Top.Mail.Ru
10

Что проверяет финансовая милиция? 

Прибытко В.

Предлагаем вашему вниманию окончание "Прямой линии", гостем которой был Прибытко Виталий Александрович – начальник сектора правовой работы УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску.

Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 44. – С. 15–19; № 46. – С. 15–19.


Специалисты органов финансовых расследований изъяли у организации оригиналы документов по финансово-хозяйственной деятельности.

В каких случаях производится изъятие оригиналов документов и каким документом оно должно быть оформлено?

Актом изъятия (актом приема-передачи).

Работники органов финансовых расследований |*| вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З*).

* Информация о проверках, проводимых финансовой милицией, доступна всем на портале GB.BY

______________________

* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

Как правило, изымаются копии документов.

Оригиналы документов, иные носители информации изымают:

– если отсутствует возможность снять с них копии (представить выписки из них);

– если организация отказалась представить проверяющим копии документов (выписки из них);

– при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды;

– при использовании их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;

– для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.

Такое изъятие производится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее 2 понятых (п. 40 Положения*).

______________________

* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение).

Факт изъятия (передачи) документов (оригиналов или копий) в рамках проводимой работниками органов финансовых расследований проверки оформляют актом изъятия (актом приема-передачи документов), в котором указывается следующая информация:

– название организации, у которой происходит изъятие (передача) документов, ее УНП;

– дата составления акта;

– причины изъятия (с указанием законодательной нормы);

– ФИО должностного лица организации, у которой изымаются документы;

– ФИО должностного лица финансовых расследований, производящего изъятие документов;

– перечень изымаемых документов, их краткое описание, количество страниц.

Такой акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается должностному лицу организации, где проводилось изъятие документов.

Подлежат ли изъятию документы, не относящиеся к проверяемому периоду?

Не подлежат.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к нормам Положения, из которого следует, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие:

– в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения);

– обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 6 Положения).

Если организация считает, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий, она вправе обжаловать его действия в порядке, определенном гл. 9 Положения.

Какие проверочные мероприятия проводятся с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур"?

Проверочные мероприятия, проводимые с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур" и их клиентов, можно разделить на 2 группы.

1. Сбор доказательств виновности "лжеструктуры" и их клиентов.

С этой целью проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон № 289-З): наблюдение; слуховой контроль; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

2. Сбор объективных доказательств неосуществления "лжеструктурой" уставной и предпринимательской деятельности.

Для этих целей в офисах "лжеструктур" проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона № 289-З: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наблюдение; слуховой контроль.

В ходе проведения таких мероприятий особое внимание уделяется:

– черновой бухгалтерии "лжеструктур". То есть какому клиенту, когда и сколько передано наличных денежных средств по бестоварным сделкам или, наоборот, сколько получено денежных средств от низового клиента; какие ТТН (ТН) |*| для какого клиента и когда изготовлены задними числами; от какого клиента пришли безналичные денежные средства, по какому курсу и через какого клиента будут обналичиваться;

* Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– базам данных типа "1С:Бухгалтерия" "лжеструктур" (при наличии), в которых будет видно, какие операции проведены по учету задними числами;

– копиям накопительных жестких магнитных дисков офисной компьютерной техники (особенно принятые почтовые сообщения с электронными заявками клиентов; история переписки текстовыми сообщениями посредством Skype, Viber, ICQ и т.п.; программы администрирования счетов лжеструктур с использованием системы "Клиент-банк");

– сумме наличных денежных средств, находящейся в офисе организации, у которой по роду деятельности ее не должно быть;

– незаполненным бланкам ТТН (ТН);

– электронным ключам администрирования счетов "лжеструктур" с использованием системы "Клиент-банк";

– печатям "лжеструктур" и клише подписей формальных руководителей.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий также используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.

В организации проводилась проверка за 2011–2015 гг.

По результатам проверки установлены нарушения налогового законодательства и кассовой дисциплины.

За какой период организацию привлекут к ответственности?

Административное взыскание за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59 Положения).

Специалисты финансовой милиции |*| за нарушение налогового законодательства составили на организацию протокол о совершении административного правонарушения.

Представители организации не присутствовали на рассмотрении дела об административном правонарушении.

* Вопросы, разъясняющие порядок и особенности проведения финансовой милицией проверок, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Будет ли в этом случае организация привлечена к административной ответственности?

Будет, при соблюдении определенных условий.

Участие представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно. Исключением являются случаи, когда:

– представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, уклоняется от явки;

– юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (п. 3 ст. 11.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Таким образом, если представитель организации был извещен надлежащим образом (письмом, извещением и др.) и при этом не явился на рассмотрение дела об административном правонарушении, то дело будет рассмотрено без его участия.

