Top.Mail.Ru
7

Правомерно ли рассматривать прощение долга по займу как получение безвозмездной помощи?

В процессе хозяйственной деятельности белорусские организации нередко получают от иностранных нерезидентов денежные займы. Бывает, что нерезиденты прощают долги по займам.

Такие случаи налоговые и иные контролирующие органы на основании разъяснений Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь рассматривают как предоставление организациям иностранной безвозмездной помощи со всеми вытекающими последствиями.

Возникает вопрос:


Правомерно ли рассматривать прощение долга по займу как получение безвозмездной помощи?

Специалист ИМНС:

– Регистрации в качестве безвозмездной иностранной помощи подлежат, в частности, случаи получения денежных средств безвозмездно. Прощение долга – это договоренность резидента и нерезидента о том, что деньги предоставляются безвозмездно. Данная ситуация никак не связана и не зависит от бухгалтерского или налогового учета, ее следует рассматривать только для целей Декрета № 5*.

________________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5).

Ирина Петровна, аудитор:

– При совершении такой сделки, как прощение долга между коммерческими организациями, возникает вопрос: является ли она исполнением договора дарения? Есть мнение, что если обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у займодавца собственного имущественного (коммерческого) интереса в прощении заемщику долга, то в совершенной сделке следует констатировать признаки дарения, и на нее распространяются предусмотренные Гражданским кодексом запреты и ограничения дарения, в т.ч. запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями. Кроме того, прощение долга займодавцем-нерезидентом может рассматриваться контролирующими органами как предоставление иностранной безвозмездной помощи и подпадать под действие Декрета № 5.

Виктор Александрович, юрист:

– При прощении долга отсутствует факт безвозмездного предоставления в пользование, владение или распоряжение денежных средств или товаров. Оно прекращает обязательства, а не приводит к возникновению у должника прав на что-либо. Прощенный долг невозможно использовать на что-либо, в т.ч. на цели, определенные или запрещенные Декретом № 5. Более того, в коммерческой сфере прощение долга во многих случаях предусматривает определенное встречное обязательство со стороны должника. Поэтому оно не является безвозмездным.

Как видим, прощение долга не может относиться к помощи, так как не соответствует критериям, определенным Декретом № 5, а также целям его принятия.

При этом следует учитывать, что контролирующие органы могут проверять сделки на предмет их притворности. В частности, если стороны, заключая первоначальный договор, из которого возникло прощенное обязательство, заключали его с целью прикрыть другую сделку, а именно направленную на предоставление помощи, такой договор является ничтожным, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, будут применяться относящиеся к ней правила.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 9 март 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Правомерно ли рассматривать прощение долга по займу как получение безвозмездной помощи?

7

НОВОСТИ

8

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

9

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2017 в журнале «Главный Бухгалтер»!!!

9

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Оптимизация регулирования сферы строительства в 2018 году

10

КРУГЛЫЙ СТОЛ

13

Назначить пособия можно только по правильно заполненным больничным[Срочно и важно]

13

Страховые взносы в Белгосстрах: исключим ошибки в их начислении

17

Как правильно назначить пособия семьям, воспитывающим детей

20

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

24

Налоги

24

Постановление МНС Республики Беларусь от 24.01.2018 № 1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15

24

С 1 марта 2018 года применяем новую форму ЭСЧФ и новые правила ее заполнения (Комментарий к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.01.2018 № 1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15»)[Срочно и важно]

27

Что поменялось в порядке заполнения реквизитов ЭСЧФ? (Комментарий к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.01.2018 № 1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15»)[Срочно и важно]

30

Государственное регулирование

35

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2018 № 90 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции»

35

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2018 № 143 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов экономической деятельности»

37

Постановление МНС, Минфина и Минэкономики Республики Беларусь от 16.02.2018 № 5/15/7 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 12 октября 2005 г. № 108/121/174»

39

Тарифы и цены

41

Постановление Минсельхозпрода Республики Беларусь от 07.02.2018 № 10 «О надбавках к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, в 2018 году»

41

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 12.02.2018 № 6 «О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 13

42

Комментарии

43

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2018 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42»

43

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ

47

Отражать в бухучете операцию необходимо, когда первичный учетный документ соответствует требованиям п. 2 ст. 10 Закона № 57-З

47

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

50

Документы ликвидируемой организации передаем на хранение в архив

50

ВОПРОС-ОТВЕТ

54

Оплата поощрительных отпусков и налог на прибыль

54

Увеличение балансовой стоимости объекта до текущей рыночной стоимости и налог на недвижимость

55

Расходы на оборудование складских помещений

55

Повышение нормы расхода топлива и полный износ основного средства

56

Списание суммы добавочного капитала

57

Создание резерва по сомнительным долгам

58

Определение базы для исчисления взносов в ФСЗН

59

Временная нетрудоспособность работника после отработанной вахты и оплата пособия по временной нетрудоспособности

60

Формирование розничной цены на сахар

61

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

По каким физическим лицам надо представить сведения о выплаченных доходах за прошлый год не позднее 2 апреля 2018 года?[Срочно и важно]

63

Разукомплектация объекта основных средств: как определить стоимость изъятого предмета и отразить в бухучете?

69

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

72

Формирование цен на сахар: по 16 апреля 2018 года действуют ценовые ограничения

72

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

76

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

76

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

77

Операции с давальческим сырьем: учтите особенности исчисления НДС

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

80

Призыв работников на военные сборы: учет расходов и их возмещения

80

Организация приобрела долю физического лица в уставном фонде российской организации: надо ли удерживать подоходный налог?

84

КНИЖНАЯ ЛАВКА

86

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

89

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на март 2018 года*

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 24 февраля по 2 марта 2018 года

96