Как и почему необходимо подавать сведения в Минфин аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. 

Валентина Лемеш, канд. экон. наук

Отечественному аудиту около четверти века. За этот период принималось и отменялось более 100 нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Очередным из них является постановление Минфина Республики Беларусь от 07.08.2015 № 37, касающееся представления аудиторами информации об аудиторской деятельности. Причины, по которым требуется такая информация, а также порядок ее подачи разъясняет автор статьи.

В настоящее время основополагающим документом в области аудита является Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 56-З), которым определено, что Минфин Республики Беларусь:

– реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;

– разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты Республики Беларусь и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами;

ведет учет аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов |*|;

* Информация о рейтинге аудиторских организаций за 2014 г. доступна всем на портале GB.BY

– контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

– обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями;

– представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности;

– осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 5 Закона № 56-З).

Чем вызвана необходимость подачи сведений об аудиторской деятельности

С учетом выполняемых функций Минфин заинтересован в получении информации об аудиторской деятельности по следующим причинам.

1. В области регулирования аудиторской деятельности в республике сложилась ситуация, при которой Минфин, выполнив свою функцию по аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора в соответствии с Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Минфина Республики Беларусь от 01.07.2002 № 93 (далее – Положение № 93), вносит лицо, получившее такой аттестат, в списки имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. В дальнейшем осуществляемый Минфином контроль в отношении таких лиц сводится к следующему: аудитор обязан не реже 1 раза в 2 года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, подтверждать свою квалификацию (часть четвертая ст. 24 Закона № 56-З). Это значит, что лица, получившие квалификационный аттестат и не подтвердившие свою квалификацию, из списка исключаются. Однако о том, кто из аттестованных лиц работает в качестве внешнего аудитора с использованием для подтверждения своей квалификации указанного аттестата, Минфин информации не имеет |*|.

* Информация о дополнительных требованиях к аудиторской организации, проводящей аудит по МСФО, доступна всем на портале GB.BY

2. Обязанность Минфина в области обобщения информации и анализа осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями не может выполняться на должном уровне. Это объясняется тем, что государственную статистическую отчетность по форме 1-аудит (Минфин) "Отчет о работе аудиторской организации", утвержденную постановлением Белстата от 21.10.2013 № 231, представляют только аудиторские организации. Что же касается аудиторов – индивидуальных предпринимателей, то они такую отчетность не представляют. Следовательно, для полноценного анализа осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями не хватает полной и качественной информации, в т.ч. данных анализа действующего рынка аудиторских услуг. У Минфина также нет возможности оценить аудиторскую деятельность аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей с точки зрения обеспеченности кадровым составом, а также контролировать качество оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг.

Справочно: до отмены лицензирования аудиторской деятельности (регулировавшегося Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 № 1346 "Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Министерство финансов" (вместе с Положением о лицензировании аудиторской деятельности)) Минфин формировал и вел учет выданных лицензий в реестре лицензий, что позволяло хотя бы определить тех, кто функционировал на рынке аудиторских услуг. Такой учет позволял в любой момент на любую дату получить информацию о тех, кто принял решение осуществлять аудиторскую деятельность. В настоящее время такой возможности у Минфина нет.

3. Расширение зон сотрудничества нашей страны в области стандартизации и унификации законодательства разных стран в различных областях экономики, в т.ч. в области аудита. Государствами – членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Евразийской экономической комиссией начата работа по формированию основ единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС. 9 июля текущего года в Бишкеке на очередном заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам при Коллегии Евразийской экономической комиссии был рассмотрен и одобрен план мероприятий ("дорожная карта") по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств – членов ЕАЭС.

Указанный документ определяет этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательств государств – членов ЕАЭС в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. формирования единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории Таможенного союза и ЕЭК.

Все названные выше факторы вызвали необходимость создания реестра аудиторов и аудиторских организаций в Республике Беларусь. Абзацем 15 ст. 10 Закона № 56-З предусмотрена обязанность аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей представлять в Минфин информацию об осуществлении ими аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. С этой целью разработано и принято постановление Минфина Республики Беларусь от 07.08.2015 № 37 "О представлении аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Министерство финансов Республики Беларусь информации об осуществлении аудиторской деятельности" (далее – постановление № 37), которое вступает в силу с 1 января 2016 г. (п. 2 постановления № 37).

