Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как правильно исчислить налог на недвижимость, если павильон с установленной вывеской перемещался в течение года в разные экономико-планировочные зоны Минска? 

Иван Ростик, экономист

В 2014 г. п. 91 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) был установлен порядок применения коэффициентов местных Советов депутатов для сооружений, а также сборно-разборных и передвижных зданий, перемещаемых в течение года по территории г. Минска (страны). В 2015 г. такой порядок в НК отсутствует. Не разъяснен он и письмами МНС.

Предлагаемая статья содержит готовое решение по данной проблеме, в основе которого – консультации специалистов налоговых органов.

Ситуация. Исчисление налога на недвижимость за 2015 г. с учетом повышающих коэффициентов, установленных в г. Минске для организаций

Организация находится в г. Минске и имеет торговый павильон, относящийся к передвижным и сборно-разборным зданиям. Он в течение 2015 г. перемещался по территории г. Минска.

На этом павильоне организация установила вывеску.

1. Являются ли объектами обложения налогом на недвижимость торговый павильон и вывеска?

Павильон не является, а вывеска является.

С 1 января 2015 г. торговые павильоны не являются объектом обложения налогом на недвижимость. Этот вывод основан на положениях:

ст. 185 НК;

постановления Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).

Так, объекты обложения налогом на недвижимость |*| определены п. 1 ст. 185 НК. В их число входят в т.ч. капитальные строения (здания, сооружения), являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

* Пять готовых решений по правильному определению объекта для исчисления налога на недвижимость доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Такими капитальными строениями (зданиями, сооружениями) у организаций для целей гл. 17 НК признают:

– строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям);

– иные объекты, классифицируемые в соответствии с постановлением № 161 как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств (п. 1 ст. 185 НК).

Торговый павильон согласно постановлению № 161 относится к передвижным и сборно-разборным зданиям (шифр 1), а вывеска – к сооружениям (шифр 2).

С 1 января 2015 г. перечень объектов, необлагаемых налогом на недвижимость, дополнился передвижными и сборно-разборными зданиями (п. 2 ст. 185 НК). Следовательно, павильон не является объектом налогообложения.

Иная ситуация в отношении вывески на торговом павильоне. Она является отдельным объектом основных средств, поскольку согласно постановлению № 161 учитывается как сооружение. Следовательно, по вывеске организация является плательщиком налога на недвижимость.

2. Как правильно исчислить налог на недвижимость по вывеске, если торговый павильон в течение года перемещался между разными экономико-планировочными зонами г. Минска?

Годовая ставка налога на недвижимость установлена для капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в размере 1 % (ст. 188 НК). При этом местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

Исчисление и уплату налога на недвижимость по таким увеличенным (уменьшенным) ставкам производят:

– начиная с 1 января 2015 г. (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-3);

– по месту нахождения объектов налогообложения |*| (п. 91 ст. 189 НК).

* Рекомендации по правильному определению объектов обложения налогом на недвижимость доступны для подписчиков электронного "ГБ"

В 2014 г. в п. 91 ст. 189 НК было разъяснено, какие коэффициенты местных Советов депутатов следует применять, если в течение года объект налогообложения (в нашем случае это передвижные и сборно-разборные здания) перемещается по территории республики.

Справочно: в 2014 г. при наличии у плательщика налога на недвижимость объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в налоговом органе, налог на недвижимость по таким объектам исчислялся по ставке налога с применением коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения, под которым понимается:

для сборно-разборных и передвижных зданий, биотуалетов – место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых такие объекты учитываются по данным бухгалтерского учета;

для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – место постановки таких организаций на учет в налоговых органах Республики Беларусь (п. 91 ст. 189 НК).

Учитывая, что сборно-разборные и передвижные здания не являются с 1 января 2015 г. объектом налогообложения, данную норму из п. 91 ст. 189 НК с указанной даты исключили.

