Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как и почему необходимо подавать сведения в Минфин аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. 

Валентина Лемеш, канд. экон. наук

Отечественному аудиту около четверти века. За этот период принималось и отменялось более 100 нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Очередным из них является постановление Минфина Республики Беларусь от 07.08.2015 № 37, касающееся представления аудиторами информации об аудиторской деятельности. Причины, по которым требуется такая информация, а также порядок ее подачи разъясняет автор статьи.

В настоящее время основополагающим документом в области аудита является Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 56-З), которым определено, что Минфин Республики Беларусь:

– реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;

– разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты Республики Беларусь и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами;

ведет учет аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов |*|;

* Информация о рейтинге аудиторских организаций за 2014 г. доступна всем на портале GB.BY

– контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

– обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями;

– представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности;

– осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 5 Закона № 56-З).

Чем вызвана необходимость подачи сведений об аудиторской деятельности

С учетом выполняемых функций Минфин заинтересован в получении информации об аудиторской деятельности по следующим причинам.

1. В области регулирования аудиторской деятельности в республике сложилась ситуация, при которой Минфин, выполнив свою функцию по аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора в соответствии с Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Минфина Республики Беларусь от 01.07.2002 № 93 (далее – Положение № 93), вносит лицо, получившее такой аттестат, в списки имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. В дальнейшем осуществляемый Минфином контроль в отношении таких лиц сводится к следующему: аудитор обязан не реже 1 раза в 2 года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, подтверждать свою квалификацию (часть четвертая ст. 24 Закона № 56-З). Это значит, что лица, получившие квалификационный аттестат и не подтвердившие свою квалификацию, из списка исключаются. Однако о том, кто из аттестованных лиц работает в качестве внешнего аудитора с использованием для подтверждения своей квалификации указанного аттестата, Минфин информации не имеет |*|.

* Информация о дополнительных требованиях к аудиторской организации, проводящей аудит по МСФО, доступна всем на портале GB.BY

2. Обязанность Минфина в области обобщения информации и анализа осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями не может выполняться на должном уровне. Это объясняется тем, что государственную статистическую отчетность по форме 1-аудит (Минфин) "Отчет о работе аудиторской организации", утвержденную постановлением Белстата от 21.10.2013 № 231, представляют только аудиторские организации. Что же касается аудиторов – индивидуальных предпринимателей, то они такую отчетность не представляют. Следовательно, для полноценного анализа осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями не хватает полной и качественной информации, в т.ч. данных анализа действующего рынка аудиторских услуг. У Минфина также нет возможности оценить аудиторскую деятельность аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей с точки зрения обеспеченности кадровым составом, а также контролировать качество оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг.

Справочно: до отмены лицензирования аудиторской деятельности (регулировавшегося Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 № 1346 "Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Министерство финансов" (вместе с Положением о лицензировании аудиторской деятельности)) Минфин формировал и вел учет выданных лицензий в реестре лицензий, что позволяло хотя бы определить тех, кто функционировал на рынке аудиторских услуг. Такой учет позволял в любой момент на любую дату получить информацию о тех, кто принял решение осуществлять аудиторскую деятельность. В настоящее время такой возможности у Минфина нет.

3. Расширение зон сотрудничества нашей страны в области стандартизации и унификации законодательства разных стран в различных областях экономики, в т.ч. в области аудита. Государствами – членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Евразийской экономической комиссией начата работа по формированию основ единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС. 9 июля текущего года в Бишкеке на очередном заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам при Коллегии Евразийской экономической комиссии был рассмотрен и одобрен план мероприятий ("дорожная карта") по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств – членов ЕАЭС.

Указанный документ определяет этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательств государств – членов ЕАЭС в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. формирования единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории Таможенного союза и ЕЭК.

Все названные выше факторы вызвали необходимость создания реестра аудиторов и аудиторских организаций в Республике Беларусь. Абзацем 15 ст. 10 Закона № 56-З предусмотрена обязанность аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей представлять в Минфин информацию об осуществлении ими аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. С этой целью разработано и принято постановление Минфина Республики Беларусь от 07.08.2015 № 37 "О представлении аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Министерство финансов Республики Беларусь информации об осуществлении аудиторской деятельности" (далее – постановление № 37), которое вступает в силу с 1 января 2016 г. (п. 2 постановления № 37).

В Минфин аудиторы должны представить определенную информацию

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления № 37 аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели представляют в Минфин следующую информацию (см. табл. 1):

Указанная в табл. 1 информация представляется аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями в письменном виде в произвольной форме с приложением копий трудовых книжек аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации (включая руководителя), аудитора – индивидуального предпринимателя с соблюдением следующих сроков (см. табл. 2):

Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны также письменно информировать Минфин:

– об изменении наименования аудиторской организации, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) аудитора – индивидуального предпринимателя, места нахождения аудиторской организации, места жительства аудитора – индивидуального предпринимателя – в месячный срок со дня внесения сведений о государственной регистрации соответствующих изменений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– о прекращении осуществления аудиторской деятельности – в месячный срок со дня принятия решения о прекращении осуществления аудиторской деятельности собственником имущества (учредителями, участниками) аудиторской организации, аудитором – индивидуальным предпринимателем (подп. 1.3 п. 1 постановления № 37).

Справочно: порядок принятия решения о ликвидации субъектов хозяйствования, в т.ч. по срокам, определен Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".

Статьи на тему

Аудиторские компании встретились в Минске

№21, июнь 2018

Аудитор может не иметь статус налогового консультанта

№21, июнь 2018

Аудиторское заключение отчетности организаций составляют по-новому

№18, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.