Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

23 апреля текущего года вступил в силу Указ № 14*. Он внес изменения в уже существующий порядок работы контролирующих органов со лжеструктурами (Указ № 488**).

Теперь специалисты органов финансовых расследований будут производить проверку не по каждой отдельной операции, а по деятельности лжеструктуры в целом (а это значит, что огромное количество организаций станут сразу «неблагонадежными») и предъявлять предписания на уплату налогов и пени организациям, взаимоотношения со лжеструктурой которых будут доказаны.

Получив предписание, организация может самостоятельно исчислить и уплатить налоги и пени. Это освободит ее от административной ответственности.

Однако не исключена ситуация, когда контрагент, признанный лжеструктурой, через некоторое время по решению суда либо иного органа может быть исключен из Реестра*** или вообще (изначально) не включен в него. Такой случай предусмотрен Указом № 488. Законодательство не содержит процедуру возврата денежных средств, уплаченных организациями в этих случаях. В результате у бухгалтеров возникает вопрос:
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).

** Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

*** Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

Специалист КГК:

– Если субъект добровольно подает уточненные декларации, значит, он согласен с тем, что определенные нарушения в его деятельности были.

Ведь органы контроля и надзора не просто так выносят предписание. Оно содержит много сведений о том, что проведена работа по выявлению нарушений. Например, сведения о периоде, за который оформленные лжеструктурой документы не имеют юридической силы (т.е. данная организация не всегда была лжеструктурой).

Виктория Викторовна, юрист:

– Налоговые обязательства возникают у плательщика не в связи с тем, что он совершал сделки с контрагентом, включенным в Реестр, а в связи с признанием первичных учетных документов не имеющими юридической силы.

Включение контрагента в Реестр является лишь косвенным признаком того, что операции с ним могут быть не подтверждены.

Если будет установлено, что первичные документы не имеют юридической силы (опровергнут сам факт совершения операции), включение или исключение контрагента из Реестра не влияет на выводы проверки. Налоговые обязательства должны быть исполнены плательщиком с учетом требований Указа № 488.

Если же контрагент включен в Реестр, но хозяйственная операция с ним имела место и первичный документ имеет юридическую силу, проверяющие не вправе пересчитать налоговые обязательства плательщика и выдать предписание. В этом случае их выводы следует обжаловать в установленном порядке.

Ирина Михайловна, главный бухгалтер:

– Получили письмо из ИМНС. Его суть кратко: «Уплатите налоги, а то мы к вам придем и проверим все». Нам бояться нечего. Это была реальная разовая сделка. Все первичные документы и у нас, и у организации, попавшей в Реестр, есть, и они законны.

Нам кажется, что такая постановка вопроса: «заплатить, чтобы тебя не проверяли» – не совсем согласуется с законодательством.

Статьи на тему

Как проверить остаток денежных средств в операционной кассе при отсутствии книги кассира?

№24, июнь 2018

Как бухгалтеру выдержать четыре алгоритма расчета среднего заработка?

№23, июнь 2018

Правомерно ли считать недополученную выручку из-за ошибок в ценообразовании упущенной выгодой и платить с нее налоги?

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.