67

С 1 января 2016 года изменились размеры компенсации и платы по отходам потребления.

Сергей Юрча, начальник управления ВМР ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313) для производителей и поставщиков определенных видов товаров и упаковки установлена обязанность по обеспечению сбора отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров и упаковки. При этом одним из путей выполнения такой обязанности является внесение на текущий (расчетный) счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата). Комментируемое постановление определило новые размеры платы, вносимой оператору, и новые размеры компенсаций, причитающихся организациям, осуществляющим сбор отходов потребления, применяемые в 2016 г.

Отметим, что за IV квартал 2015 г. расчет платы производится по нормам 2015 г. |*|


 

* Информация об условиях, позволяющих производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности, определенной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

 

Новации комментируемого постановления

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2015 № 1086 «Об установлении на 2016 год размеров расходования средств, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» (далее – постановление № 1086) на 2016 г. установлены:

1) размеры расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) банковский счет оператора от производителей и поставщиков товаров и упаковки;

2) размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на ее территории в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь (далее – компенсация).

Справочно: под компенсацию не подпадают отходы товаров и отходы упаковки, полученные из отходов производства и (или) переданные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности;

3) новые размеры платы в отношении некоторых видов товаров и упаковки.

Справочно: размеры платы установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).

В 2015 г. размеры компенсации и размеры расходования средств были определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2015 № 138 (далее – постановление № 138).

Рассмотрим некоторые новации подробнее.

Размеры компенсации в 2016 г.

Размеры и направления расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) счет оператора, установлены в приложении к постановлению № 1086. Обращает на себя внимание то, что расходование наибольшего количества средств согласно данному приложению предусмотрено на компенсацию, которая является одним из основных направлений расходования средств оператором |*|.

* Информация о новых функциях оператора доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Также на 2016 г. установлены новые размеры компенсации, дифференцированы некоторые виды отходов товаров и отходов упаковки. Приведем в табл. 1 сравнительную характеристику ранее действовавших и вновь установленных размеров компенсации.

Как видим, в 2016 г.:

– увеличены размеры компенсации для отходов шин, покрышек, камер резиновых, электрического и электронного оборудования;

– установлен один размер компенсации для отходов пластмасс и ПЭТ-бутылок;

– дифференцированы размеры компенсации для ртутьсодержащих отходов товаров. Для люминесцентных трубок, ртутных термометров отработанных размер компенсации значительно уменьшен по сравнению с компактными люминесцентными лампами (энергосберегающими) отработанными. Это связано с различиями в затратах по их сбору и обезвреживанию;

– уменьшены размеры компенсации за сбор стеклобоя и отработанных элементов питания (батареек).

Чтобы получить компенсацию, заинтересованная организация должна не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направить оператору:

1) заявление по форме, указанной в приложении 1 к Инструкции о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 14.08.2012 № 16 (далее – постановление № 16 и Инструкция);

2) документы в качестве приложения к заявлению. К таковым относятся:

– опись товарно-транспортных накладных на передачу юридическим лицом отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);

– заверенные печатью юридического лица копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь;

– данные учета сбора (заготовки) юридическим лицом отходов товаров и тары из отходов потребления, заверенные печатью юридического лица;

– расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, по форме согласно приложению 2 к Инструкции.

Пример 1. Расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отработанных ртутьсодержащих ламп

Заготовительной организацией в отчетном периоде 2016 г. собрано от населения и поставлено на обезвреживание в адрес соответствующего объекта 2 226 штук компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных и 117 люминесцентных трубок отработанных, относящихся по происхождению к отходам потребления.

Размер компенсации в 2016 г. по указанным лампам составляет 15 тыс. руб. за 1 штуку, а по отработанным трубкам – 5 тыс. руб. за 1 штуку.

Сумма средств, возможных к заявке на компенсацию данной заготовительной организации за отчетный квартал, составит: 2 226 × 15 + 117 × 5 = 33 975 тыс. руб.

Расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию (по форме согласно приложению 2 к Инструкции), в рассматриваемом случае будет выглядеть следующим образом (см. табл. 2):

Справочно: если получателем отходы товаров и тары собраны для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь самостоятельно, то из указанного перечня документов, представляемых оператору, исключают копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь. Вместо этого представляют данные производственного учета получателя о сборе (заготовке) и поступлении отходов товаров и тары за отчетный квартал.