В Минфин аудиторы должны представить определенную информацию

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления № 37 аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели представляют в Минфин следующую информацию (см. табл. 1):

Указанная в табл. 1 информация представляется аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями в письменном виде в произвольной форме с приложением копий трудовых книжек аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации (включая руководителя), аудитора – индивидуального предпринимателя с соблюдением следующих сроков (см. табл. 2):

Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны также письменно информировать Минфин:

– об изменении наименования аудиторской организации, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) аудитора – индивидуального предпринимателя, места нахождения аудиторской организации, места жительства аудитора – индивидуального предпринимателя – в месячный срок со дня внесения сведений о государственной регистрации соответствующих изменений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– о прекращении осуществления аудиторской деятельности – в месячный срок со дня принятия решения о прекращении осуществления аудиторской деятельности собственником имущества (учредителями, участниками) аудиторской организации, аудитором – индивидуальным предпринимателем (подп. 1.3 п. 1 постановления № 37).

Справочно: порядок принятия решения о ликвидации субъектов хозяйствования, в т.ч. по срокам, определен Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 43 ноябрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

За сколько же дней до начала трудового отпуска надо выплачивать отпускные?

7

Новости

8

события. подробности

10

Оказывается, есть основания уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы по приобретению бутилированной воды с 24 января 2013 года. [Срочно и важно]

10

прямая линия

12

Практические вопросы применения правил приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 году при расчете за реализованные товары и услуги. [Срочно и важно]

12

Свободное ценообразование и регулирование цен на социально значимые товары и услуги. [Срочно и важно]

16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Государственное регулирование

20

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 37 "О внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 39"

20

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015 № 779 "О некоторых вопросах сноса неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения"

24

Комментарий (Как отразить в бухгалтерском учете снос неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения). 

27

Расчеты и кредиты

29

Указ Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь"

29

Труд и социальная защита

30

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2015 № 64 "Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2016 год"

30

Комментарии

31

Какие новые функции появились у оператора вторичных материальных ресурсов с 1 октября 2015 года? 

31

С 10 августа изменен порядок осуществления расходных операций при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства на счетах (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190). 

35

МНС И МИНФИН РАЗЪЯСНЯЮТ

38

Письмо МНС и Минфина Республики Беларусь от 03.11.2015 № 2-2-10/2015/5-1-33/199 "О применении положений Указа Президента Республики Беларусь"[Срочно и важно]

38

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

40

ВОПРОС-ОТВЕТ

41

Услуги по временному управлению обществом и отчисления в Белгосстрах. 

41

Начисление страховых взносов с суммы поощрения председателю профкома. 

42

Как учесть порчу товаров, по которым нормы товарных потерь не установлены, при исчислении налога на прибыль. 

43

Прием налички без использования кассового оборудования. 

44

Использование кассового оборудования при оказании услуг по бронированию авиабилетов. 

45

Условия договора поставки продовольственных товаров. 

46

Проведение государственной экспертизы за счет бюджетных средств. 

47

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

49

Выявлена недостача при инвентаризации: что следует учитывать. 

49

Как изучение четырех ситуаций по исчислению пособия по временной нетрудоспособности сэкономит рабочее время бухгалтера и поможет избежать ошибок в расчетах. 

54

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

58

В каких случаях следует производить вычет НДС по командировочным расходам. 

58

СТРАНИЧКА АУДИТОРА

63

Как и почему необходимо подавать сведения в Минфин аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. 

63

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

67

Решения Советов депутатов Могилевской области о применении ставок налога на недвижимость и земельного налога

67

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

82

Результативность внеплановых налоговых проверок – 99,9 %

82

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

83

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

83

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ноября 2015 года*

88

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь 2015 года

90

Об индексе потребительских цен за октябрь 2015 года

90

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за октябрь 2015 года

90

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

91

ЗА РУБЕЖОМ

92

Обними бухгалтера! 

92

РЕКЛАМНЫЕ СТРАНИЦЫ

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 13 ноября 2015 года

96