденты РБ обязаны исчислить и уплатить в бюджет республики сумму налога вне зависимости от того, являются они плательщиками налога по своей деятельности или нет.
Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по услугам) определено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если услуги в сфере обучения (образования) оказаны на территории этого государства (подп. 3 п. 1 ст. 3).
Оказываемые нерезидентами услуги в целях исчисления и уплаты НДС будут рассматриваться как услуги по обучению (образованию):
– при подтверждении обучаемой стороной наличия у указанного нерезидента права на осуществление образовательной деятельности;
– предоставлении слушателям, успешно завершившим обучение, соответствующих документов об образовании установленного образца, подтверждающих присвоение специальности.
Следовательно, в отношении оказываемых на территории иностранного государства с соблюдением вышеуказанных условий услуг по обучению (образованию) на покупателя данных услуг обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС в соответствии с требованиями ст. 92 НК не возлагают.
Приобретение белорусским резидентом у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, таких услуг, как консультационные и услуги аналогичного характера, не относящихся к услугам по обучению (образованию), в целях исчисления и уплаты НДС рассматривают как консультационные услуги, местом реализации которых согласно подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам признают место деятельности их покупателя.
Таким образом, тематические семинары, проводимые нерезидентом на территории Российской Федерации без выдачи документов об образовании установленного образца, подтверждающих присвоение специальности, определяют как консультационные, и соответственно местом их реализации в соответствии с действующим законодательством признают территорию Республики Беларусь.
Следовательно, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на организацию, состоящую на учете в налоговых органах РБ.
Данные нормы законодательства актуальны и в 2013 г.

8 (459). Организация ввозит безалкогольные напитки и подсолнечное масло, которые подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками. Данные знаки переданы нерезиденту – поставщику данной продукции. В ходе нанесения часть из них пришла в негодность.
Учитывают ли стоимость списанных в связи с их порчей контрольных (идентификационных) марок в затратах при налогообложении прибыли?
 
Учитывают.
Контрольные знаки признают неиспользованными до момента их нанесения на товар. Контрольные знаки, которые были применены для нанесения на товар, считают использованными независимо от возможности дальнейшего использования товара. Данные положения определены п. 22 Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.08.2011 № 32.
Таким образом, часть контрольных (идентификационных) знаков, поврежденных непосредственно при нанесении на продукциюи после нанесения на продукцию, считают использованными.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Следовательно, стоимость контрольных (идентификационных) знаков, поврежденных в процессе нанесения и после нанесения на товары, включают в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) и учитывают при налогообложении у импортера.
При этом факт использования контрольных (идентификационных) знаков, в т.ч. их повреждение при нанесении на товар, поставщик-нерезидент должен подтвердить документально (акт списания, справка и т.д.). Количество контрольных (идентификационных) знаков, переданных импортером для нанесения на товар, должно соответствовать общему количеству нанесенных на товар и поврежденных при нанесении контрольных (идентификационных) знаков.
Данные нормы законодательства актуальны и в 2013 г.
Ольга Полевая, экономист
БУХУЧЕТ-2012
9 (460). По решению руководителя коммерческой организации в ноябре 2012 г. была проведена инвентаризация основных средств, в ходе которой были выявлены излишки оборудования, бывшего в эксплуатации, что было отражено в бухгалтерском учете следующей записью: Д-т  01 "Основные средства" – К-т 98 "Доходы будущих периодов".
Верно ли будет закрывать счет 98 "Доходы будущих периодов" на счет 91 "Прочие доходы и расходы" по мере начисления амортизации?
 
Неверно.
При учете доходов и расходов в 2012 г. следует учитывать нормы Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 102).
В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91, включаются суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации (п. 14 Инструкции № 102).
Напомним, что инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее – инвестиционные активы), осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации (п. 2 Инструкции № 102).
Таким образом, организация неверно отразила стоимость излишков оборудования, выявленных в результате проведенной инвентаризации, на счете 98. В бухгалтерском учете организации выявленные излишки следовало отразить записью: Д-т 01 – К-т 91.
Такая же запись предусмотрена и вступающей в силу с 1 января 2013 г. Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 26).
Также организации нужно учитывать, что в целях налогового учета в состав внереализационных доходов необходимо включать стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации. Такие доходы следует отражать в том налоговом периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации (подп. 3.11 п. 3 ст. 128 НК).
Порядок проведения инвентаризации изложен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (с изменениями и дополнениями).
10 (461). Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, в 2013 г. следует учитывать на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Может ли организация оговорить в учетной политике на 2013 г., что проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные до ввода основных средств в эксплуатацию, также учитываются на счете 91 в целях единообразия учета начисленных процентов?
 
