Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что изменилось в порядке обращения отходов товаров и отходов упаковки? Как правильно заполнить отчет за IV квартал 2015 года с учетом последних новаций?

Юрча С.

Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы читателей, поступившие в ходе «Прямой линии», состоявшейся в редакции журнала «Главный Бухгалтер» в декабре 2015 г. Их подготовил гость нашего журнала – Сергей Иванович Юрча, начальник управления ВМР ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Начало см.: «ГБ», 2015, № 48, с. 11.

Аудиторская проверка выявила, что организация в одном из отчетных кварталов перечислила на расчетный счет оператора* излишнюю сумму платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, а в другом, наоборот, – внесла плату не в полном объеме.

 

__________________________
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

 

Можно ли произвести зачет этих сумм?

Нет. Излишне уплаченную сумму можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей.

В изложенной ситуации у организации по второй оплате образовалась задолженность, которую рекомендуем погасить как можно быстрее. Объясним почему.

Оператор может произвести возврат и (или) зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей на основании обращений производителей и поставщиков (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313**).
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

Данная норма означает, что организация вправе вернуть излишне уплаченную сумму, но не вправе произвести указанный в вопросе зачет.

То есть зачет возможен только в счет предстоящих платежей, а не в счет возникшей задолженности по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).

Таким образом, у организации образовалась задолженность по плате. В отношении такой задолженности предусмотрено начисление пени в размере 1/10 % от суммы платы, не внесенной в установленный срок, за каждый день просрочки (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

Соответственно сумма пени зависит от того, как быстро организация погасит свою задолженность.

Справочно: в случае невыполнения организацией обязанности |*|, предусмотренной Указом № 313, взыскание задолженности производится по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке. Если производители и поставщики в установленном порядке заключили с оператором договор, представили информацию о выполнении обязанности, но не внесли плату в сроки, установленные подп. 1.5 п. 1 Указа № 313, образовавшаяся задолженность по плате и процентам (пене) взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Для выполнения обязанности, установленной Указом № 313, организация – импортер пленки из полиэтилена применяет собственную систему сбора отходов полиэтилена. При этом возникают ситуации, когда в отчетном квартале отходы полиэтилена собраны, но не переданы на переработку (обезвреживание и (или) использование). Возникли следующие вопросы:

1. Можно ли данный объем фактически собранных отходов включить в объем выполнения обязанности?

Нельзя.

Объем собранных, но не использованных самостоятельно или не поставленных на использование отходов пластмасс организация не может включить в объем выполнения обязанности.

Обоснуем наш ответ.

Собственная система сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

В рамках применения собственной системы сбора отходов импортерами полиэтиленовой пленки (и иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) необходимо в отчетном периоде (календарном квартале) собрать и обеспечить самостоятельное или с привлечением иных лиц использование не менее 35 % отходов пластмасс (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества ввезенной полиэтиленовой пленки (иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 313).

Важно! Использование отходов пластмасс должно быть обеспечено на территории Республики Беларусь.

2. Возникает ли в этом случае у организации обязанность внесения оператору платы? Как из общей массы постановленной в отчетном квартале пленки определить, в отношении какой именно необходимо произвести уплату оператору?

Возникает.

С учетом того что организация-импортер не в полном объеме выполнила в отчетном квартале обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, у нее возникает обязанность по внесению оператору платы |**|.

** Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Порядок расчета платы в случаях, когда импортеры в отчетном периоде применяют собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки в необходимом количестве, определен в п. 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).

Данной нормой не установлено, в отношении какой части ввозимых товаров «зачитывается» применение собственной системы сбора, а в отношении какой необходимо внести плату.

Но это и не имеет значения. Плата вносится исходя из массы и (или) площади ввезенной пленки.

Нередко импортируемая в республику пленка упакована в другой вид пленки с использованием клейкой ленты.

Необходимо ли в квартальном отчете заполнять по этой упаковке отдельную строку либо можно весь объем пленок включить в одну строку вместе с основным товаром?

Товар и упаковка отражаются в разных строках.

Импортеры определенных видов товаров должны не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности) |*|.

* Правила заполнения информации о выполнении обязанности доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: форма информации о выполнении обязанности определена постановлением № 708, а порядок ее заполнения – Инструкцией о порядке заполнения формы информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6 (далее – Инструкция).

Порядок заполнения такой информации зависит от того, каким образом импортер выполняет предусмотренную Указом № 313 обязанность. Так как в вопросе это не уточнено, рассмотрим ее заполнение и в том, и в другом случае.

Так, разд. I информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, которые заключили договор с оператором.

