Практические вопросы применения правил приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 году при расчете за реализованные товары и услуги. 

Колыкин С.

Произошедшие изменения в порядке приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек вызывают многочисленные вопросы у читателей. Актуальность данной темы послужила поводом для проведения 29 октября 2015 г. "Прямой линии". Ее гостем был консультант управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС Республики Беларусь Колыкин Сергей Иванович.

Мы продолжаем публикацию наиболее злободневных вопросов, прозвучавших в ходе проведения "Прямой линии".

Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 42. – С. 10–13.

Торговая организация ведет книгу кассира с помощью программно-технических средств.

С какой периодичностью необходимо выводить на бумажный носитель выходную форму "Вкладной лист книги кассира"?

Ежедневно по окончании рабочего дня (смены).

Ведение книги кассира с помощью программно-технических средств допустимо при условии заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме книги кассира |*|, в т.ч. и проставление подписи кассира, формирование выходной формы "Вкладной лист книги кассира", и должно осуществляться ежедневно по окончании рабочего дня (смены). Обоснуем данный вывод.

* Дополнительная информация о порядке ведения книги кассира доступна для подписчиков электронного "ГБ"

На каждую единицу кассового оборудования в месте его установки необходимо вести книгу кассира по установленной форме (п. 14 Положения № 924/16*). Это требование не распространяется на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальные компьютерные системы, и кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов.

_______________

* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица.

Требования к осуществлению записей в книге кассира следующие:

– ежедневно производить записи в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок;

– записи совершать на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов;

– в начале рабочего дня (смены) производить запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполнять остальные реквизиты книги кассира.

Ведение книги кассира с помощью программно-технических средств допустимо при условии заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме данной книги. Листы книги следует формировать в виде выходной формы "Вкладной лист книги кассира". В последней такой форме за каждый месяц должно быть напечатано общее количество листов книги кассира за каждый месяц, а в последней за календарный год – общее количество листов книги кассира за год. Листы книги кассира в выходных формах нумеруют в порядке возрастания с начала года. Выходные формы "Вкладной лист книги кассира" должны быть сброшюрованы в хронологическом порядке в течение года. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год следует заверить подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица.

Организация предполагает осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в маршрутном такси.

Какой порядок приема наличных денежных средств от пассажиров?

С применением кассового оборудования.

Принимать наличные денежные средства |*| от пассажиров в маршрутном такси следует с использованием кассового оборудования. В подтверждение принятия указанных сумм водитель обязан выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату оказанной услуги по перевозке, а также поместить полученные от пассажира наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования или иное место аналогичного назначения. При осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек кассир обязан проводить суммы принятых денежных средств через кассовое оборудование.

* Информация о расчетах наличными денежными средствами доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Вывод основан на следующих нормах законодательства.

При оказании услуг за наличный расчет плательщик должен обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

При оказании услуг юридические лица обязаны принимать наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки с использованием:

– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр);

– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.

Исключения из данного порядка могут быть предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь и Положением № 924/16 (п. 3 Положения № 924/16).

Транспортные средства, в которых пассажиры оплачивают проезд наличными, должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами транспорта или кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометрами, включенными в Государственный реестр и зарегистрированными в налоговом органе (п. 18 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров").

Организация осуществляет розничную торговлю в торговом объекте оконными блоками и дверями по образцам. В этом же торговом объекте она планирует реализовывать покупателям автомобильные шины.

Можно ли использовать кассовый суммирующий аппарат и платежный терминал, находящиеся в торговом объекте, для принятия денежных средств при продаже автошин?

Можно.

Прием от покупателей наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек за оплату автомобильных шин следует производить с использованием кассового оборудования и (или) платежного терминала, установленных в торговом объекте. При этом не имеет значения, что данное кассовое оборудование и платежный терминал организация использует при продаже иных товаров. Приведенный вывод основан на нормах пп. 3, 17 Положения № 924/16.

Внимание! Юридические лица должны использовать кассовое оборудование в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре (п. 12 Положения № 924/16).

Организация осуществляет торговлю на автозаправочной станции нефтепродуктами. В отдельно стоящем здании, расположенном на территории автозаправочной станции, есть магазин, в котором реализовывают сопутствующие товары с использованием кассового суммирующего аппарата "МТТ-110Ф". Данный аппарат не используют для отпуска нефтепродуктов.

Необходимо ли в кассовый суммирующий аппарат "МТТ-110Ф" до 1 октября 2015 г. установить средство контроля налоговых органов (далее – СКНО) и какие требования предъявляют к кассовому оборудованию при торговле нефтепродуктами?

С 1 октября 2015 г. кассовое оборудование, используемое для реализации нефтепродуктов, должно быть оснащено СКНО.