Не может.
В состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91, включаются среди прочего проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством) (п. 15 Инструкции № 102).
С 1 января 2013 г. вступает в силу Инструкция № 26.
Первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая (п. 10 Инструкции № 26):
– стоимость приобретения основных средств;
– таможенные сборы и пошлины;
– проценты по кредитам и займам;
– затраты по страхованию при доставке;
– затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Таким образом, в нормативных правовых актах отсутствует вариантность в части учета процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленных до ввода основных средств в эксплуатацию. Организация не может оговорить в учетной политике на 2013 г., что проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные до ввода основных средств в эксплуатацию, учитываются на счете 91, поскольку, как и до 2013 г., данные проценты участвуют в формировании первоначальной стоимости основных средств.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ОТЧЕТНОСТЬ
11 (462). Организация имеет в собственности здание, которое сдает в аренду. Кроме этого, она арендует помещение по цене 10 евро за 1 м2, часть которого сдает в субаренду по цене 15 евро за 1 м2.
Сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности организации.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
11.1. Следует ли в отчете 4-у отражать информацию о сдаче имущества в аренду и субаренду?
При заполнении государственной статистической отчетности по форме 4-у "Отчет об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности" доход от сдачи в аренду собственного, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, а также арендуемого недвижимого имущества отражают независимо от того, является эта деятельность основной для организации или нет.
11.2. Какой код ОКЭД соответствует деятельности по сдаче имущества в субаренду?
Данная деятельность классифицируется по ОКЭД в подклассе 70200 "Сдача внаем собственного недвижимого имущества".
11.3. Что является доходом при сдаче в аренду собственного имущества и при сдаче в субаренду арендованного имущества: выручка за минусом НДС или выручка за минусом НДС и затрат, связанных со сдачей имущества в аренду (субаренду)?
Доходом при сдаче в аренду собственного имущества будет являться арендная плата.
Доходом при сдаче в субаренду арендуемого недвижимого имущества будет являться субарендная плата, за исключением арендной платы, перечисленной организацией арендодателю.
В доход от сдачи в аренду не включают суммы оплаты за электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение (канализацию), пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов и прочие услуги, подлежащие возмещению другим организациям или физическим лицам, а также исключают НДС, акцизы и другие налоги и сборы, исчисляемые из выручки.
Вероника Кулешевич, начальник отдела структурной статистики Главного управления статистики предприятий Белстата
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
12 (463). Белорусское предприятие планирует осуществлять поставки из Украины в Беларусь железных прутков для армирования бетона (коды 7213 91 100 0 и 7214 99 100 0 по ТН ВЭД ТС). Рассматриваемые товары планируется помещать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Какие таможенные платежи потребуется уплачивать в отношении таких товаров?
 
Таможенный сбор, НДС и таможенную пошлину (если товар не происходит из Украины).
Выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 ТК ТС). Одним из условий ее установления является уплата таможенных платежей в полном объеме, а именно:
1) таможенного сбора за совершение таможенных операций.
Такой сбор уплачивается по каждой отдельной декларации независимо от стоимости и количества товара и на рассматриваемый товар установлен в размере 20 евро (Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах");
2) ввозной таможенной пошлины.
Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. Такие ставки дифференцированы в зависимости от классификации товаров по ТН ВЭД ТС. На рассматриваемый товар ставка ввозной таможенной пошлины установлена в размере 5 % от таможенной стоимости.
Вместе с тем при происхождении товара из Украины возможно будет воспользоваться режимом свободной торговли. Дело в том, что при поставках в Беларусь товаров, происходящих из стран СНГ или Грузии, возможно получить освобождение от ввозных таможенных пошлин. Изложенное предусмотрено Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994.
Правилами определения страны происхождения товаров (утверждены Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009) установлено, что товар пользуется режимом свободной торговли, если он соответствует установленным критериям происхождения, а также:
– вывозится на основании договора между резидентом одного из государств – участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ и резидентом другого государства – участника данного Соглашения с таможенной территории одного государства – участника этого Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства – участника данного Соглашения;
– не покидает территорий государств – участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара.
Для подтверждения страны происхождения рассматриваемых товаров в целях предоставления режима свободной торговли необходимо будет предоставление таможенным органам оригинала сертификата формы СТ-1 в отношении партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более, а также при регулярных поставках (чаще чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долл. США (постановление Совета Министров РБ от 10.10.2007 № 1306 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров");
3) НДС.
НДС в отношении рассматриваемых товаров исчисляется по ставке 20 % (ст. 102 НК). Подлежащая уплате сумма рассчитывается от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате ввозную таможенную пошлину.
В отношении рассматриваемых товаров антидемпинговые или специальные пошлины не применяются.
 
Справочно: применение антидемпинговых или специальных пошлин предусмотрено Указом Президента РБ от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)", решениями Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 699–706, от 18.11.2011 № 856, от 09.12.2011 № 904, Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 № 49, от 02.10.2012 № 173.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
13 (464). Предприятие имеет на балансе магазины, столовые, ФОК, где потребителями товаров и услуг выступают в т.ч. работники предприятия. Продажа товаров (услуг) таким работникам осуществляется как за наличный расчет, так и путем последующего удержания стоимости товаров (услуг) из заработной платы.
Включается ли сумма денежных средств, удержанная из заработной платы работников за реализованные им ранее товары, в общий размер выручки при определении обязательства по установке платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек?
 
Включается.
Порядок установки юридическими лицами платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (далее – платежные терминалы), определен Положением № 924/16*.
 
_______________________
 
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема  наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Так, юридические лица, осуществляющие продажу товаров, выполняющие работы, оказывающие платные услуги на объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами согласно приложению 1 к Положению № 924/16, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин (БВ), по объекту системы потребительской кооперации – более 30 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВ обязаны установить в этом торговом или ином объекте платежные терминалы. При этом количество таких терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 % (п. 9 Положения № 924/16).
То есть вышеуказанной нормой в качестве критерия установлено получение выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг независимо от формы оплаты (наличная либо безналичная).
Таким образом, в сумму выручки за предыдущий календарный год при определении обязанности установки платежных терминалов необходимо включать всю выручку, полученную в наличной и безналичной форме (в т.ч. денежные средства, удержанные из заработной платы работников предприятия) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в торговом или ином объекте предприятия, включенных в приложение 1 к Положению № 924/16.
Светлана Новик, экономист
14 (465). Организация направила обращение о разъяснении законодательства в орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение такого обращения. В ответе на обращение было указано, что данное разъяснение не является официальным толкованием норм приведенных в ответе нормативных правовых актов.
Может ли организация руководствоваться в своей деятельности таким ответом? Что является официальным толкованием актов законодательства?
 
Ответы госорганов носят рекомендательный характер.
Разъяснения по вопросам применения актов законодательства, даваемые государственными органами на обращения организации, с точки зрения законодательства о нормотворческой деятельности не являются официальным толкованием названных актов законодательства. Это следует из ст. 70 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее – Закон № 361-З). Исходя из указанной нормы под официальным толкованием нормативных правовых актов понимается объяснение или уточнение содержания правовых норм нормотворческим органом (должностным лицом), принявшим (издавшим) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией РБ, уполномоченным им органом путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.
Например:
– постановлением Минфина РБ от 02.10.2009 № 124 "О толковании отдельных положений постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112" были даны разъяснения по вопросам применения отдельных норм Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь и Инструкции о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденных постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112 "О регулировании рынка ценных бумаг";
– Законом РБ от 12.06.1997 № 43-З было дано официальное толкование части первой ст. 143 Конституции РБ.
Иными словами, для признания разъяснения по вопросам применения актов законодательства, данного государственным органом на конкретное обращение, официальным толкованием необходимо принятие соответствующего по юридической силе акта, например постановления республиканского органа государственного управления – если разъяснялись вопросы применения постановления такого республиканского органа государственного управления. При несоблюдении данной процедуры признать разъяснение актом официального толкования нет оснований.
В связи с этим возникает правомерный вопрос о соотношении официального и неофициального толкования нормативного правового акта. Как уже отмечено выше, официальное толкование нормативного правового акта влечет принятие (издание) нового нормативного правового акта аналогичной юридической силы, который в силу Закона № 361-З содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Соответственно неофициальное толкование нормативного правового акта, выраженное в форме решения на обращение, не может иметь юридическую силу, аналогичную юридической силе толкуемого нормативного правового акта, а следовательно, не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер. Кроме того, необходимо помнить, что речь должна идти только о тех разъяснениях, которые дают уполномоченные на это органы. К ним представляется целесообразным относить органы (организации):
– которые специально уполномочены на дачу соответствующих разъяснений.
Например, подп. 1.5 п. 1 ст. 82 НК обязывает налоговые органы давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства; п. 8 Указа Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" предоставляет Государственному комитету по имуществу право разъяснять вопросы применения этого Указа; п. 6 Указа Президента РБ от 22.06.2010 № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" предоставляет Минфину право разъяснять вопросы применения этого Указа; постановлением Совета Министров РБ от 17.10.2005 № 1141 предоставлено право давать разъяснения о применении Указа Президента РБ от 11.08.2005 № 366;
– которые перечислены в перечне государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденном Указом № 498;
– в положениях о которых обязанность давать разъяснения законодательства за ними специально не закреплена, но которые уполномочены на осуществление государственного управления в конкретной сфере и осуществление в этой сфере контроля за исполнением законодательства.
 
Важно! Определенные правовые гарантии использования организациями разъяснений налоговых органов установлены в НК.
Так, плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС (часть вторая п. 3 ст. 21 НК). Кроме того, пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком, в случае их неуплаты или неполной уплаты в результате выполнения им указанных разъяснений (подп. 3-1 п. 3 ст. 52 НК). Таким образом, следование письменным разъяснениям налоговых органов может служить решающим аргументом в защиту плательщика в случаях, когда другими органами (например, вышестоящим налоговым органом, судом) дана иная правовая оценка вопроса, изложенного плательщиком в обращении.
С 1 января 2013 г. это правило будет распространяться также на разъяснения иных налоговых органов.
Марина Лазарь, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.