Справочно: контролирующие и надзорные органы используют опыт судебных органов, изложенный в подп. 1.5 п. 1 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.

Поскольку участие в рассмотрении дела об административном правонарушении физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, является обязательным, хозяйственный суд при необходимости в целях оперативного уведомления этих лиц о месте и времени проведения судебного заседания может кроме судебной повестки направить им судебное извещение с использованием других доступных средств связи (телефонограммы, телеграммы, факсимильной связи, электронной почты, SMS-сообщения и др.), об использовании которых секретарь судебного заседания – помощник судьи составляет справку и приобщает ее к материалам дела об административном правонарушении.

Судебное извещение в любой форме должно содержать сведения о номере дела, времени и месте его рассмотрения хозяйственным судом, а также о процессуальном статусе лица, которому адресовано судебное извещение.

Главного бухгалтера организации вызвали в органы финансовых расследований с целью опроса по вопросам финансово-хозяйственных отношений с контрагентом, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия.

Вправе ли главный бухгалтер отказаться от дачи объяснений?

Не вправе.

Оснований для неявки в органы финансовых расследований не имеется. В случае отказа от дачи пояснения это может расцениваться как воспрепятствование проведению проверки.

Справочно: проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты (п. 8 Положения).

Вправе ли органы финансовых расследований осматривать личные вещи работников проверяемой организации?

Вправе, если есть основания полагать, что в личных вещах имеются предметы, документы, иные объекты, используемые проверяемым субъектом для осуществления деятельности (ст. 14 Закона № 414-З).

Чем отличается обыск от осмотра помещения?

Различия заключаются в правовых основаниях и условиях их проведения.

Обыск проводится в рамках возбужденного уголовного дела на основании постановления, вынесенного следователем, органом дознания (ст. 208, 210 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

Осмотр помещения и обследование территорий, помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств и документов, иных объектов, используемых проверяемым субъектом для осуществления деятельности, может осуществляться сотрудниками органов финансовых расследований в соответствии со ст. 14 Закона № 414-З.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 47 декабрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

вопрос недели

7

В целях применения налогового законодательства локальный нормативно-правовой акт – это акт законодательства?

7

Новости

8

"прямая линия"

10

Что проверяет финансовая милиция? [Срочно и важно]

10

АНОНС "ПРЯМОЙ ЛИНИИ"

13

КРУГЛЫЙ СТОЛ

14

Как назначать пособия семьям, воспитывающим детей. [Срочно и важно]

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Налоги

18

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2015 № 985 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932"

18

Валютное регулирование

21

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 "О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования"

21

Комментарий (Получаем разрешения и представляем уведомления, необходимые для целей валютного регулирования). 

31

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

34

Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 "О развитии цифровых банковских технологий"

34

Комментарий (Создается межбанковская система идентификации клиентов). 

38

Комментарии

42

Когда покупатель должен оплатить товар, если сроки оплаты договором не предусмотрены?  

42

Финансирование под уступку денежного требования будет осуществляться и с использованием факторинговых операций. 

44

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

47

Письмо МНС Республики Беларусь от 02.12.2015 № 2-2-10/2237 "О налогообложении"

47

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

50

ВОПРОС-ОТВЕТ

52

НДС по расходам на подписку

52

Работы по строительству объекта, расположенного в Латвии, и исчисление НДС

52

Возмещение арендатору арендодателем работ по реконструкции здания и НДС

53

Применение льготы в отношении отходов товаров и отходов упаковки

53

Представление отчета по командировке

55

Первичный документ в форме электронного документа

56

Требования банка при приеме векселя от организации-экспортера

58

Прекращение обязанности по уплате пеней при наличии задолженности по "ввозному" НДС и иным таможенным платежам

59

Таможня назначила импортеру экспертизу

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

62

Когда организации могут не выполнять обязанность по обеспечению сбора и обезвреживания отходов товаров и упаковки: условия применения льгот.

62

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

69

Как не ошибиться при применении нулевой ставки НДС. 

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

73

Когда передача материалов от учредителя к ЧУП не увеличивает налоги

73

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

77

Как правильно исчислить налог на недвижимость, если павильон с установленной вывеской перемещался в течение года в разные экономико-планировочные зоны Минска? 

77

Налогообложение новогодних подарков зависит от документального оформления. 

80

СОВЕТЫ ЮРИСТА

84

Когда нотариус может отказаться совершить исполнительную надпись? 

84

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

88

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

88

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

О порядке индексации минимальной заработной платы и денежных доходов населения за ноябрь 2015 года

93

Реклама

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 5 по 11 декабря 2015 года

96