Когда должностное лицо организации привлекают к субсидиарной ответственности: история одного судебного спора

Маргарита Послед, юрист

Налоговые органы вправе направлять в суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в т.ч. руководителя организации, имеющих:

– право давать обязательные для организации указания;

– возможность иным образом определять ее действия (подп. 1.4.4-1 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Фабула дела

В ходе проведения налоговой проверки ООО, находящегося в процессе ликвидации, ИМНС выявила нарушения налогового законодательства. Они явились основанием для доначисления сумм налогов, сборов и пеней за несвоевременную их уплату. Поскольку сумма доначислений была велика, впоследствии ИМНС обратилась в суд с заявлением о признании ООО банкротом.

Позиция ИМНС

ИМНС просила взыскать сумму задолженности ООО перед бюджетом с директора, главного бухгалтера и ликвидатора ООО солидарно в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

По мнению ИМНС, действия указанных лиц привели к банкротству должника и взыскание задолженности с ООО в бесспорном порядке не представляется возможным: отсутствуют денежные средства на расчетном счете и нет имущества.

ИМНС указывала, что должностные лица не предприняли каких-либо действий, свидетельствовавших о взыскании кредиторской задолженности и представлении интересов должника в налоговом органе, не исчислили причитающиеся к уплате налоги и не провели инвентаризацию имущества и обязательств. По мнению ИМНС, бездействие указанных должностных лиц ООО и впоследствии назначенного председателя ликвидационной комиссии повлекли возникновение задолженности перед бюджетом и признание по инициативе ИМНС должника – ООО банкротом.

После принятия решения о ликвидации ООО председатель ликвидационной комиссии не совершил мероприятий, связанных с процедурой проведения ликвидации (подача объявления в печати, составление ликвидационного баланса и т.п.).

В качестве доказательства приводились сведения, указанные в акте проверки.

Справочно: в акте проверки указывают:

– результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки;

– описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

– размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений, а также должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

– иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений (п. 60 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510).

Поэтому такие сведения:

1) налоговый орган приводит в качестве доказательств по делу о привлечении должностных лиц к субсидиарной ответственности;

2) являются одним из доказательств при рассмотрении споров о привлечении должностных лиц к субсидиарной ответственности.

В то же время эти сведения не имеют преюдициального значения при рассмотрении дела о привлечении должностных лиц юридического лица к субсидиарной ответственности, но суд их оценивает наряду со свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, участвующих в деле, и другими доказательствами (абз. 3 п. 24 постановления Пленума ВХС Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Решение суда

Решением экономического суда первой, апелляционной и кассационной инстанций ИМНС отказано в удовлетворении требований.

Суды не установили в действиях (бездействии) ответчиков совершенных действий или отданных указаний, которые могли бы привести к экономической несостоятельности (банкротству) ООО.

Материалами дела установлено: протоколом собрания участников принято решение о ликвидации ООО и назначен председатель ликвидационной комиссии. Основанием для принятия решения о ликвидации ООО послужила кредиторская задолженность.

ИМНС провела налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности ООО, составила акт проверки, на основании которого были доначислены налоги, сборы и пени за несвоевременную уплату налогов.

Для привлечения должностных лиц к субсидиарной ответственности устанавливают следующие обстоятельства:

– наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия;

– совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

– наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;

– недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (часть первая п. 9 постановления Пленума ВХС Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»).

В акте проверки указано, что по состоянию на дату принятия решения о ликвидации задолженность у ООО перед бюджетом отсутствовала, а доначисление налоговым органом налогов, сборов и пеней произошло по причине нарушения ведения бухгалтерского учета, выразившегося в списании кредиторской задолженности по истечении 3-годичного срока и зачислении указанной суммы на увеличение налога на прибыль.

Довод ИМНС о том, что председатель ликвидационной комиссии не совершил мероприятия, связанные с процедурой проведения ликвидации, отклонен, поскольку не мог повлиять на существо спора и не относился к предмету рассматриваемого спора.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 36 сентябрь 2016
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

В чем заключаются улучшения налогового законодательства 2017 года?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Кассовые операции в белорусских рублях и иностранной валюте после деноминации

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Государственное регулирование

15

Закон Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

15

Комментарии

20

Продление контракта с работниками предпенсионного возраста: с 1 января 2017 года произойдут изменения

20

Почему следует отличать договор мены от других «меноподобных» сделок?

22

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25

ВОПРОС-ОТВЕТ

26

Вычеты работнику, у которого нет основного места работы и есть сын студент

26

Компенсация, включаемая в налоговую базу подоходного налога

27

Социальный вычет по расходам, произведенным 4 года назад

28

Сделка, нарушающая очередность требований кредиторов к ликвидируемой организации

28

Законность передачи имущества и долгов при реорганизации ООО

29

Переводом долга срок для оплаты не увеличивается

30

Заем нерезиденту можно погасить в белорусских рублях

30

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

31

Нестандартный случай расчета среднего заработка с учетом деноминации

31

Какую накладную должен оформлять подрядчик при реализации оборудования заказчику

35

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

37

Будьте внимательны при применении льгот по НДС

37

СОВЕТЫ ЮРИСТА

40

Как правильно заявить требование о взыскании долга вследствие деноминации

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

42

Бухучет-2016: ведем по-новому

42

Целесообразно организовать отдельный учет НДС, по которому отсутствует ЭСЧФ

42

Чем отличается списание расходов на реализацию в торговых и производственных организациях

44

Как учесть курсовые разницы в 2016 году при покупке оборудования у нерезидента

49

Как учесть стоимость офиса и затраты по его отделке, когда помещение приобретено без отделки

53

Вопрос-ответ

55

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

57

Надо ли организации-инвестору разрабатывать сметную документацию на строящийся объект недвижимости?

57

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

59

Когда должностное лицо организации привлекают к субсидиарной ответственности: история одного судебного спора

59

КАТАЛОГ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА III КВАРТАЛ 2016 ГОДА

61

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на октябрь 2016 года

87

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 24 по 30 сентября 2016 года

96