Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Когда организации могут не выполнять обязанность по обеспечению сбора и обезвреживания отходов товаров и упаковки: условия применения льгот.

Сергей Юрча, начальник управления ВМР ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"

Указ № 313* утвердил не только обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – обязанность), но и льготы, освобождающие от нее.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

Однако применение многих льгот сопряжено с выполнением ряда условий. Каких? Читайте в предлагаемом материале.

Отметим, что автор для удобства рассмотрения сгруппировал льготы, определенные частью первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 |*|, исходя из условий их применения.

* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Льготы, применение которых не требует выполнения каких-либо специальных условий (либо условия применения вытекают из сути льготы)

Предусмотренная Указом № 313 обязанность не распространяется:

1) на консульские учреждения и дипломатические представительства, представительства межгосударственных и межправительственных организаций, представительства иностранных государств при них, аккредитованные в Республике Беларусь;

2) поставщиков в части товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядке;

3) производителей в части произведенной из преформ полимерной упаковки;

4) производителей и поставщиков в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Ситуация 1. Определение обязанной организации

Организация осуществляет розлив производимых газированных напитков в ПЭТ-бутылки, которые производятся (выдуваются) из приобретаемых у белорусского производителя преформ.

В данной ситуации предусмотренная Указом № 313 обязанность не распространяется на организацию – производителя ПЭТ-бутылки из преформ, но распространяется на производителя преформ.

Льготы, условия применения которых установлены частью третьей подп. 1.3 п. 1 Указа № 313

В рамках льгот данной группы обязанность, предусмотренная Указом № 313, не распространяется:

1) на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируют Минторг Республики Беларусь, областные и Минский городские исполнительные комитеты, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки.

Справочно: перечни социально значимых товаров, цены (тарифы) на которые регулируются Минторгом, облисполкомами и Минским горисполкомом, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35;

2) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, предназначенных для использования организациями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, названных в приложении к Указу № 313.

Справочно: данная льгота может быть применена в случаях, когда:

– организация самостоятельно осуществляет и производство, и ввоз товаров, названных в приложении к Указу № 313;

– поставщик реализует ввозимые товары, названные в приложении к Указу № 313, организациям, использующим ввозимые товары в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, также названных в приложении к Указу № 313;

3) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных масел, предназначенных для использования в качестве сырья или материалов для производства продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или для оказания услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом.

Для подтверждения оснований для освобождения от обязанности в случае применения льгот, обобщенных в данной группе, необходимо, чтобы в договоре, предусматривающем поставку товаров или упаковки на предусмотренные льготами цели, были указаны:

– соответствующие цели приобретения покупателем товара или упаковки;

– условия представления покупателем документов, подтверждающих использование товаров или упаковки на эти цели.

Отметим, что Указ № 313 не оговаривает, какие документы должны представлять покупатели товаров и упаковки. Следовательно, это может быть официальный документ любой формы (например, письмо), содержащий информацию, позволяющую применять льготу.

Важно! Названные льготы могут применяться с момента представления покупателем документов, подтверждающих использование товаров или упаковки на цели, предусмотренные льготами.

Ситуация 2. Условия применения льготы

Организация осуществляет ввоз стеклянной упаковки (бутылок) (код ТН ВЭД ЕАЭС 7010) для поставки молочному заводу. Молочный завод применяет данную бутылку для упаковки молока, включенного в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Минторг.

В договоре поставки, заключенном между организацией и заводом:

– указана цель приобретения молочным заводом бутылок – для упаковки социально значимого товара (молока);

– предусмотрены условия представления молочным заводом документов (вид документа, указанная в нем информация, периодичность представления и т.д.), подтверждающих использование бутылок для упаковки молока.

Вариант 1. Молочный завод представил необходимые для применения льготы документы.

Организация – импортер стеклянной упаковки (бутылок) вправе не выполнять предусмотренную Указом № 313 обязанность.

Льготу можно применить только в отношении того количества стеклянной упаковки (бутылок) |*|, которое указано в представленных документах.

* Новые размеры платы в отношении стеклянной упаковки доступны всем на портале GB.BY

Вариант 2. Молочный завод не представил документы, подтверждающие использование стеклянной упаковки, в течение отчетного периода (квартала).

В этом случае организация-импортер должна в установленном порядке внести на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) плату исходя из количества ввезенной стеклянной упаковки с последующим ее возвратом и (или) зачетом в счет предстоящих платежей (как излишне уплаченной суммы) после представления покупателем указанных документов. Такая возможность предусмотрена для производителей и поставщиков частью седьмой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.

