На внеплановые проверки мораторий не распространяется

(Комментарий к отдельным нормам Указа № 510*)

Марина Цветкова, юрист

__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Перечень случаев, в отношении которых установлен мораторий на проведение проверок в течение 2 лет, определен п. 4 Указа № 510.

Но мораторий не распространяется на внеплановые проверки (п. 5 Указа № 510).

С учетом того что перечень таких проверок достаточно обширен и разнообразен, рассмотрим основания для их проведения (в комментарии не рассматриваются встречные, контрольные и дополнительные проверки. – Прим. авт.).

КОГДА ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА БУДЕТ НАЗНАЧЕНА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ…

…по поручению Президента Республики Беларусь

Поручение может содержаться в директиве, указе, декрете, распоряжении, в резолюции, в протоколе поручений либо ином решении Главы государства. Проверка по данному основанию может быть назначена, только если в поручении содержится указание на конкретный объект проверки или иные сведения, позволяющие идентифицировать конкретный субъект проверки;

…при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве и незаконных финансовых операциях

Под лжепредпринимательством в настоящее время понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели. Лжепредпринимательство – деяние, наказуемое в соответствии со ст. 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Факт наличия либо отсутствия такого деяния должен быть установлен в рамках административного или уголовного процесса.

Указом № 510 признаки лжепредпринимательства не определены. В то же время есть критерии отнесения организаций к лжепредпринимательским субъектам, которые определены Указом № 488*.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Финансовая операция – сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств, а при осуществлении депозитарных операций – открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг (ст. 1 Закона № 165-З**).
__________________________
** Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет, при наличии хотя бы одного из условий, определенных ст. 7 Закона № 165-З;

…по находящимся в производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а также подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это лицо совершило действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т.ч. иностранного (п. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»).

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в т.ч. соотносимых с этими доходами прав (ст. 1 Закона № 165-З).

Статьей 235 УК предусмотрена уголовная ответственность:

– за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем;

– использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав;

…при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, госнадзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, госконтроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира

Указанные проверки могут назначаться только при наличии у контролирующего органа информации, свидетельствующей:

– о совершаемом (или совершенном) нарушении законодательства;

– о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки).

Справочно: Инструкция о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утверждена приказом Минздрава Республики Беларусь от 29.01.2010 № 83.

Инструкция о порядке и условиях инспектирования промышленного производства лекарственных средств на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики утверждена постановлением Минздрава Республики Беларусь от 23.04.2015 № 54.

Инструкция о порядке и условиях инспектирования клинических испытаний лекарственных средств на предмет соответствия требованиям Надлежащей клинической практики утверждена постановлением Минздрава Республики Беларусь от 17.04.2015 № 46.

Полный перечень мероприятий по надзору определен п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1446.

Инструкция по осуществлению государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства и охотой должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и подчиненных ему организаций, имеющих право осуществлять государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой, утверждена постановлением Минлесхоза Республики Беларусь от 11.02.2008 № 3;

…для соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности

Необходимость проведения таких проверок основывается на положениях Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

…в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе

Целями осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе являются:

– выявление и оценка влияния финансового состояния головной организации и возникающих у нее рисков на финансовое состояние и риски участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками;

– выявление и оценка влияния финансового состояния участников банковской группы, участников банковского холдинга и возникающих у них рисков на финансовое состояние и риски головной организации банковской группы, головной организации банковского холдинга, являющейся банком;

– обеспечение финансовой надежности головной организации, являющейся банком, и участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками.

Справочно: Инструкция о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе утверждена постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.01.2007 № 15;

…для использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки

Такие проверки связаны с контролем:

– за использованием выделенных средств;

– своевременным и полным их возвратом;

– применением предусмотренных законодательством санкций за нарушение условий получения, использования и возврата бюджетных средств и средств целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, а также за другие нарушения финансовой дисциплины с учетом требований Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК).

Под незаконным получением средств из бюджета понимается получение организациями (ИП) бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций (ИП) при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета, в т.ч. излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п. 1 ст. 136 БК).

Справочно: административная ответственность за незаконное получение юридическим лицом (ИП) средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов установлена частью первой ст. 11.16 КоАП.

Под нецелевым использованием средств бюджета понимают любые действия распорядителей или получателей этих средств, выразившиеся в их направлении и использовании на цели, не соответствующие полностью или частично целям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п. 1 ст. 137 БК).

Справочно: административная ответственность за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом (ИП):

– средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов – установлена ч. 2 ст. 11.16 КоАП;

– материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов – установлена ч. 3 ст. 11.16 КоАП.

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать их использование с нарушением требований, установленных БК и иными актами бюджетного законодательства. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (п. 1 ст. 138 БК).

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

взыскание бюджетных средств;

приостановление расчетов по банковским счетам;

начисление и взыскание пени;

иные меры;

…для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

Такие проверки назначаются и проводятся с учетом требований гл. 12 Налогового кодекса Республики Беларусь;

…по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства

Ранее эти вопросы регулировал Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (утратил силу с 11 августа 2011 г.).

В настоящее время документ, регулирующий именно вопросы посреднической деятельности, отсутствует с 22 июля 2014 г.

Правовые и организационные основы государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь изложены в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З, ГК, а также иных НПА.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 18 май 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой и если да, то как?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль в 2016 году[Срочно и важно]

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 20.04.2016 № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

14

Комментарий (С 24 апреля действуют новые сроки подключения кассового оборудования к системе дистанционного налогового контроля)[Срочно и важно]

16

Строительство

19

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 28.03.2016 № 9 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51»

19

Комментарии

21

С 1 июля 2016 года вводят электронные счета-фактуры: пора изучить правила их обращения[Срочно и важно]

21

На внеплановые проверки мораторий не распространяется

25

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

30

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ

32

Письмо Минфина Республики Беларусь от 20.04.2016 № 15-1-17/334 «О некоторых вопросах оформления товарной накладной (ТН-2)»

32

ВОПРОС-ОТВЕТ

33

Реализация основного средства, по которому числятся затраты на реконструкцию

33

Списание топлива на затраты, учитываемые при налогообложении, без заполнения путевых листов

38

Инвестиционный вычет

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Уменьшить налог на прибыль позволит применение инвестиционного вычета

42

Как устранить двойное налогообложение дивидендов, полученных из-за рубежа?

47

Когда при исчислении подоходного налога можно предоставить имущественный вычет: 7 ситуаций

52

ВОПРОС-ОТВЕТ

57

Оказание рекламных услуг в России по привлечению интереса к логотипу и гастролям белорусской организации культуры и НДС

57

Затраты по строительству инженерных сетей и налог на недвижимость

58

Проектные работы, выполненные собственными силами, и налог на недвижимость

59

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

61

Отнесение ремонта к текущему – гарантия увеличения затрат, уменьшающих налог на прибыль

61

Как завершить внешнеторговую операцию: денежная и неденежная уступка требования (перевод долга)

66

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

71

Как не ошибиться при определении объекта обложения НДС

71

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

73

Реализуем на практике нормы учетной политики в части налоговых вычетов по НДС

73

Дооценка и переоценка товаров в оптовой и розничной торговле: когда они возможны

79

Операции с тарой: как их отразить в бухгалтерском и налоговом учете

86

СОВЕТЫ ЮРИСТА

91

Как отозвать доверенность, или Советы, которые помогут организации прекратить полномочия представителя

91

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 23 по 29 апреля 2016 года

96