Кассовое оборудование на автозаправочных станциях для отпуска нефтепродуктов следует использовать с установленным СКНО с 1 октября 2015 г. При реализации иных товаров установку СКНО на кассовом оборудовании необходимо производить в сроки, определенные подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.

На кассовое оборудование, применяемое в иных объектах (торговые объекты (магазины), объекты общественного питания (кафе и др.)) и не участвующее в отпуске нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, природных топливных компримированных газов, следует установить СКНО и подключить его к системе контроля кассового оборудования в сроки, установленные для субъектов хозяйствования в зависимости от их территориального расположения.

Важно! Юридические лица обязаны осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным СКНО в следующие сроки (см. таблицу):

Кассовый суммирующий аппарат "МТТ-110Ф" включен в Государственный реестр со сферой применения "Торговля, сфера услуг (кроме транспортных, банков, связи, автозаправочных станций, ресторанов)". Данное кассовое оборудование не может быть использовано на автозаправочных станциях при отпуске нефтепродуктов, но оно может быть использовано при осуществлении торговли и оказании услуг в иных объектах розничной торговли и сферы услуг, расположенных на территории либо вблизи территории автозаправочной станции.

Справочно: в Государственном реестре по каждой модели кассового оборудования определена соответствующая сфера его применения, указанная в техническом нормативном правовом акте, на соответствие которому проведены экспертиза и испытания данного оборудования. Модели кассового оборудования, которые подлежат использованию на автозаправочных станциях при продаже нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и природных топливных компримированных газов, проходят экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.6 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях". Для удобства в работе автозаправочных станций и покупателей многие пакеты прикладных программ, используемые в кассовом оборудовании, применяемом на автозаправочных станциях по продаже нефтепродуктов, имеют возможность реализации и иных сопутствующих товаров и услуг.

Кассовое оборудование, которое применяют в сфере торговли и услуг, проходит экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственных стандартов Республики Беларусь СТБ 1364.2 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в торговле" и СТБ 1364.3 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в сфере услуг".

Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 44. – С. 10–15

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 43 ноябрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

За сколько же дней до начала трудового отпуска надо выплачивать отпускные?

7

Новости

8

события. подробности

10

Оказывается, есть основания уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы по приобретению бутилированной воды с 24 января 2013 года. [Срочно и важно]

10

прямая линия

12

Практические вопросы применения правил приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 году при расчете за реализованные товары и услуги. [Срочно и важно]

12

Свободное ценообразование и регулирование цен на социально значимые товары и услуги. [Срочно и важно]

16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

20

Государственное регулирование

20

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 37 "О внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 39"

20

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015 № 779 "О некоторых вопросах сноса неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения"

24

Комментарий (Как отразить в бухгалтерском учете снос неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения). 

27

Расчеты и кредиты

29

Указ Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь"

29

Труд и социальная защита

30

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2015 № 64 "Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2016 год"

30

Комментарии

31

Какие новые функции появились у оператора вторичных материальных ресурсов с 1 октября 2015 года? 

31

С 10 августа изменен порядок осуществления расходных операций при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства на счетах (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190). 

35

МНС И МИНФИН РАЗЪЯСНЯЮТ

38

Письмо МНС и Минфина Республики Беларусь от 03.11.2015 № 2-2-10/2015/5-1-33/199 "О применении положений Указа Президента Республики Беларусь"[Срочно и важно]

38

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

40

ВОПРОС-ОТВЕТ

41

Услуги по временному управлению обществом и отчисления в Белгосстрах. 

41

Начисление страховых взносов с суммы поощрения председателю профкома. 

42

Как учесть порчу товаров, по которым нормы товарных потерь не установлены, при исчислении налога на прибыль. 

43

Прием налички без использования кассового оборудования. 

44

Использование кассового оборудования при оказании услуг по бронированию авиабилетов. 

45

Условия договора поставки продовольственных товаров. 

46

Проведение государственной экспертизы за счет бюджетных средств. 

47

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

49

Выявлена недостача при инвентаризации: что следует учитывать. 

49

Как изучение четырех ситуаций по исчислению пособия по временной нетрудоспособности сэкономит рабочее время бухгалтера и поможет избежать ошибок в расчетах. 

54

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

58

В каких случаях следует производить вычет НДС по командировочным расходам. 

58

СТРАНИЧКА АУДИТОРА

63

Как и почему необходимо подавать сведения в Минфин аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. 

63

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

67

Решения Советов депутатов Могилевской области о применении ставок налога на недвижимость и земельного налога

67

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

82

Результативность внеплановых налоговых проверок – 99,9 %

82

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

83

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

83

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ноября 2015 года*

88

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь 2015 года

90

Об индексе потребительских цен за октябрь 2015 года

90

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за октябрь 2015 года

90

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

91

ЗА РУБЕЖОМ

92

Обними бухгалтера! 

92

РЕКЛАМНЫЕ СТРАНИЦЫ

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 13 ноября 2015 года

96