С 10 августа изменен порядок осуществления расходных операций при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства на счетах (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190). 

Галина Таболевич, экономист

С 10 августа т.г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190* (далее – Указ № 190), который внес изменения и дополнения в указы Президента Республики Беларусь, касающиеся порядка расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также осуществления ими расходных операций по счетам |*|. Эти новации в основном связаны с расчетами при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете (приостановлении операций по счету). Что именно изменилось, читайте в данной статье.

_________________

* Гл. бухгалтер. – 2015. – № 21. – С. 13–15.

* Комментарий к Указу № 190 доступен для подписчиков электронного "ГБ"

Чем вызвано принятие поправок

В республике до настоящего время отсутствовал единый законодательный акт, регулирующий порядок осуществления банком расходных операций по счетам плательщиков в период действия имеющихся в банке постановлений (определений) уполномоченных органов (должностных лиц) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах (далее – постановление о наложении ареста), и (или) решений уполномоченных органов (должностных лиц) о приостановлении операций по счетам (далее – решение о приостановлении операций).

Данные отношения регулировались различными законодательными актами. На практике это приводило к возникновению сложностей в работе банков по исполнению постановлений о наложении ареста (решений о приостановлении операций по счетам), принятых различными уполномоченными органами (должностными лицами).

Так, порядок осуществления расходных операций по счетам клиентов в период одновременного действия имеющихся в банке постановления о наложении ареста и решения о приостановлении операций по счетам, а также при наличии в банке только решения о приостановлении операций по счетам регулировал Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 (далее – Указ № 267). В нем также определен перечень уполномоченных органов (должностных лиц), на которых распространяется его действие.

Кроме того, порядок осуществления расходных операций при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, регулировался ст. 127 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Справочно: при наложении ареста на денежные средства и иное имущество физического и юридического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке, банк прекращал все расходные операции по счетам этого лица и возврат имущества этого лица в пределах имущества, на которое наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь или соответствующим решением уполномоченного государственного органа (должностного лица) о наложении ареста.

Вместе с тем в конце 2013 г. – начале 2014 г. был принят ряд законодательных актов, предоставляющих право приостанавливать операции по счету клиента, налагать арест на денежные средства, находящиеся на счете, уполномоченным органам (должностным лицам), которые не включены в перечень, определенный в Указе № 267.

Так, с 1 января 2014 г. судебным исполнителям были предоставлены полномочия по вынесению постановлений о приостановлении полностью или частично операций по текущим и иным банковским счетам физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также по вынесению постановлений о наложении ареста (п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530).

Кроме того, органы ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – органы Фонда) были наделены полномочиями принимать решения о приостановлении операций (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 87).

Сложившаяся ситуация привела к затруднению исполнения расчетных документов при поступлении в банки постановлений органов Фонда о приостановлении операций, а также при наличии в банке не только постановления органа Фонда о приостановлении операций по счетам, но и постановлений иных уполномоченных органов (должностных лиц) о приостановлении операций по счетам (наложении ареста).

Так, на практике органы Фонда разрешали проведение расходных операций только по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в то время как в соответствии с требованиями п. 1 Указа № 267 в данном случае должны были осуществляться операции по платежам в бюджет названного фонда и платежи в бюджет в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов.

В целях урегулирования данной проблемы и был принят Указ № 190, который внес изменения в п. 1 Указа № 267. В частности, перечень уполномоченных органов (должностных лиц), которым предоставлено право приостанавливать операции по счету (налагать арест на денежные средства, находящиеся на счете), дополнен органами Фонда и судебными исполнителями.

Кроме того, порядок, предусмотренный Указом № 267, распространяется в т.ч. на расходные операции тогда, когда в банке имеется только постановление о наложении ареста с указанием суммы, на которую наложен арест. В таком случае указанный порядок применяется к расчетам только в пределах этой суммы. На осуществление расчетов сверх суммы, на которую наложен арест, распространяется очередность платежей, предусмотренная порядком расчетов.

При отсутствии указания суммы в постановлении о наложении ареста этот порядок применяется ко всем денежным средствам, находящимся на счете плательщика.

