Надо ли организации-инвестору разрабатывать сметную документацию на строящийся объект недвижимости?

Виктор Статкевич, аудитор

Возможно ли строительство объекта недвижимости без разработки сметной документации? Существуют ли акты законодательства, которые допускают такое строительство? Автор отвечает на эти вопросы на примере конкретной ситуации.

Ситуация. Строительство инвестиционного объекта без сметы

Организация-инвестор |*| строила объект недвижимости без разработки сметной документации. Она руководствовалась нормой абз. 6 подп. 2.1 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (в редакции, действовавшей до 14 мая 2016 г.; далее – Декрет № 10).

* Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль в 2016 г., в т.ч. организациями-инвесторами

Согласно этой норме инвестор имел право на определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства. То есть, по мнению организации-инвестора, необходимость в разработке сметной документации отсутствовала.

Однако в заключении аудиторов, проводивших в организации аудит, этот факт рассматривается как нарушение порядка осуществления строительной деятельности.

Правомерны ли выводы аудиторов?

Правомерны.

Организации-инвестору следовало разработать на строительство объекта сметную документацию. Исключение составляют случаи, когда возможность не разрабатывать сметную документацию предоставлена организации законодательными актами (например, декретом и (или) указом Президента Республики Беларусь) в качестве индивидуальной льготы.

Подтвердим наш вывод с учетом норм:

Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) (далее – Закон № 300-З, в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.);

– Декрета № 10.

Объект возводят на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения объекта, разрабатываемой по требованиям законодательства (п. 1 ст. 51 Закона № 300-З, в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.).

Аналогичная норма предусмотрена п. 6 ст. 51 Закона № 300-З (в редакции, вступившей в силу со 2 июля 2016 г.).

Инвестор после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта согласно подп. 2.1 п. 2 Декрета № 10 (в редакции, действовавшей до 14 мая 2016 г.) имел право на строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства.

В случае применения проектной документации, разработанной по зарубежным нормам проектирования и стандартам в области строительства, введенным в действие на территории Республики Беларусь, выполняются работы по привязке объектов к месту их размещения с учетом технических условий на инженерно-техническое обеспечение и результатов геологических и геодезических изысканий.

В иных случаях применения проектной документации, разработанной за рубежом, она корректируется для приведения в соответствие с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Однако ни Декрет № 10, ни иные нормативные правовые акты не содержат для инвестора |*| нормы, освобождающей его от разработки и утверждения в установленном законодательством порядке проектной, в т.ч. сметной документации.

* Порядок формирования уставного фонда организации с иностранными инвестициями 

Необходимость разработки сметной документации никак не связана с обязанностью либо отсутствием обязанности у организации-инвестора выбора подрядчиков, поставщиков, исполнителей и т.п. путем проведения закупок в строительстве; возможностью осуществления параллельного проектирования либо иными льготами и преференциями, предоставляемыми организации-инвестору как заказчику в строительной деятельности.

Справочно: строительство, а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо от 20 до 300 базовых величин (ст. 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 36 сентябрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

В чем заключаются улучшения налогового законодательства 2017 года?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Кассовые операции в белорусских рублях и иностранной валюте после деноминации

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Государственное регулирование

15

Закон Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

15

Комментарии

20

Продление контракта с работниками предпенсионного возраста: с 1 января 2017 года произойдут изменения

20

Почему следует отличать договор мены от других «меноподобных» сделок?

22

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25

ВОПРОС-ОТВЕТ

26

Вычеты работнику, у которого нет основного места работы и есть сын студент

26

Компенсация, включаемая в налоговую базу подоходного налога

27

Социальный вычет по расходам, произведенным 4 года назад

28

Сделка, нарушающая очередность требований кредиторов к ликвидируемой организации

28

Законность передачи имущества и долгов при реорганизации ООО

29

Переводом долга срок для оплаты не увеличивается

30

Заем нерезиденту можно погасить в белорусских рублях

30

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

31

Нестандартный случай расчета среднего заработка с учетом деноминации

31

Какую накладную должен оформлять подрядчик при реализации оборудования заказчику

35

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

37

Будьте внимательны при применении льгот по НДС

37

СОВЕТЫ ЮРИСТА

40

Как правильно заявить требование о взыскании долга вследствие деноминации

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

42

Бухучет-2016: ведем по-новому

42

Целесообразно организовать отдельный учет НДС, по которому отсутствует ЭСЧФ

42

Чем отличается списание расходов на реализацию в торговых и производственных организациях

44

Как учесть курсовые разницы в 2016 году при покупке оборудования у нерезидента

49

Как учесть стоимость офиса и затраты по его отделке, когда помещение приобретено без отделки

53

Вопрос-ответ

55

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

57

Надо ли организации-инвестору разрабатывать сметную документацию на строящийся объект недвижимости?

57

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

59

Когда должностное лицо организации привлекают к субсидиарной ответственности: история одного судебного спора

59

КАТАЛОГ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА III КВАРТАЛ 2016 ГОДА

61

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на октябрь 2016 года

87

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 24 по 30 сентября 2016 года

96