Льготы, связанные с экспортом товаров

Обязанность, предусмотренная Указом № 313, не распространяется:

1) на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Беларусь;

2) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, реализованных за пределы Республики Беларусь.

Освобождение от обязанности применяется с даты вывоза товаров за пределы Республики Беларусь (часть вторая подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Иными словами, для применения указанных льгот |**| требуется подтверждение даты вывоза товаров. В этих целях можно использовать:

** Порядок применения освобождения от сбора отходов товаров и отходов упаковки доступен для подписчиков электронного "ГБ"

– товаросопроводительные документы;

– экспортную декларацию с таможенными отметками о вывозе (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено);

– подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами;

– иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства, и т.п.

При применении льгот, связанных с экспортом, могут возникнуть ситуации, когда товар, названный в приложении к Указу № 313, не был вывезен в рамках отчетного периода (квартала).

В этом случае организация, претендующая на льготу, должна внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату с последующим ее возвратом и (или) зачетом в счет предстоящих платежей по факту вывоза товаров (установлению даты вывоза) за пределы Республики Беларусь.

Ситуация 3. Условия применения льготы при экспорте товаров

Организация ввезла на территорию Республики Беларусь моторные масла (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 820 0) в количестве 100 т. В рамках отчетного квартала 60 т масел было вывезено за пределы республики, что подтверждается экспортной декларацией с таможенными отметками о вывозе; 40 т хранится на складе организации.

В этой ситуации организация:

1) вправе применить льготу по факту экспорта 60 т масел;

2) должна по итогам отчетного квартала (не позднее 22-го числа месяца, следующего за ним) внести плату на текущий (расчетный) банковский счет оператора за 40 т масел, которые не были вывезены.

Льготы, связанные с производством товаров из сырья и определенного количества отходов

Предусмотренная Указом № 313 обязанность не распространяется на производителей в части произведенных:

1) масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок – при условии использования для их производства не менее 30 % отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно;

2) изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной упаковки – при условии использования для их производства не менее 30 % отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.

Поскольку в рассматриваемых случаях льготы предусматривают использование отходов, для подтверждения возможностей их применения необходимо наличие документов, подтверждающих наличие у субъекта хозяйствования права на использование отходов. К таким документам относятся:

– лицензия на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов, выдаваемая Минприроды в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (актуально в отношении отходов, для которых установлены 1–3-й классы опасности);

– свидетельство о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов, выдаваемое РУП "БелНИЦ "Экология" в соответствии с требованиями Положения о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

Важно! Указом № 313 не установлен вид используемых в рамках данных льгот отходов по происхождению. Соответственно производители товаров могут использовать как отходы потребления, так и отходы производства в указанных объемах.

Отдельно выделена ситуация использования производителями изделий из пластмасс и полимерной упаковки вторичных полимерных материалов. Связано данное условие со спецификой использования отходов пластмасс в производстве товаров: в ряде случаев отходы пластмасс проходят предварительную стадию переработки с производством из них вторичных полимерных материалов, которые затем уже непосредственно используются в изготовлении товаров (т.е. отходы пластмасс без предварительных стадий напрямую не используются в производстве). Для того чтобы можно было применить льготу, вторичные полимерные материалы должны быть произведены на территории Республики Беларусь с использованием для их производства не менее 70 % отходов пластмасс.

Рассматриваемые льготы действуют только в отношении конкретных единиц (партий) товаров, при производстве которых используются отходы. Если же производитель осуществляет производство аналогичных товаров, но без использования отходов, на них обязанность распространяется вне зависимости от общей доли используемых в рамках производства отходов |*|.

* Информация о требованиях, предъявляемых к отходам товаров и отходам упаковки, и ответственности за их неисполнение доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Ситуация 4. Использование отходов при производстве товаров

Организация осуществляет производство пленки полиэтиленовой (код ТН ВЭД ЕАЭС 3920 10). За отчетный квартал было произведено 2 партии пленки: 50 т – только из первичного сырья (полиэтилена); 30 т – из первичного полиэтилена с добавлением отходов поли-этиленовой пленки (80 %).

В данном случае обязанность, предусмотренная Указом № 313, возникает только в отношении 50 т произведенной из первичного сырья пленки.

