AA

Обесцветившийся чек: как им подтвердить затраты?

Настоящей проблемой организаций в последнее время стало обесцвечивание документов. Документ есть, но что в нем написано, прочитать нельзя. А ведь такие документы подтверждали произведенные затраты или являлись основанием для отражения выполненных работ и услуг. Как поступить в этом случае? Какие последствия у «выгорания» документов? Автор материала дает советы.

Ситуация. Документы обесцветились

При проверке документов за 2017 г. сотрудники бухгалтерии установили, что отдельные кассовые чеки, карт-чеки, приложенные к авансовым отчетам работников, обесцветились.

К каким последствиям это может привести?

Перечисленные выше документы:

– подтверждают расходы по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг);

– служат основанием для заполнения авансового отчета (п. 37 Инструкции № 107*).

____________________
* Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).

Следовательно, в случае утраты текстовой информации на обесцвеченных чеках:

1) невозможно подтвердить обоснованность произведенных расходов и отраженной в бухгалтерском учете хозяйственной операции;

2) такие факты являются объектами контроля у проверяющих, поскольку организация нарушила нормы Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) и ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь |*|.

* Информация о том, что следует учитывать организациям в случаях выявления недостач при инвентаризации

Справочно: организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.

Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности (ст. 18 Закона № 57-З).

Срок хранения бухгалтерских первичных учетных документов и приложений к ним – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства (п. 177 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Иными словами, формально обесцвечивание чеков проверяющие могут приравнять к отсутствию подтверждающих документов, а это приведет к уменьшению затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Как избежать подобных ситуаций?

Белорусское законодательство позволяет организациям иметь копии документов (копия в юриспруденции – точное воспроизведение текста какого-либо документа).

Однако эти копии проверяющие будут принимать во внимание лишь в том случае, если они будут соответствовать определенным требованиям.

Так, для придания копии документа юридической силы она должна:

1) воспроизводить все реквизиты документа, в т.ч. реквизиты бланка;

2) быть заверена (засвидетельствована) подписью уполномоченного должностного лица организации (п. 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

Данные нормы закреплены и в п. 37 Инструкции № 107. Так, например, копия кассового чека будет приниматься во внимание, если будет:

– содержать номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию ИП, дату продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, идентификатор кассира, при осуществлении оплаты товара (работ, услуг) наличными деньгами;

– заверена руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем.

Справочно: в случае отсутствия в кассовом чеке указанных реквизитов документами, подтверждающими расходы по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являются кассовый чек и товарный чек либо иной документ, подтверждающий приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, подписанные лицом, непосредственно осуществившим отпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup