Трудовой кодекс-2020: принимаем и увольняем совместителей по-новому


29 января 2020
Просмотры (6903)

Должна ли быть у совместителя основная работа? Как правильно оформить прием на работу совместителя? Как по-новому изменить статус работника-совместителя, ставшего основным работником?

ОТВЕТ:

См. ниже.

1. Должна ли быть у совместителя основная работа?

Да, должна.

Обязательным условием является наличие у работника основной работы (часть первая ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

 

2. Как правильно оформить прием на работу совместителя?

При приеме на работу по совместительству в обязательном порядке заключается трудовой договор (контракт), в котором указывается условие о работе по совместительству (часть вторая ст. 343 ТК).

При этом согласия нанимателя по месту основной работы для работы по совместительству не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными законодательными актами (часть четвертая ст. 343 ТК).

При приеме на работу по совместительству работник обязан предъявить нанимателю документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу, требующую специальных знаний, наниматель вправе потребовать от работника предъявления документа об образовании или документа об обучении, а при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда – справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 344 ТК).

Также при наличии работник представляет (пп. 5, 6 части первой ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»):

– индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

– свидетельство государственного социального страхования;

– медицинские справки о состоянии здоровья (при необходимости);

– характеристики с предыдущих мест работы.

При заключении трудового договора о работе по совместительству предъявлять трудовую книжку не требуется (п. 2 части первой ст. 26 ТК).

 

3. Как по-новому изменить статус работника-совместителя, ставшего основным работником?

 

Через увольнение.

Помимо общих оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных ст. 35 ТК, в новой редакции ТК предусмотрено новое основание увольнения.

Так, совместителя можно уволить в связи с тем, что работа по совместительству стала для него основной (п. 2 ст. 350 ТК).

Следует отметить, что ранее по этому вопросу было множество рекомендаций о том, как правильно оформить изменение статуса «совместитель» на «основной работник», порой противоречащих друг другу.

Например, стороны заключали к трудовому договору по совместительству дополнительное соглашение, согласно которому трудовой договор претерпевал изменения: условие о работе по совместительству изменялось на условие о работе по основному месту работы.

Поэтому внесенные изменения урегулировали порядок перехода совместителя на основную работу: трудовые отношения с сотрудником, работающим по совместительству, прекращаются по новому основанию увольнения, а затем он принимается по основному месту работы с заключением нового трудового договора.

Ольга Сбитнева, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.