Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

На внеплановые проверки мораторий не распространяется

(Комментарий к отдельным нормам Указа № 510*)

Марина Цветкова, юрист

__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Перечень случаев, в отношении которых установлен мораторий на проведение проверок в течение 2 лет, определен п. 4 Указа № 510.

Но мораторий не распространяется на внеплановые проверки (п. 5 Указа № 510).

С учетом того что перечень таких проверок достаточно обширен и разнообразен, рассмотрим основания для их проведения (в комментарии не рассматриваются встречные, контрольные и дополнительные проверки. – Прим. авт.).

КОГДА ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА БУДЕТ НАЗНАЧЕНА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ…

…по поручению Президента Республики Беларусь

Поручение может содержаться в директиве, указе, декрете, распоряжении, в резолюции, в протоколе поручений либо ином решении Главы государства. Проверка по данному основанию может быть назначена, только если в поручении содержится указание на конкретный объект проверки или иные сведения, позволяющие идентифицировать конкретный субъект проверки;

…при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве и незаконных финансовых операциях

Под лжепредпринимательством в настоящее время понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели. Лжепредпринимательство – деяние, наказуемое в соответствии со ст. 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Факт наличия либо отсутствия такого деяния должен быть установлен в рамках административного или уголовного процесса.

Указом № 510 признаки лжепредпринимательства не определены. В то же время есть критерии отнесения организаций к лжепредпринимательским субъектам, которые определены Указом № 488*.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Финансовая операция – сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств, а при осуществлении депозитарных операций – открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг (ст. 1 Закона № 165-З**).
__________________________
** Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет, при наличии хотя бы одного из условий, определенных ст. 7 Закона № 165-З;

…по находящимся в производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а также подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это лицо совершило действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т.ч. иностранного (п. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»).

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в т.ч. соотносимых с этими доходами прав (ст. 1 Закона № 165-З).

Статьей 235 УК предусмотрена уголовная ответственность:

– за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем;

– использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав;

…при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, госнадзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, госконтроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира

Указанные проверки могут назначаться только при наличии у контролирующего органа информации, свидетельствующей:

– о совершаемом (или совершенном) нарушении законодательства;

– о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки).

Справочно: Инструкция о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утверждена приказом Минздрава Республики Беларусь от 29.01.2010 № 83.

Инструкция о порядке и условиях инспектирования промышленного производства лекарственных средств на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики утверждена постановлением Минздрава Республики Беларусь от 23.04.2015 № 54.

Инструкция о порядке и условиях инспектирования клинических испытаний лекарственных средств на предмет соответствия требованиям Надлежащей клинической практики утверждена постановлением Минздрава Республики Беларусь от 17.04.2015 № 46.

Полный перечень мероприятий по надзору определен п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1446.

Инструкция по осуществлению государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства и охотой должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и подчиненных ему организаций, имеющих право осуществлять государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой, утверждена постановлением Минлесхоза Республики Беларусь от 11.02.2008 № 3;

…для соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности

Необходимость проведения таких проверок основывается на положениях Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

…в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе

Целями осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе являются:

– выявление и оценка влияния финансового состояния головной организации и возникающих у нее рисков на финансовое состояние и риски участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками;

– выявление и оценка влияния финансового состояния участников банковской группы, участников банковского холдинга и возникающих у них рисков на финансовое состояние и риски головной организации банковской группы, головной организации банковского холдинга, являющейся банком;

– обеспечение финансовой надежности головной организации, являющейся банком, и участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками.

Справочно: Инструкция о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе утверждена постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.01.2007 № 15;

…для использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки

Такие проверки связаны с контролем:

– за использованием выделенных средств;

– своевременным и полным их возвратом;

– применением предусмотренных законодательством санкций за нарушение условий получения, использования и возврата бюджетных средств и средств целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, а также за другие нарушения финансовой дисциплины с учетом требований Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК).

Под незаконным получением средств из бюджета понимается получение организациями (ИП) бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций (ИП) при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета, в т.ч. излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п. 1 ст. 136 БК).

Справочно: административная ответственность за незаконное получение юридическим лицом (ИП) средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов установлена частью первой ст. 11.16 КоАП.

Под нецелевым использованием средств бюджета понимают любые действия распорядителей или получателей этих средств, выразившиеся в их направлении и использовании на цели, не соответствующие полностью или частично целям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п. 1 ст. 137 БК).

Справочно: административная ответственность за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом (ИП):

– средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов – установлена ч. 2 ст. 11.16 КоАП;

– материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов – установлена ч. 3 ст. 11.16 КоАП.

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать их использование с нарушением требований, установленных БК и иными актами бюджетного законодательства. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (п. 1 ст. 138 БК).

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

взыскание бюджетных средств;

приостановление расчетов по банковским счетам;

начисление и взыскание пени;

иные меры;

…для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

Такие проверки назначаются и проводятся с учетом требований гл. 12 Налогового кодекса Республики Беларусь;

…по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства

Ранее эти вопросы регулировал Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (утратил силу с 11 августа 2011 г.).

В настоящее время документ, регулирующий именно вопросы посреднической деятельности, отсутствует с 22 июля 2014 г.

Правовые и организационные основы государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь изложены в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З, ГК, а также иных НПА.

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.