На вторую партию пленки обязанность не распространяется, поскольку:

– количество вошедших в состав производимой пленки отходов составило 80 %;

– у организации имеется выданная Минприроды лицензия на право использования отходов полиэтилена для производства полиэтиленовой пленки и зарегистрирован соответствующий объект по использованию отходов.

Льгота для производителей определенных товаров при выполнении обязательства, принятого на условиях, устанавливаемых Правительством

Обязанность не распространяется на производителей товаров, названных в приложении к Указу № 313, принявших на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.

Данное исключение организации применяют в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке и условиях принятия обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1123 (далее – Положение).

Организации, применяющие указанную льготу, должны обеспечивать:

– сбор от физических лиц отходов, образующихся в результате утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313.

Сбор отходов должен осуществляться посредством стационарных приемных заготовительных пунктов или специальных контейнеров (емкостей) в зависимости от вида производимых товаров;

самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров на территории Республики Беларусь;

– информирование физических лиц об осуществлении сбора отходов товаров.

Организация-производитель считается принявшей на себя обязательство с даты направления оператору заказным письмом с уведомлением о его вручении информации о принятии обязательства с указанием сведений, предусмотренных п. 9 Положения.

Ситуация 5. Условия применения льготы при наличии обязательства

Организация осуществляет производство полимерной упаковки (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923). При этом организация:

– установила специальные контейнеры для сбора отходов полимерной упаковки (в количестве не менее 1 специального контейнера объемом не менее 0,7 м3 на каждые 10 т полимерной упаковки, произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь в предыдущем календарном году);

– производит мониторинг наполняемости контейнеров и вывоз собираемых в них отходов не реже 1 раза в 5 дней.

Собираемые отходы полимерной упаковки согласно заключенному договору поставляются на использование в адрес белорусской организации – переработчика отходов. Кроме того, в печатных средствах массовой информации размещается не менее 4 публикаций в календарном году об осуществлении сбора отходов, в адрес оператора направлена информация о принятии обязательства.

В изложенной ситуации обязанность, предусмотренная Указом № 313, не распространяется на организацию, поскольку она приняла на себя обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты полимерной упаковкой своих потребительских свойств.

Льготы в отношении ввезенных или произведенных товаров, используемых для нужд организации

Обязанность, предусмотренная Указом № 313, не распространяется:

1) на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации (в т.ч. в составе продукции или в качестве расходных материалов);

2) производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд.

Ключевой признак и условие применения данных льгот – отсутствие реализации ввозимых и (или) производимых товаров, названных в приложении к Указу № 313, товаров в упаковке.

Рассмотрим ситуацию, когда, например, товар в упаковке ввезен в качестве сырья, используемого организацией при производстве продукции, но в силу тех или иных обстоятельств не был использован по первоначальному назначению и был впоследствии реализован. На упаковку, в которую упакован такой товар, льгота не распространяется, и возникает обязанность. При этом отдельным, нерассматриваемым в рамках Указа № 313 вопросом в такой ситуации является дата возникновения обязанности в части упаковки. В подобных случаях в качестве даты возникновения обязанности полагаем возможным рассматривать дату отражения в бухгалтерском учете товара в упаковке, предназначенного для реализации, на счете 41 "Товары", переводимого со счета 10 "Материалы".

Ситуация 6. Льгота при ввозе товаров, предназначенных для хознужд организации

Организация осуществила ввоз оргтехники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8471), упакованной в картонную и полимерную упаковку, предназначенной для использования в деятельности организации для общехозяйственных нужд.

В этой ситуации обязанность по Указу № 313 в отношении данной оргтехники и упаковки, в которую она упакована, не возникает.

Что будет, если организация неправильно применит льготу?

В этом случае организация будет привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.63 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Это штраф в размере 2-кратной платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки |*|.

* Информация о том, как контролирующие органы проверяют порядок применения льгот и исполнения организацией обязанности, предусмотренной Указом № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Кроме того, в случае невыполнения организациями обязанности взыскание производится по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке. Если производителями и поставщиками в установленном порядке заключен с оператором договор, представлена информация о выполнении обязанности, но не внесена плата в установленные сроки, то образовавшаяся таким образом задолженность по плате и процентам (пене) взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

Статьи на тему

Как для уплаты экологического налога определить общий суммарный объем выбросов в атмосферный воздух

№18, май 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»

№18, май 2018

С 12 апреля 2018 года изменился порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства

№17, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.