В настоящее время в НК не разъяснено, какие коэффициенты местных Советов депутатов следует применять по сооружениям, установленным на сборно-разборных и передвижных зданиях, которые в течение года перемещаются по территории г. Минска (страны). По данному вопросу нет и письменных разъяснений МНС.

Более того, в ст. 189 НК не разъяснено, следует ли пересчитывать налог на недвижимость и представлять уточненные налоговые декларации, если сборно-разборные и передвижные здания, на которых установлены сооружения, перемещаются между районами, на территории которых местными Советами депутатов установлены разные коэффициенты.

В то же время из устных консультаций специалистов ИМНС следует, что, если в течение года сборно-разборные и передвижные здания, на которых установлены сооружения, перемещаются по территории г. Минска (страны), то необходимо при исчислении налога на недвижимость применять коэффициент того местного Совета депутатов, на территории которого находятся эти здания на начало каждого квартала.

При этом уточненные налоговые декларации следует представлять в общеустановленные сроки, т.е. не позднее 20-го числа 3-го месяца текущего квартала.

В г. Минске для юридических лиц решением Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость"  (в реакции от 21.05.2015) установлено 2 коэффициента к ставкам налога на недвижимость в зависимости от экономико-планировочных зон: I–III зона – 2,5; IV–V зона – 2,3.

То есть при перемещении в течение 2015 г. торгового павильона с вывеской по территории г. Минска налог на недвижимость по вывеске необходимо пересчитывать с учетом коэффициентов, установленных для разных экономико-планировочных зон.

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Пример. Порядок исчисления налога на недвижимость с учетом повышающих коэффициентов

В декабре 2014 г. торговый павильон с вывеской находился в I экономико-планировочной зоне г. Минска (далее – зона). В марте 2015 г. павильон переехал в V зону, в июне 2015 г. вернулся в I зону, в сентябре 2015 г. снова переехал в V зону.

Как правильно исчислить налог на недвижимость?

В этом случае организация должна по вывеске торгового павильона каждый квартал пересчитывать налог на недвижимость.

Так, не позднее 20 марта 2015 г. она представила в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2015 г., в которой исчислила налог на недвижимость по вывеске торгового павильона за 2015 г. с коэффициентом 2,5, так как на 1 января 2015 г. павильон находился в I экономико-планировочной зоне г. Минска.

Помимо этого, организация должна представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на недвижимость за 2015 г.:

– не позднее 20 июня 2015 г., в которой по вывеске торгового павильона должна исчислить налог на недвижимость за I квартал 2015 г. с коэффициентом 2,5, а за II–IV кварталы 2015 г. – с коэффициентом 2,3, так как на 1 апреля 2015 г. (начало II квартала) торговый павильон находился в V зоне г. Минска;

– не позднее 20 сентября 2015 г., в которой по вывеске торгового павильона должна исчислить налог на недвижимость за I квартал с коэффициентом 2,5, за II квартал – с коэффициентом 2,3, а за III–IV кварталы 2015 г. – с коэффициентом 2,5, так как на 1 июля 2015 г. (начало III квартала) торговый павильон находился снова в I зоне;

– не позднее 20 декабря 2015 г., в которой по вывеске торгового павильона должна исчислить налог на недвижимость за I и III кварталы 2015 г. с коэффициентом 2,5, за II квартал – с коэффициентом 2,3, за IV квартал 2015 г. – с коэффициентом 2,3, так как на 1 октября 2015 г. (начало IV квартала) торговый павильон находился снова в V зоне |*|.

* Типичные нарушения по налогу на недвижимость, допускаемые организациями, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Статьи на тему

Проверка определила объекты сверхнормативного незавершенного строительства на основании продолжительности строительства каждого пускового комплекса

№20, май 2018

Объекты незавершенного строительства: что делать при наличии противоречий между налоговым и строительным законодательством?

№15, апрель 2018

УСН и налог на недвижимость

№12, март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.