Помимо этого, в целях предоставления субъектам предпринимательской деятельности возможности осуществления платежей для их стабильной работы в период наложения ареста (приостановления операций по счету) предусмотрено осуществление платежей во внеочередном порядке в счет неотложных нужд.

Одновременно внесены изменения в Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее – порядок расчетов и Указ № 359 соответственно) |*|.

* Комментарий к Указу № 359 доступен для подписчиков электронного "ГБ"

В частности, определено, что требования Указа № 359 не распространяются в т.ч. на расчеты, осуществляемые при наличии в банке постановлений о наложении ареста (подп. 1.1 п. 1 Указа № 190).

Кроме того, в целях исключения случаев несвоевременного перечисления (неперечисления) денежных средств за реализованное имущество, освобожденное органом, ведущим уголовный процесс, от ареста в рамках п. 8 ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, внесены изменения в абзац четвертый подп. 2.2 п. 2 порядка расчетов. Так, платежи за реализованное имущество, освобожденное от ареста органом, ведущим уголовный процесс, в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий, осуществляются в первоочередном порядке.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 43 ноябрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

За сколько же дней до начала трудового отпуска надо выплачивать отпускные?

7

Новости

8

события. подробности

10

Оказывается, есть основания уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы по приобретению бутилированной воды с 24 января 2013 года. [Срочно и важно]

10

прямая линия

12

Практические вопросы применения правил приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 году при расчете за реализованные товары и услуги. [Срочно и важно]

12

Свободное ценообразование и регулирование цен на социально значимые товары и услуги. [Срочно и важно]

16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Государственное регулирование

20

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 37 "О внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 39"

20

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015 № 779 "О некоторых вопросах сноса неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения"

24

Комментарий (Как отразить в бухгалтерском учете снос неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения). 

27

Расчеты и кредиты

29

Указ Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь"

29

Труд и социальная защита

30

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2015 № 64 "Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2016 год"

30

Комментарии

31

Какие новые функции появились у оператора вторичных материальных ресурсов с 1 октября 2015 года? 

31

С 10 августа изменен порядок осуществления расходных операций при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства на счетах (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190). 

35

МНС И МИНФИН РАЗЪЯСНЯЮТ

38

Письмо МНС и Минфина Республики Беларусь от 03.11.2015 № 2-2-10/2015/5-1-33/199 "О применении положений Указа Президента Республики Беларусь"[Срочно и важно]

38

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

40

ВОПРОС-ОТВЕТ

41

Услуги по временному управлению обществом и отчисления в Белгосстрах. 

41

Начисление страховых взносов с суммы поощрения председателю профкома. 

42

Как учесть порчу товаров, по которым нормы товарных потерь не установлены, при исчислении налога на прибыль. 

43

Прием налички без использования кассового оборудования. 

44

Использование кассового оборудования при оказании услуг по бронированию авиабилетов. 

45

Условия договора поставки продовольственных товаров. 

46

Проведение государственной экспертизы за счет бюджетных средств. 

47

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

49

Выявлена недостача при инвентаризации: что следует учитывать. 

49

Как изучение четырех ситуаций по исчислению пособия по временной нетрудоспособности сэкономит рабочее время бухгалтера и поможет избежать ошибок в расчетах. 

54

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

58

В каких случаях следует производить вычет НДС по командировочным расходам. 

58

СТРАНИЧКА АУДИТОРА

63

Как и почему необходимо подавать сведения в Минфин аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. 

63

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

67

Решения Советов депутатов Могилевской области о применении ставок налога на недвижимость и земельного налога

67

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

82

Результативность внеплановых налоговых проверок – 99,9 %

82

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

83

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

83

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ноября 2015 года*

88

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь 2015 года

90

Об индексе потребительских цен за октябрь 2015 года

90

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за октябрь 2015 года

90

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

91

ЗА РУБЕЖОМ

92

Обними бухгалтера! 

92

РЕКЛАМНЫЕ СТРАНИЦЫ

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 13 ноября 2015 года

96