Сумму средств, выделяемых организации-получателю на компенсацию, определяют исходя из:

– количества (массы) переданных получателем отходов товаров и отходов упаковки организациям для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь и (или) количества (массы) отходов товаров и отходов упаковки, собранных получателем для самостоятельного обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь;

– размеров компенсации расходов на сбор (заготовку) единицы количества (массы) отходов товаров и отходов упаковки, утверждаемых в порядке, установленном законодательством.

На основании представленных документов оператор в течение 10 дней с момента их поступления вносит Минжилкомхозу обоснованные предложения о размерах компенсации, включая возможность (невозможность) ее выплаты.

Решение о выплате компенсации принимается в соответствии с подп. 1.6 п. 1 Указа № 313.

Оператор должен проинформировать получателя о результатах рассмотрения заявления. Компенсацию |*| предоставляют получателю ежеквартально в следующем за расчетным кварталом периоде.

* Особенности получения в 2015 г. компенсации на возмещение расходов по сбору отходов потребления доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Размеры платы в 2016 г.

Не менее важным нововведением постановления № 1086 являются изменения в размерах платы, утвержденных постановлением № 708.

Приведем в табл. 3 сравнительную характеристику действовавших до 1 января 2016 г. и действующих на текущую дату размеров платы.

Рассмотрим порядок применения вышеизложенных новаций на примере.

Пример 2. Расчет суммы платы, подлежащей внесению при ввозе холодильников

Организация в отчетном квартале 2016 г. ввезла для реализации 200 единиц холодильников (код ТН ВЭД ЕАЭС 8418), упакованных в картонные коробки. Контрактная стоимость ввозимых холодильников – 1,2 млрд. руб., масса картонной коробки и иных картонных элементов упаковки – 8 кг.

Сумма платы |*| составит: 1 200 / / 100 + 1 × 0,008 × 200 = 13,6 млн. руб.

* Случаи, когда производители и импортеры могут не вносить плату оператору за сбор и обезвреживание отходов, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 2 январь 2016
Содержание

Колонка главного редактора

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему бухгалтерам надо уточнять налоги, если инспектор ИМНС выразил сомнение в достоверности сведений деклараций по причине роста выручки у других организаций?

7

НОВОСТИ

8

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

11

Что изменилось в порядке обращения отходов товаров и отходов упаковки? Как правильно заполнить отчет за IV квартал 2015 года с учетом последних новаций?

11

Банковские услуги: кредитование, факторинг, расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции.[Срочно и важно]

16

КРУГЛЫЙ СТОЛ

20

Как начислять пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

20

Как избежать ошибок при составлении формы ПУ-6.

24

КОММЕНТАРИИ

28

Что изменилось в исчислении НДС с 2016 года?[Срочно и важно]

28

НДС-2016: изменены некоторые подходы в определении налоговой базы и момента реализации.[Срочно и важно]

32

При исчислении НДС в 2016 году учтите произошедшие изменения.[Срочно и важно]

35

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Какой размер стандартных вычетов применяется при исчислении подоходного налога, если доходы за декабрь 2015 года получены в январе 2016 года?

42

Шесть ситуаций, которые помогут правильно рассчитать налог на прибыль  в 2015 году.

47

Как правильно исчислить налог на доходы при перечислении нерезиденту процентов по займу.

52

Комментарии

57

Налог на прибыль-2016: как будем определять выручку, а также доходы и расходы?[Срочно и важно]

57

При исчислении подоходного налога учитывайте новации 2016 года.[Срочно и важно]

60

С 1 января 2016 года изменились размеры компенсации и платы по отходам потребления.[Срочно и важно]

67

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

72

ВОПРОС-ОТВЕТ

73

Платные услуги школ и НДС.

73

Безвозмездное пользование государственным имуществом и НДС.

74

Расходы на вакцинацию: надо ли платить налог на прибыль и НДС?

75

Переоценка имущества детского сада  производственной организации.

76

Исчисление среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности.

76

Отходы товаров.

77

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

78

А вы установили сроки выплаты зарплаты и величину аванса по зарплате на новый год?

78

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

82

Как произвести переоценку объектов основных средств на 1 января 2016 года? Рассмотрим четыре ситуации

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

85

Как правильно исчислить НДС по расходам на проведение новогоднего праздника?

85

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

89

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

89

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

90

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период c 25 декабря 2015 года по 6 января 2016 года

96