Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Как отразить в бухгалтерском учете снос неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения). 

Нина Анищенко, эксперт журнала

Комментируемым постановлением утверждено Положение о порядке сноса неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения. У бухгалтера возникают вопросы: можно ли убытки от списания таких объектов списать за счет нераспределенной прибыли или иных источников? как отразить расходы, возникающие при сносе объектов основных средств? На эти моменты обращает внимание автор материала.

Прежде чем отразить в учете снос неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения, проверьте, соответствует ли такой снос приведенным ниже правилам.

1. К термину "неиспользуемый объект сельскохозяйственного назначения" предъявляются 3 основных требования:

– здания, сооружения, инженерные коммуникации должны быть предназначены для основных и вспомогательных процессов сельскохозяйственного производства и не должны использоваться в хозяйственном обороте;

– объекты сельскохозяйственного назначения не востребованы субъектами хозяйствования;

– объекты расположены на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Снос объектов можно осуществить в следующих случаях:

– невозможно или нецелесообразно восстановить их для использования по назначению, в т.ч. путем проведения капитального ремонта, реконструкции;

– признание объектов аварийными или грозящими обрушением и представляющими угрозу жизни и имуществу физических и юридических лиц.

3. Процедура сноса объекта должна быть согласована с рай(гор)исполкомом.

Важно! В Положении о порядке сноса неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения речь идет о сносе объектов, а не их реализации.

Предполагаемые расходы по сносу объекта

Прописанный порядок сноса объектов предполагает, что собственник объекта понесет определенные расходы. К числу расходов, связанных с выбытием объектов, отнесем:

– плату за размещение на сайте в Интернете информации о перечне объектов, элементов зданий, конструкций и материалов, которые могут образоваться при сносе. Здесь же можно оговорить сроки и условия их последующей передачи населению, крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным организациям в целях вовлечения в хозяйственный оборот;

– плату за выдачу технического условия на отключение от инженерно-технического обеспечения объекта;

– непосредственно расходы по сносу объекта |*|. При этом учитываются поступившие предложения от юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, об отчуждении объектов, конструкций, материалов, элементов деталей или элементов зданий для последующего использования;

* Информация о документальном оформлении факта списания основных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– восстановление плодородия нарушенных земель для вовлечения их в хозяйственный оборот.

Бухгалтерский учет операции по сносу объектов

Поскольку сносимые объекты сельскохозяйственного назначения в бухгалтерском учете сельскохозяйственной организации числятся на счете 01 "Основные средства", при их списании необходимо учитывать следующее.

1. Прочее выбытие основных средств относится к инвестиционной деятельности. Значит, при их списании надо использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

2. Формирование результата от выбытия объекта основных средств производится с учетом норм Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26.

При сносе неиспользуемых объектов сельскохозяйственного назначения в бухгалтерском учете должны быть сделаны записи:

Д-т 02 – К-т 01

– на сумму начисленной амортизации по сносимому объекту;

Д-т 91 – К-т 01

– на остаточную стоимость сносимого объекта;

Д-т 91 – К-т 23, 70, 69, 76 и др.

– на сумму расходов, связанных со сносом объекта;

Д-т 10 – К-т 91

– на стоимость материалов, возможных к использованию или отчуждению, оприходованных по результатам сноса;

Д-т 83 – К-т 84

– на сумму числящегося по выбывающему объекту добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок;

Д-т 99 – К-т 91

– на сумму убытка, полученного от сноса объекта.

Убытки от списания – только на финансовый результат

Убытки от списания объектов сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены только на финансовые результаты деятельности организации. Нормы Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2015 № 345 "О выбытии имущества" (далее – Указ № 345) в этом случае не применяются. Напомним, что названный документ позволяет списать финансовый результат от выбытия основных средств и иного имущества за счет:

добавочного капитала;

– нераспределенной прибыли |*|.

* Информация о том, что убытки от реализации отдельных активов с 1 января 2015 г. относятся не только на финансовые результаты деятельности организации, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Однако Указ № 345 дает такое право в 2 случаях: в результате безвозмездной передачи объектов основных средств и в результате продажи таких объектов.

Статьи на тему

Начисляем амортизацию по «сезонным» объектам и объектам с изменяющейся интенсивностью использования

№24, июнь 2018

Приобретение автомобиля: определяем первоначальную стоимость и учитываем расходы

№24, июнь 2018

Что такое фундамент для целей классификации основных средств – отдельный объект или нет?

№19, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.