Данные в разд. I отражаются в разрезе групп ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в упаковке, в отношении которых возникла обязанность.

Раздел II информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, применяющие собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, в т.ч. если в отчетном периоде не обеспечивается минимальный процент сбора.

Данные в разд. II отражаются отдельно в разрезе ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, в отношении которых возникла обязанность.

Таким образом, в обоих разделах необходимо разделять товар и упаковку, выделяя для них соответствующие самостоятельные строки (пп. 13 и 26 Инструкции).

Организация ввозит уксус из Украины, который потом реализует на территории Республики Беларусь. Уксус ввозится в пластиковых бутылках, каждые 10 бутылок упакованы в картонные коробки, а те, в свою очередь, в большие картонные короба – транспортную тару.

При поставке на склад из транспортной тары коробки с бутылками извлекаются, и эта тара сдается как макулатура заготовительной организации. В торговом объекте после извлечения бутылок с уксусом из коробок последние также сдаются как макулатура заготовительной организации. В результате потребителю попадает только уксус в бутылке.

В отношении какой из упаковок возникает обязанность по Указу № 313?

В отношении всех перечисленных видов упаковки.

Организации, осуществляющие ввоз (импорт) товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Исключения (льготы) в части возникновения обязанности предусмотрены подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

В рассматриваемом случае организация ввозит для реализации на территории республики товар (уксус), упакованный в два вида упаковки:

– полимерную упаковку – бутылки из полиэтилентерефталата;

– картонную упаковку – картонные коробки (в т.ч. транспортную тару).

Указанные товар и упаковка не подпадают под предусмотренные льготы.

Организация для производства пластиковой тары приобрела у предприятия в качестве сырья вторичные полимерные материалы.

Вправе ли она воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.3 п. 1 Указа № 313?

Вправе при соблюдении ряда условий.

Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) товаров согласно приложению к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Пластиковая тара (которая должна соответствовать позиции ТН ВЭД ЕАЭС 3923) названа в приложении к Указу № 313, поэтому у ее производителей возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.

В то же время на производителей полимерной упаковки и изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, не распространяется обязанность в части данных произведенных товаров, в т.ч. если для их производства использовано не менее 30 % вторичных полимерных материалов (абз. 7 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Важно! Такие вторичные полимерные материалы должны быть произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.

Покупателям вторичных полимерных материалов следует знать, что производитель таких материалов должен иметь лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (перечень лицензиатов представлен на официальном сайте Минприроды).

Поэтому условие, установленное Указом № 313 в отношении вторичных полимерных материалов, – производство на территории Республики Беларусь – может быть проверено наличием указанной лицензии.

Однако наличие лицензии не может гарантировать того, что лицензиат не продаст вторичный полимерный материал, привезенный, например, из Российской Федерации, а не произведенный на территории Республики Беларусь.

Поэтому покупатель такого сырья, претендующий на освобождение от обязанности, установленной Указом № 313, должен получить гарантии производителя вторичных полимерных материалов (и может быть установить ответственность) в отношении покупаемых вторичных полимерных материалов.

Также следует учесть, что данное исключение не распространяется на предприятие в целом, а применимо к конкретному товару из пластмасс, полимерной упаковке (партии, единице), при производстве которых использовались вторичные полимерные материалы (в состав которых в качестве компонента вошли вторичные полимерные материалы).

Организация организовала собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки.

Какие требования необходимо ей выполнить для получения компенсации?

Требования к порядку получения компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки установлены как самим Указом № 313, так и постановлением Минжилкомхоза от 14.08.2012 № 16 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление № 16) |*|.

* Информация о размерах компенсаций, направляемых в 2015 г. организациям на возмещение расходов по сбору отходов потребления, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Приведем следующие основные требования:

1) собираемые отходы товаров и отходы упаковки должны:

– по происхождению относиться к отходам потребления.

Компенсация за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, не может быть выплачена;

– быть использованы и (или) обезврежены только на территории Республики Беларусь.

Исключением в данном случае являются лишь собираемые от населения отходы отработанных элементов питания (батареек), для которых на территории республики отсутствуют объекты по использованию и (или) обезвреживанию и в отношении которых должно быть обеспечено их хранение;

2) организация, заинтересованная в получении компенсации, должна:

– представить в адрес оператора пакет документов, предусмотренный постановлением № 16;

– быть зарегистрирована в специальном реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.

Справочно: форма такого реестра утверждена постановлением № 16.

Статьи на тему

Как для уплаты экологического налога определить общий суммарный объем выбросов в атмосферный воздух

№18, май 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»

№18, май 2018

С 12 апреля 2018 года изменился порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства

№17, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.