Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

23 апреля текущего года вступил в силу Указ № 14*. Он внес изменения в уже существующий порядок работы контролирующих органов со лжеструктурами (Указ № 488**).

Теперь специалисты органов финансовых расследований будут производить проверку не по каждой отдельной операции, а по деятельности лжеструктуры в целом (а это значит, что огромное количество организаций станут сразу «неблагонадежными») и предъявлять предписания на уплату налогов и пени организациям, взаимоотношения со лжеструктурой которых будут доказаны.

Получив предписание, организация может самостоятельно исчислить и уплатить налоги и пени. Это освободит ее от административной ответственности.

Однако не исключена ситуация, когда контрагент, признанный лжеструктурой, через некоторое время по решению суда либо иного органа может быть исключен из Реестра*** или вообще (изначально) не включен в него. Такой случай предусмотрен Указом № 488. Законодательство не содержит процедуру возврата денежных средств, уплаченных организациями в этих случаях. В результате у бухгалтеров возникает вопрос:
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).

** Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

*** Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

Специалист КГК:

– Если субъект добровольно подает уточненные декларации, значит, он согласен с тем, что определенные нарушения в его деятельности были.

Ведь органы контроля и надзора не просто так выносят предписание. Оно содержит много сведений о том, что проведена работа по выявлению нарушений. Например, сведения о периоде, за который оформленные лжеструктурой документы не имеют юридической силы (т.е. данная организация не всегда была лжеструктурой).

Виктория Викторовна, юрист:

– Налоговые обязательства возникают у плательщика не в связи с тем, что он совершал сделки с контрагентом, включенным в Реестр, а в связи с признанием первичных учетных документов не имеющими юридической силы.

Включение контрагента в Реестр является лишь косвенным признаком того, что операции с ним могут быть не подтверждены.

Если будет установлено, что первичные документы не имеют юридической силы (опровергнут сам факт совершения операции), включение или исключение контрагента из Реестра не влияет на выводы проверки. Налоговые обязательства должны быть исполнены плательщиком с учетом требований Указа № 488.

Если же контрагент включен в Реестр, но хозяйственная операция с ним имела место и первичный документ имеет юридическую силу, проверяющие не вправе пересчитать налоговые обязательства плательщика и выдать предписание. В этом случае их выводы следует обжаловать в установленном порядке.

Ирина Михайловна, главный бухгалтер:

– Получили письмо из ИМНС. Его суть кратко: «Уплатите налоги, а то мы к вам придем и проверим все». Нам бояться нечего. Это была реальная разовая сделка. Все первичные документы и у нас, и у организации, попавшей в Реестр, есть, и они законны.

Нам кажется, что такая постановка вопроса: «заплатить, чтобы тебя не проверяли» – не совсем согласуется с законодательством.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 18 май 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль в 2016 году[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 20.04.2016 № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

14

Комментарий (С 24 апреля действуют новые сроки подключения кассового оборудования к системе дистанционного налогового контроля)[Срочно и важно]

16

Строительство

19

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 28.03.2016 № 9 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51»

19

Комментарии

21

С 1 июля 2016 года вводят электронные счета-фактуры: пора изучить правила их обращения[Срочно и важно]

21

На внеплановые проверки мораторий не распространяется

25

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

30

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ

32

Письмо Минфина Республики Беларусь от 20.04.2016 № 15-1-17/334 «О некоторых вопросах оформления товарной накладной (ТН-2)»

32

ВОПРОС-ОТВЕТ

33

Реализация основного средства, по которому числятся затраты на реконструкцию

33

Списание топлива на затраты, учитываемые при налогообложении, без заполнения путевых листов

38

Инвестиционный вычет

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Уменьшить налог на прибыль позволит применение инвестиционного вычета

42

Как устранить двойное налогообложение дивидендов, полученных из-за рубежа?

47

Когда при исчислении подоходного налога можно предоставить имущественный вычет: 7 ситуаций

52

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

Оказание рекламных услуг в России по привлечению интереса к логотипу и гастролям белорусской организации культуры и НДС

57

Затраты по строительству инженерных сетей и налог на недвижимость

58

Проектные работы, выполненные собственными силами, и налог на недвижимость

59

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

61

Отнесение ремонта к текущему – гарантия увеличения затрат, уменьшающих налог на прибыль

61

Как завершить внешнеторговую операцию: денежная и неденежная уступка требования (перевод долга)

66

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

71

Как не ошибиться при определении объекта обложения НДС

71

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

73

Реализуем на практике нормы учетной политики в части налоговых вычетов по НДС

73

Дооценка и переоценка товаров в оптовой и розничной торговле: когда они возможны

79

Операции с тарой: как их отразить в бухгалтерском и налоговом учете

86

СОВЕТЫ ЮРИСТА

91

Как отозвать доверенность, или Советы, которые помогут организации прекратить полномочия представителя

91

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 23 по 29 апреля 2016 года

96